Искусство создания книги 15

http://stihi.ru/2025/01/24/3161
Предыдущая глава.

Глава 14. Моя гордость

Немного отвлечемся от технической стороны вопроса и поговорим о том, как же это происходит, что в один прекрасный день вы берете в руки увесистый том. И на нем значится ваша фамилия. Кажется, что это не вы, а кто-то другой сделал ее. Почти нереально!

Хотите узнать мою историю? Давайте расскажу вам о том, как я работала над книгой "365 моментов хайку". Она есть в доступе в трех версиях: печатная, электронная и аудиокнига. Именно эту книгу взяли в Читай-Город.

На сочинение более 400 хайку ушло около 5 лет. За это время я узнала о японских трехстишиях столько, что хватит на отдельную книгу. С каждой новой информацией, дорабатывала уже написанные строки. И чем больше я узнавала, тем четче выкристаллизовывался смысл, вложенный в три строки.

Бертольд Брехт сказал: "Держи форму, содержание подтянется". Только это и работает. Над стихами, особенно короткими, надо трудиться долго и тщательно. Откладывать и возвращаться. Это непрерывный процесс. Единственный способ приостановить его — сдать работу. Сделать книгу.

Когда я рассказала отцу, что хайку лучше всего читать по одному в день, он подал мне идею выпустить книгу, которую можно читать каждый день в течение года.

Как я отреагировала? Ах, когда это будет!.. Нет, у меня не было плана писать ежедневно по одному. Это длилось только месяц. Нет, не все, что я сочинила вошло в книгу. Некоторые так и остались только на Стихи.ру. Нет, я не собирала их в единый документ ворд в течение 5 долгих лет. Публиковала их на портале Стихи.ру и издавала в ранних сборниках.

Приступила к созданию книги за полгода до ее выхода. Пронумеровывала каждое трехстишие, выделяла цифры и звёздочки заголовком первого уровня. Теряла часть собранного материала и начинала снова. Это затянуло работу на два месяца, когда оставалось совсем чуть-чуть!  Просто не успела сделать копию...

Что получается гладко с первого раза? Да почти ничего. Расставляла  и переставляла хайку до того как убрать нумерацию, и даже в книгу прошло одно с номером. Потом вносила исправления и отправляла книгу на переопубликацию.

Некоторые трехстишия не вписывались в общую картину, их безжалостно удаляла и заменяла новыми. Есть хайку, которые сразу вошли в рукопись. Они не были опубликованы в интернете, их прочли только те, кто приобрел книгу. Другие были вычеркнуты, потому что требовалось ровно 365 трехстиший.

Чтобы сгруппировать такое количество, создала отдельные разделы по временам года и делила их по 90 трехстиший в разделе. При перестановке некоторые терялись. Хорошо, что была копия с пронумерованными хайку. Потом расставляла по порядку внутри раздела. Если посчитать по датам, фейерверк ко Дню Победы должен попасть на 9 мая.

Когда расстановка меня устроила, решила убрать разделы и оставить только хайку. Чистый беспрерывный поток хайку в ритме японских колыбельных. Именно этот ритм создает ощущение умиротворения и гармонии. Если начать читать ее 1 марта, то можно закончить 28 февраля и прожить целый годовой цикл, потому что она начинается с пробуждения весны.

Знаете, когда я по-настоящему оценила масштабы проделанной работы? Впервые прослушав аудиокнигу. Здесь я доверилась профессионалам из Ридеро и не пожалела об этом. Анастасия Кумбароски согласилась озвучить поэзию, хотя обычно она за это не берется.

Для создания аудиокниги премиум-класса потребовалось в два раза больше времени, чем было заявлено первоначально. Диктор и вся команда звукозаписи вложили свою душу, прожили каждую строчку и подарили миру то, чего я одна не смогла бы дать никогда. Огромное им спасибо за это! Огромное им спасибо за то, что они с трепетом и уважением отнеслись к моим мыслям, поняли меня. Я действительно горжусь этой работой.

http://stihi.ru/2025/01/24/6755
Следующая глава.

На фотографии обложка книги


Рецензии