Блокада
Нам о ней не забыть никогда.
Подвиг тех, кто не сдал Ленинграда,
Будет в наших сердцах навсегда.
Наш суровый измученный город
Не сломался, не сдался врагу,
Он всё выдержал: голод и холод,
Прошептал, стиснув зубы: "Смогу!"
Город жил, не ходили трамваи
И на скудный блокадный паёк
У станков на заводах стояли,
И роптать было им невдомёк.
А в домах ни тепла нет, ни света,
Стынет в проруби невской вода,
И с глазами огромными дети
Точно знают, что значит беда.
Это страшное слово - блокада,
Девятьсот героических дней!
Не смогли одолеть Ленинграда,
Не заставили сдаться людей!
21.01.25
Свидетельство о публикации №125012405164
Строфа 1. Две строки о блокаде. И две о тех людях с проекцией на нас. Без точки здесь никак.
Строфа 2. Есть большая разница между глаголами «сломить» и «сломать»! Стискивание зубов сильно нарушает артикуляцию, и невозможно "промолвить" (возможны - как шёпот: "Смогу!"/ сквозь горло: "Смогу!")
Строфа 3. В первой строке общегородской эскиз. Точка. Но в трёх следующих не названы, КТО?! (ели паёк/ стояли/не роптали). Не стану зубоскалить на тему того, что по структуре написанной фразы ели/стояли/не роптали - трамваи...
Строфа 4. «Стынет» глагол проходной, не убедительный. Ничего не сообщает о блокадном человеке. А сообщить можно; например: «в ДАЛЬНЕЙ проруби невской вода». Дети ТОЧНО знают, что значит беда. Они же рядом и внутри всеобщей беды! "Тоже знать" можно о чём-то в стороне находящемся, эпизодически попадающем в поле зрения. О детских глазах отдельно ниже.
Строфа 5. Изумлённо читаю про то, как 900 дней пытались, но у них не вышло - одолеть город и горожан! Ольга, здесь снова потеряно подлежащее. Вопрос "кто?".
В целом. Многое выражено через глаголы, а они воспроизводят состояние движений. Подвижность это не совсем блокада; либо это паникование автора перед величиной события/состояния.
Как приём рефрена повтор «Это страшное слово блокада» в начале 1-й и 5-й строф. Другие повторы обедняют и ослабляют: «сдать(ся)» 3 раза, «не» 11 раз, «город» дважды. Автор не говорит от собственного лица, укрывается в массу своих современников, становясь пикселем на миллионном групповом снимке: «нам/наши/наш». И группирует многопиксельную массовку на "том берегу" истории: «им невдомёк/дети/люди».
А иллюстрация пугнула меня сразу. Не фотошоп ли побывал на лицах и особенно на глазах? Я видел кадры того времени, и с глазами, и с детскими. Они другие.
Гера Констан 04.02.2025 22:47 Заявить о нарушении
Ольга Манушенко 07.02.2025 15:14 Заявить о нарушении