Почему некоторые мои стихи мне дороги?

Можно писать стихи по наитию. Может даже неплохо получиться. Но опыт классиков разных времён много раз убеждал меня в том,  что не только талант, но и специальные знания по писательскому мастерству делают поэзию настоящей.

 А ещё, что настоящая поэзия - это единство высокохудожественной формы и значимого содержания, как воплощение одного из Всеобщих законов философии "Единство формы и содержания".

Вот я и стремлюсь к этому. А потому чаще критически отношусь к своим творениям, иногда не нахожу покоя, пока не переделаю то, что мне не очень  нравится. И без претензий сама к себе могу выделить всего несколько своих стихотворений.

Так почему же некоторые (немногочисленные) мои стихи для меня дороги?

ПОД ВЫСШИЙ КАМЕРТОН

Ещё блуждает сон в ресницах,
Ещё объят дремотой дом,
А мысли, словно бы тайком,
Под чей-то высший камертон
Являют рифмы вереницей.
Они взметнутся яркой птицей,
Прельстив неведомым опять…
Суметь бы только их поймать,
Да с мыслью главной увязать
И познакомить со страницей,

Чтоб стали строки родником
Иль в мир распахнутым окном!

Дуванова Зинаида.
22.05.2021г.

Это стихотворение для меня дорого тем, что использование сплетённой рифмы позволило мне выразить некую ускользающую, блуждающую эфирность мыслей, слов, рифм из которых в конечном итоге каким-то чудесным образом рождаются стихи.
 
Рифмы и ритм, вроде, тоже не подвели.

-------------------------

ДА ЛАДНО

- Да ладно, - часто слышим мы, -
Подумаешь, украл немного,
Ведь не у нас, и слава Богу,
Не будоражьте же умы.

- Да ладно, - утешают нас, -
Опять обман? И что ж такого?
Пусть это ложь, но для благого,
На жизнь взгляните без прикрас.

- Да ладно, - любят повторять, -
Вас предали чинам в угоду?
Не изменить лжецов природу,
Им в радость Правду очернять.

… Чуть-чуть солгать, чуть-чуть украсть,
А дальше – больше, больше, больше!..
И как бы нам под лживой толщей
Вдруг, задохнувшись, не пропасть…

 10.01.2020г.
Дуванова Зинаида

Стихотворение "ДА ЛАДНО" я специально написала рефреном, ведь рефрен в стихах - это не просто механический повтор отдельного слова или фразы, это усиление основной мысли стихотворения, порою, это попытка достучаться до умов и сердец читателей. А у меня именно такая тема.

А перед последним катреном я приостанавливаюсь, обозначив это многоточием, чтобы заключительные строки прозвучали для читателя философски и как размышление, и как предостережение, ведь проблемы, которые подняты в этом стихотворении, весьма значимы.
------------------------

ОСЕННИЙ СИТЕЦ

Из листьев, из лазури, из ветвей,
Из солнечных лучей и из туманов,
Из дождика и крика журавлей
Природа ситец ткёт для сарафанов.

А ситец тот – осенний, золотой,
Он так к лицу берёзкам белоствольным,
Что кроют землю жёлтою листвой
И в сарафанах кружат с ветром вольным.

Я в эти ситцы нежно обернусь,
И даст мне сил родимая природа,
Берёзовая ситцевая Русь,
Ты мне мила в любое время года!

8.10.2023г., Дуванова Зинаида.

Стихотворение "ОСЕННИЙ СИТЕЦ" мне дорого образностью и душевностью.
А ещё тем, что удалось вплести Есенинские ноты и при этом создать свой образ берёзовой Руси. Поэты знают как это непросто сохранить эту невидимую грань.

Ещё меня порадовало то, что применение в начале стихотворения приёма инверсии позволило с первых слов создать ажурный, трепетный образ осени и её берёзового ситца

"Из листьев, из лазури, из ветвей,
Из солнечных лучей и из туманов,
Из дождика и крика журавлей..."

Инверсия в литературе — это нарушение обычного, часто разговорного, порядка слов в предложении, в результате чего фраза становится более образной, витиеватой, более художественной.

Ведь, если бы я на разговорный манер первой фразой поставила "Природа ситец ткёт для сарафанов", то дальше бы пошло механическое перечисление того, из чего природа ткёт ситец для своих сарафанов:
из листьев, из лазури, из ветвей, из лучей, из туманов, из дождика и крика журавлей.

И вот что удивительно: слова остались бы те же, поменялись бы только местами, а возвышенность, воздушность поэзии, которые
здесь просто необходимы, куда-то бы ушли.

 Чтобы этого не произошло, мне пришлось над первым четверостишием потрудиться.
 Кстати, виртуозом инверсии был Михаил Лермонтов, это и другие приёмы делали его поэзию очень образной, загадочной, притягивающей.

-------------------------
Я ХОЧУ СПРОСИТЬ У ХАРМСА

Иван Иваныч Самоварпро
был пузатый самовар,
трёхведёрный самовар…
                /Даниил Хармс/

Раньше был Иван Иваныч –
Самовар Иван Иваныч.
Трёхведёрный тот Иваныч
кипяточек разливал,
утром рано разливал,
всем по чашкам разливал.

Я хочу спросить у Хармса:
- Как же так? – спросить у Хармса,
- Почему? - спросить у Хармса,
- Тридцать литров восьмерым
не хватило – восьмерым,
ведь всего-то – восьмерым?

Это ж сколько каждый выпил!
По четыре литра выпил!
Даже, может, больше выпил,
ведь ещё ж и с молоком,
кипяточек  с молоком,
с крендельком и с молоком!

Даже Жучку напоили,
даже Мурку напоили,
этим чаем напоили,
а Серёже – кап-кап-кап,
в чашку с крана  кап-кап-кап.
Как обидно - кап-кап-кап!

Дуванова Зинаида.

Стихотворение
"Я ХОЧУ СПРОСИТЬ У ХАРМСА" родилось у меня от удивления. Однажды я решила перечитать с детства нам знакомое стихотворение
про Иван Иваныча Самовара.

А читала-то я уже взрослым умом, а потому мне захотелось посчитать сколько же каждый герой стихотворения выпил. Исходила я из того, что ведро в прошлые времена чаще всего было десятилитровым, умножила на три ведра и сильно удивилась. И фантазии автора улыбнулась.

Вот и получился у меня такой дружеский шарж. Ну а по законам жанра я просто была обязана выдержать авторскую манеру написания,  воспроизводя при подражательстве стилистические свойства текста, а его внутреннее содержание создавя своё. Так я и сделала.

А за Серёжу из стихотворения мне обидно. Может он не лежебока, а "Сова". Упились все, а ему не оставили даже чашки чая.

Стихи же Хпамса мне очень нравятся.
_______________________

ДИАЛОГ ОСЕНИ И ЛЕТА

Принимая эстафету:
- Нет, - сказала Осень Лету, -
Я не стану так, как ты,
Разукрашивать цветы,
Многоцветьем удивляя.
Я от края и до края
Разукрашу жёлтым лес,
Приумножу синь небес,
Брызну пурпуром в листву,
Подчиняясь озорству.
Станет рыжая земля,
Ну, такая же, как я, -
Всех оттенков янтарей.
Стиль абстрактный мне милей!

- Что ж, дерзай, - сказало Лето, -
Ведь свой стиль – прекрасно это!
Мне ж приятней реализм,
В нём - деталей магнетизм.
Ведь природа так богата,
От цветка и до заката,
Красок столько у неё,
Что занятие моё –
Солнцем лучше освещать,
Красок больше выявлять,
Чтоб зелёные ковры
Были ярки и пестры.
У меня ж цветов не счесть.

- Каждый красит тем, что есть, -
Отвечала Осень Лету,
Села в рыжую карету
И поехала чудить
Да абстракцию творить.

Впрочем, спорить – не резон,
Каждый любит свой сезон.

3.09.2023г.
Дуванова Зинаида,

Стихотворение "ДИАЛОГ ОСЕНИ И ЛЕТА" написано мною в форме диалога. Диалог в стихах - это специальный стилистический приём. Он позволяет придать произведению живость, динамичность и создаёт эффект незримого присутствия читателя в стихотворении, т.к. читатель "слышит" чей-то разговор.

Обожаю этот приём! Вот через него я и показала спор двух времён года в переходный период, а ещё то прекрасное, что есть в лете и в осени.
-------------------------

ТЕРЕМОК ИЛИ ДОМ ЮДИНОЙ

На тихой улочке есть чудо –
Прелестный деревянный теремок.
Не верится, казалось бы, откуда?
И кто такой шедевр построить смог?
Кокошники над окнами резные,
Наличники, как будто расписные,
На стенах – Полотенечный узор,
И кружево карнизов тешит взор.
А как чудесны башенки и шпили
И этот металлический навес.
Сказать по правде – это дом чудес,
В нём Юдины и Лоринсовы жили.
Молва про терем сей идёт,
Что приведенье в нём живёт.

5.05.2014г.
Дуванова Зинаида

Для написания этого стихотворения я выбрала элегантную, лиричную и витиеватую Онегинскую строфу, чтобы передать утончённость, узорность деревянной теремной архитектуры и загадочность истории этого здания.

Думается, что обычным катреном выразить всё это было бы не возможно.
А ещё передо мною стояла непростая задача: сплести архитектурные профессиональные термины, экскурсионный показ дома и поэзию так, чтобы они читались гармонично, художественно, и при этом создавали словесно зрительный образ.
________________________

А это стихотворение мне дорого тем, что оно посвящено моим сыновьям. Это моя попытка осмысления необходимости ухода детей в свою жизнь, в свою судьбу.

***
Как с веток улетают семена
На поиски земли для жизни новой,
Так детям нашим где-то суждена
Своя семья, чтоб стать первоосновой.

Ведь легче путь, когда идёшь вдвоём
В согласии с любимым человеком.
И жизнь тогда покажется не веком,
А, словно бы, единым светлым днём!

________________________

ВНУЧЕНЬКЕ

Здравствуй, моя внученька,
Иди ко мне на рученьки,
Дай тебя поцеловать,
Будем вместе ворковать,
По квартире погуляем,
Что-то новое узнаем.
Поглядим: что за окном?
Видишь, там красивый дом,
А на небе облака,
Солнце греет им бока.
Ну а кто к нам прилетел,
Кто на подоконник сел?
В гости к нам явилась птичка,
Птичку эту звать «синичка».
А давай-ка, внученька,
Её помашем рученькой.

Ну а стихи "ВНУЧЕНЬКЕ"- это моё общение с любимой внучкой, это наше с ней воркование, когда она по малому своему возрасту ещё не разговаривала.

А правильный ритм и достойная рифма в наших стихах должны быть как само собой разумеющееся. Это как для учёного, например физика, знание уже известных физических
 законов.

Дуванова Зинаида, Челябинск


Рецензии