Нурали Латыпову - знатоку и другу

Читая книгу Латыпова испытываю устойчивое дежавю. И это вполне нормально. Мы познакомились 40 (!) лет назад в Москве, которой уже нет. Нет страны, где мы родились, нет общежития на Рязанском проспекте, где мы весело и с пользой проводили время. Что только стоят импровизированные художественные выставки в коридоре общежития, на которых выставлялись яркие талантливые работы Нурали Латыпова и Владимира Бреуса!
В тумане времени изредка проскальзывают некоторые детали прошлого, но ты ведь знаешь Нурали, что это бутафория – плод нашего воображения.
В сегодняшней реальности есть твоя книга. Я ее редактирую и говорю с тобой по телефону, обсуждая, что у кого из нас болит, болело и будет болеть.
Старость - прелестное время. Есть, о чем поговорить по телефону в перерывах между сводками с фронтов, где побеждает вирус, и смерть уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим.

Единственность

Что я могу сказать о твоей книге?
 Её надо читать, и, может даже, перечитывать.
«Души жаждут выводов, а не предпосылок» - говорится в знаменитом труде эпохи арабского Возрождения IX – XII вв. «Китаб аль-Фихрист». Все так, если книга не несет в себе отпечаток масштабной личности автора.
Огромное множество книг, авторов которых никто не помнит, может, действительно, не нуждаются в предпосылках, рассуждениях вокруг избранной темы. Но если речь идет о Нурали Латыпове, уникальный интеллект которого сам по себе может быть предметом научного изучения, без поиска особых форм подачи материала к его размышлениям о «вирусах разбойниках» - не обойтись.
Тебя, друг мой, в первую в очередь, выделяет то, что Александр Блок называл – «единственностью».

Обнаженная гречанка

Слепну…
Снится мне Гомер,
Храм Афины,
Груди острые гетер
и маслины.
Античность всегда больше, чем цивилизация и культура вместе взятые. Для меня античность, как обнаженная гречанка, всегда желанна (в моем сократовском возрасте больше в мыслях).
В твоей книге отчетливо светятся звезды античного Ренессанса – арабского и итальянского в одном бокале. Я даже представляю себе этот роскошный бокал тосканского вина, которое так любил Леонардо.
Полезно выпить под звучание гекзаметра Гомера, воображая Трою, пробуя на вес меч Ахиллеса, представляя целомудренно-похотливый образ Елены. Все это - больше чем миф. Больше чем жизнь. Это реальность, которая не нуждалась в клетке социальных ограничений, где сегодня находимся мы.
Ренессанс подарил образы и идеи, до которых мы никак не можем дорасти.
Твоя книга редкое исключение максимального приближения к мудрости натурфилософского начала науки, и у меня есть робкая надежда, что «подготовленный читатель» обратит на это внимание.

Надо учится слышать Гомера

Этот слепой старик много сказал того, что полезно было бы осмыслить сегодня.

Сын громовержца и Леты — Феб, царем прогневленный,
Язву на воинство злую навел; погибали народы.
Праведный гнев Аполлона, далеко разящего бога?
Феб за него покарал и бедами еще покарает,
И от пагубной язвы разящей руки не удержит.

Поэты и философы античности до сих пор находятся в информационном поле планеты, и, если верить Гомеру (а я ему верю) «Праведный гнев Аполлона, далеко разящего бога…» может настичь людей в виде стрел многочисленных эпидемий.
Можно сколь угодно рассуждать о том, что в случае с коронавирусом Аполлон не причем.
Можно утверждать, что натурфилософия и метафизика остались далеко позади технологического прогресса науки.
Твоя книга "Нурали Баба и 40 вирусов разбойников" убедительно показывает, что глубоко заблуждаются те, кто верит в рамки, кто измеряет природу циркулем.
Политика всегда была серого цвета.
Наука, к моему глубокому сожалению, тоже не отличается яркой палитрой. Ей тоже сегодня надо быть усредненной, сероватой. Помнишь, как у Цветаевой:

Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!

«Мир мер» оказался беспомощным перед гневом Аполлона. Вирус не сам постучался к нам в дверь. Он обрушился на нас как кара того, что "над природой". Твоя натурфилософия все это объясняет, но не обо всем говорит.

В этой книге ты не стал рубить с плеча (хотя мог). Ты превратился в Нурали Бабу, чтобы поведать людям самую главную сказку про то, как вирусы разбойники существовали раньше, и как существуют теперь.
Ты явно жалеешь читателя не желая ткнуть его носом в реальное положение дел.
Стрелы Аполлона - не видения слепого Гомера.

Пифийский дар

По моему глубокому убеждению – любая книга, как отпечаток пальца несет информацию о том, кто ее написал. У большинства писателей нашего времени «узоры на пальцах» так и не появились.
Помню, что в 80-е годы ХХ века твоя популярность в Советском союзе была просто сумасшедшей. Впрочем, у тебя было не мало фанатов практически во всех странах Восточной Европы, и в Израиле, ведь телеигра «Что? Где? Когда?» была блестящим образцом советской интеллектуальной школы, которая вопреки всем ограничениям учила думать самостоятельно.
Никогда не забуду, как ты блестяще решил загадку Леонардо да Винчи, коротко ответив – «Яма» ("Начинается с конца, а заканчивается с начала. Чем больше берешь, тем больше становится".).
А случай, когда ты приехал к нам в гости (мы с Таней снимали квартиру на ул. Семеновской), и я спутал корпуса нашего дома, когда диктовал адрес. Была морозная зима и ты сильно замерз. Дверь открыла моя пятилетняя дочка Лида и сразу же, не дав тебе возмутиться моей рассеянностью, выпалила:
- А вы совсем не изменились.
От неожиданности ты спросил:
- С какого времени?
- с телевизора, ответила Лида, которая несколько дней назад смотрела телеигру «Что? Где? Когда?».
Этот маленький эпизод из далеких 80-х хорошо иллюстрирует твою невероятную популярность. Каждый твой ответ в те годы был событием, которое обсуждали в метро, на работе, в компании друзей.
 И ведь это была не просто интеллектуальная игра, но тоска советского социума по торжеству мыслящего человека, находящего ответы там, где это казалось невозможным.
Твой пифийский дар сегодня как никогда нужен для того, чтобы ответить на исконный русский (теперь уже планетарный) вопрос – «Что делать?»

Ковчег
 
В дни нашей молодости, мы были дерзкими в своих интеллектуальных поисках. Помню, когда великая страна разваливалась на глазах, а я мечтал создать рабочую модель саносферы, и, кажется, почти создал её.
Лев Николаевич Гумилев – рецензент от ВАКа СССР, почти воландовскими словами мне тогда сказал: «Вы молодой человек (мне было 34 года) пишите словно явились из будущего, над вами потешаться будут».
Находясь сегодня в 2021 году, (считай в будущем), я должен признать, что ты мой друг - первый, кто не побоялся спустя ровно 30 лет (!) вернуть меня к этой теме, и пока единственный, кто ее развил в свете нынешней пандемии.
Примечательно, что вся доказательная база (если ее можно так назвать) построена на материалах региона Средней Азии, которой для нас с тобой является родным геокультурным ландшафтом.
Саносфера (предложенная мною расширенной коллегии ВАКа СССР в 1991 году как концепция) является частью геологического слоя ноосферы, неким подобием Ковчега, построенного как структура биосоциальной безопасности, которая охватывает все функции государственного управления, подчиняя их единой цели – системного ответа на вызовы новой реальности.

Флюс

Многочисленные специалисты эпидемиологи, социологи, экономисты и др. разделились на два основных лагеря: одни явно преувеличивают последствия COVID-19, другие явно его недооценивают. При этом, подавляющее большинство исследователей видит только «верхнюю часть айсберга», выдает фрагментарную поверхностною информацию, что актуализирует твою книгу, как источник системной глубинной информации.
Думаю, нет смысла доказывать, что COVID-19 отправная точка деструктивного биосоциального процесса, в котором доминирует не столько COVID-19 сам по себе, сколько абсолютно неадекватная реакция на него, как со стороны Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), так и со стороны национальных систем здравоохранения (последние продемонстрировали в ряде стран редкую глупость).
 Как говорил Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння».
 Спровоцировав правительства на введение карантинов и даже ЧС, «организаторы здравоохранения» дали вирусу COVID-19 не бывалую доселе силу воздействия на здоровье населения планеты, прежде всего, снизив иммунитет на популяционном уровне.
«Сон разума рождает чудовищ» - гласит испанская поговорка.
COVID-19 – вирус, который из биологической угрозы, усилиями СМИ, введения не пропорциональных карантинных мер, превратился в биосоциальное чудовище. 
  Хочу особо подчеркнуть, что сегодня нужны не ответы хором, которые озвучивают журналисты, а ответы индивидуумов с расширенном ассоциативным мышлением.
И здесь, я готов поставить на твою книгу.
 Ведь сегодня важно услышать не только узких специалистов, но, и, в первую очередь, интеграторов, к которым с полным правом можно отнести автора книги «Нурали Баба и 40 вирусов разбойников».

Фрагменты из послесловия к книге Нурали Латыпова «Нурали Баба и 40 вирусов разбойников».


Рецензии