Актёр- фронтовик

     Посвящается советскому армянскому актёру Тонунц Гургену Ованесовичу  (1922-1997 г.г.), ярко воплотившему на киноэкране образ легендарного революционера Камо (С.А.Тер-Петросян). В годы войны Тонунц Г.О. проходил службу на Северном флоте в составе экипажа ледокольного парохода «Дежнёв», который 27.8.1942 г. вступил в неравный бой с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер», пытавшимся захватить порт Диксон. Тонунц Г.О. был тяжело ранен, получил инвалидность, но добился отправки на фронт. До конца войны воевал во фронтовой разведке. Совершил немало героических поступков, в т.ч.. используя хорошее знание немецкого языка. Был первым комендантом болгарского города Шумен. Является почётным гражданином г. Мурманска.


    

У всех актёров, дравшихся с врагами
Заложен был бойцовский, прочный ген
Они навечно будут всюду с нами
И среди них актёр Тонунц Гурген

Служил на ледоколе он советском
На нём и принял первый бой
С тяжёлым крейсером немецким
Имевшим целью Диксон, не конвой

А экипаж и он в его составе
Завяжет с крейсером неравный бой
Завесу дымную перед врагом поставив
Прикрыв порт Диксон за собой

Товарищей он потеряет многих
Накроет палубу кровавая шуга
Он ранен будет тоже в ноги
Снарядными осколками врага

И лёжа у орудий, не считаясь с болью
Снаряды будет к пушкам подавать
Пропитанный и порохом, и кровью
Не думая до срока умирать

Когда проклятый крейсер удалится
И завершится тот жестокий бой
Он у друзей вопрос увидит на их лицах
Как он с такими ранами ещё живой

Осколков тридцать извлекут из тела
Дадут ему и инвалидность, и покой
Нет, не могу я жить без дела
Врачам он скажет – Только в бой!

Потом опять война, и он в разведке
И зная хорошо немецкие слова
Разил врага всегда он метко
Не зря за ним маячила молва

После войны он стал артистом
Среди его героев был Камо
Он тоже шёл путём тернистым
И эта роль была действительно его

Такие вот, герои раньше были
Нет, они не были - они есть
Они страну по-настоящему любили
И знали цену слову – честь!



25 января 2025 г.                Н.Н.Сидоренко


Рецензии