Марш прогресса

Знаменитое изображение идущих гоминидов, все более напоминающих человека по мере продвижения слева направоза 25 млн. лет. Первоисточник берет начало из книги антрополога К. Хауэлла
«Ранний человек», содержащей иллюстрированную вкладку «The Road to Homo Sapiens». Автором
рисунков выступил художник Р. Золинджер.


Идущие вместе, шагающие слева направо на картинке, соответственно:
1. Плиопитек, 22-12 млн. лет назад;
2. Проконсул, 21-9 млн. лет назад;
3. Дриопитек, 15-8 млн. лет назад;
4. Ореопитек, 15-8 млн. лет назад;
5. Рамапитек (ныне Сивапитек), 13-8 млн. лет назад;
6. Австралопитек, 3-2 млн. лет назад;
7. Парантроп, 1,8-0,8 млн. лет назад;
8. Продвинутый австралопитек, 1,8-0,7 млн. лет назад;
9. Человек прямоходящий, 700-400 тыс. лет назад;
10. Ранний человек разумный, 300-200 тыс. лет назад;
11. Соло человек (ныне классифицируется как человек прямоходящий), 100-50 тыс. лет назад;
12. Родезийский человек (ныне относят к гейдельбергскому человеку), 50-30 тыс. лет назад;
13. Неандерталец, 100-40 тыс. лет назад;
14. Кроманьонец, 40-5 тыс. лет назад;
15. Современный человек, 40 тыс. лет назад до наших дней.
Оригинальный рисунок по задумке символизирует только в упрощенной форме основные этапы эволюции человека. Линейная форма (без ответвлений и разделений) была выбрана лишь для наглядности и удобства восприятия неискушенным обывателем, сами авторы были далеки от таких примитивных взглядов.

Этот образ прочно засел в общественном сознании, подобно языку, примерзшему к ледяному металлическому столбу, появляясь в бесчисленных учебниках, научно-популярных статьях, мультфильмах, произведениях искусства и мемах. Есть только одна проблема: он глубоко ошибочен.


Почему марш прогресса неточен?
Взгляд на «марш прогресса» ошибочно подразумевает, что природа, успешно достигнув человечества, может прекратить свою миссию . Он подразумевает, что эволюция неумолимо заканчивается на нас


 "Антропологи неоднократно объясняли, что современные люди не произошли от обезьян; скорее, оба произошли от общего предка , который, как показывают ископаемые останки и ДНК, жил 7–13 миллионов лет назад .


Не обязательно удивительно, что неученые могут рассматривать историю Земли как прогресс в направлении более высоких уровней сложности, где люди представляют собой наиболее сложную. Поразительно то, что следы этого взгляда сохраняются в научной мысли .

Учителя биологии редко осознают, что это лежит в основе уроков о четырехкамерных сердцах, «преуспевающих» над трехкамерными сердцами, или о простых мочевых пламенных клетках у плоских червей и нефридиях у дождевых червей, «далее дающих начало» почечным канальцам у «высших» животных. Как будто люди являются эталоном, по которому следует измерять все характеристики, а развитие более человекоподобных органов является главным индикатором эволюционного прогресса.


Люди должны отучиться от этой идеи, что биологическое разнообразие — это восходящая лестница сложности , где люди находятся наверху, а нечеловеческие виды — несовершенные переходы и низшие существа. Главным результатом этого ошибочного мировоззрения является наше небрежное пренебрежение к природной среде, которое — через изменение климата, разрушение среды обитания и потерю биоразнообразия — продолжает вызывать катастрофические последствия как для людей, так и для нечеловеческих существ."
(Александр Верт
16 авг. 2022 г.)


Натуралист Чарльз Дарвин написал себе записку: « Никогда не употребляйте слова «выше» или «ниже ». Обезьяны появились не только для того, чтобы превратиться в людей . Рептилии также эволюционировали не только для того, чтобы дать начало млекопитающим, а рыбы — амфибиям.

Лягушки совершенно счастливы быть лягушками. Они не разочарованные существа, которым не дают достичь человечности. Кроме того, у лягушек есть много приспособлений, которых нет у людей. Можно ли часами сидеть под водой или высовывать язык изо рта? Неполностью разделенные сердца лягушек часто рассматриваются как импровизированные переходы, но они отводят кровь из легких в кожу, где лягушки могут получать достаточно кислорода для поддержания своего низкого метаболизма во время отдыха под водой. Черты, которые люди часто считают «несовершенными», вместо этого позволяют другим видам достигать результатов, которых люди никогда не смогут достичь.

Но не только лягушки, бактерии и обезьяны считаются «менее чем» в типичной эволюционной истории. Даже другие гоминины — наши ближайшие предки — получают короткую расправу. Увидев бесконечные мемы о «Марше прогресса», можно простить кого-то за то, что он пришел к выводу, что протолюди существовали на прямом и узком пути к более крупным по размеру и мозговитым охотникам, которые напрямую заменили более мелких предков-вегетарианцев. Это просто неправда .



Микробы ВСЕГДА правили миром

Люди являются родственниками не только обезьян, но и всех живых существ. Как и все другие формы жизни, люди произошли от одноклеточных микробов. Последний универсальный общий предок ( LUCA ) всех живых существ на Земле был бактериоподобным организмом, который возник около 4 миллиардов лет назад. Все живые виды сегодня в равной степени произошли от этого микроба и находятся на одинаковом расстоянии от него.

Представьте себе гигантское дерево с огромным стволом, множеством больших ветвей, порождающих многочисленные ветви, и листом на конце каждой веточки. Люди представляют собой всего один лист. Наши давно вымершие предки соответствуют опавшим листьям. Каждый лист — это уникальный вид. Каждый прошел одинаковое расстояние от основания дерева — или, другими словами, от бактериальных истоков жизни до настоящего времени.

Наука обычно учит, что девонский «век рыб» привел к мезозойскому «веку рептилий», за которым последовал кайнозойский «век млекопитающих», завершившийся нашим текущим антропоценом , «веком людей». Однако, как утверждал палеонтолог Стивен Джей Гулд в своей книге 1996 года «Полный дом » , очевидная тенденция к сложности — это немного мираж. Вместо этого Земля оставалась, с тех пор как появилась жизнь, в «веке бактерий» из-за как их ошеломляющего изобилия , так и подавляющего влияния на все другие организмы.

    Кто может сказать, что бабочки или дельфины не «более развиты», чем люди?

Подумайте о том, что бактерии делают бесчисленное множество вещей, которые не могут люди , включая ориентацию по магнитным полям, инкапсуляцию, чтобы выжить сотни лет в « анабиозе », и включение случайных кусочков ДНК, лежащих вокруг их окружения. Многие бактерии производят свою собственную пищу путем хемосинтеза или фотосинтеза. Другие светятся в темноте, выживают в бескислородной грязи или кипящей воде или собирают металлические частицы, чтобы защитить себя от токсичных и радиоактивных сред.

Люди по-прежнему зависят от «простых» бактерий, которые переваривают нашу пищу и производят витамины в нашем кишечнике — то, с чем люди не могут справиться самостоятельно . Микробы правят внутри и снаружи наших тел. Их огромное влияние на здоровье человека — как положительное, так и отрицательное — недооценивается на наш страх и риск.



Взгляд на «марш прогресса» ошибочно подразумевает, что природа, успешно достигнув человечества, может прекратить свою миссию. Он подразумевает, что эволюция неумолимо заканчивается на нас . Но антропология учит, что эволюция продолжается быстрыми темпами, и H. sapiens с такой же вероятностью продолжит эволюционировать, как и любой другой вид, который выживет, чтобы увидеть следующий день.

Итак, возможно, лучшим ответом Гершелю Уокеру и его единомышленникам будет задаться вопросом, почему, если эволюция верна, люди не реализуют свой потенциал. Почему все люди не используют в полной мере свои впечатляющие мозги и хваленую дальновидность? Почему они не принимают и не принимают науку? Почему некоторые насмехаются над другими видами, считая их низшими или менее существенными? Почему они не заботятся обо всех живых существах?

В эту эпоху антропоцена, когда H. sapiens оставляет свой тяжелый и неизгладимый отпечаток на каждом уголке земного шара, человечество должно продолжать развиваться, прежде всего в плане мировоззрения. Все народы должны научиться принимать то, что ясно показывает наука: что наш вид — просто один из многих необычных видов, и что человечество должно рассматриваться как часть природы, а не отдельно от нее.

Мы можем быть единственным видом, но наша планета также является единственной, единственной, которая, как известно, поддерживает драгоценную жизнь. Чтобы гарантировать, что захватывающая история человечества не закончится трагически, все люди должны рассказывать эту историю не с высокомерием, а со смирением.


Рецензии