Красные ворота как уничтожали одну из любимых
https://dzen.ru/a/Z4tpYMYYM0uhlbm9Красные ворота: как уничтожали одну из любимых москвичами достопримечательностей
Отреставрировали, чтобы разобрать
Незримая достопримечательность
Правда ли, что даже после революционных событий 1917 года Красные ворота оставались одной из любимых достопримечательностей среди москвичей? Как так вышло, что сначала постройку отреставрировали, а уже через пару месяцев решили сносить? Какие аргументы были у сторонников и противников уничтожения Триумфальной арки? А также - как проходил демонтаж ворот? Сохранилось ли что-то от них? И неужели москвичи совсем не хотели забывать о любимой достопримечательности, даже после её исчезновения? Об этом и не только расскажу сегодня.
Любимые москвичами
У меня уже была статья на канале про историю Красных ворот. Однако процесс их сноса я осветил очень кратко. Теперь предлагаю вам узнать об этом больше. Ссылку на старый материал про утраченную достопримечательность оставлю в конце этой статьи. Здесь на истории самого памятника архитектуры мы останавливаться не будем. Перенесёмся сразу же в 1926 год. Отсюда начнётся повествование.
Красные ворота в 1920 году. Вид от Каланчёвской улицы. С сайта www.pastvu.com.
Несмотря на то, что Красные ворота являлись ярким памятником царских времён, они по началу не вызывали негатива у нового социалистического государства и жителей Москвы. Наоборот, достопримечательность попадала во все главные путеводители по столице того времени. Советский поэт Николай Асеев даже упомянул Красные ворота в своём стихотворении "Кумач". В начале и в конце произведения.
Заметка в газете "Вечерняя Москва" от 3 сентября 1926 года (№202) о том, что реставрацию Красных ворот скоро закончат.
Элементы декора, которые напоминали о Российской Империи, быстро сняли. Во время революционных праздников Красные ворота украшали флагами такого же цвета и разными лозунгами. В продаже было великое разнообразие открыток с изображением этой столичной достопримечательности.
Осенью 1926 года и вовсе завершилась реставрация памятника. Процессом руководил известный специалист Николай Виноградов. Он отвечал также за ремонт стен Китай-города и Сухаревой башни. К сожалению, их судьба также сложилась не лучшим образом. В газете "Вечерняя Москва" за 3 сентября 1926 года писали, что "скоро ворота предстанут в таком же виде, какими они были полторы сотни лет назад".
Отреставрировали, чтобы разобрать
Однако уже в ноябре 1926 года отдел коммунального хозяйства Моссовета представил на президиум новый список с постройками, которые предлагалось снести. Там значились две церкви в центре города и Красные ворота. Аргументация была такой: место узкое, а транспорта много.
Ну то есть хотели разгрузить движение на площади. Специалисты по градостроительству и транспорту Москвы предложение не поддержали. По их словам, проблема решалась просто. Достаточно было заняться перепланировкой пространства.
Красные ворота в 1926 году. Здесь лучше видно, как они стояли. Вид от Мясницкого проезда в сторону Каланчёвской улицы. С сайта www.pastvu.com.
На защиту ворот встал известный зодчий Алексей Щусев. Он писал, что "лучшие московские архитекторы согласились бы безвозмездно принять участие в конкурсе на перепланировку площади с сохранением Красных ворот...".
Щусев также считал, что организовать пространство по-новому несложно. Тогда и машинам будет достаточно места, и любимую многими достопримечательность сохранят. Присоединились к архитектору и другие его коллеги. Собственное заявление в поддержку Красных ворот даже выпустили в Академии Наук. Среди защитников старой постройки был и знаменитый художник Аполлинарий Васнецов.
Красные ворота в 1926-1927 годах. Вид от современного наземного вестибюля станции метро "Красные ворота". С сайта www.pastvu.com.
В январе 1927 года к дискуссии подключились в Наркомате просвещения. Чиновники обратились в Президиум ВЦИК с просьбой приостановить постановление Моссовета. Главным аргументом стал тезис об уникальности Красных ворот.
Действительно, это было единственное сохранившееся на тот момент подобное сооружение. Первый вариант этой триумфальной арки возвели ещё во времена Петра I, в начале 18 века. Утверждение о том, что ворота мешают движению, в Наркомпросе назвали несостоятельными. По их словами, центр почти любой московской площади итак никогда не использовался для проезда транспорта.
Красные ворота сбоку. Вид от Садовой-Черногрязской улицы, 1926-1927. С сайта
Несмотря на большое количество несогласных со сносом, нашлись и те, кому идея пришлась по душе. В феврале в статье газеты "Известия" писали, что Красные ворота вообще не являются памятником архитектуры. Во-первых, они "поставлены в честь императрицы".
Видимо, имелось ввиду, что эта версия триумфальной арки появилась во времена правления Елизаветы Петровны. Во-вторых, их внешний вид - это "тяжёлое замоскворецкое барокко". То есть "совсем не характерный ни для оригинального французского барокко, ни для русских построек 18 века".
Незримая достопримечательность
6 апреля 1927 года Московский отдел народного образования направил в Моссовет просьбу, чтобы там признали Красные ворота памятником. Однако через 10 дней пришёл отказ. Разборку Триумфальной арки начали 3 июня. Историки говорят, что проводили её не очень бережно.
Многие элементы декора просто бросали сверху на асфальт. Однако известному москвоведу Петру Сытину всё-таки удалось аккуратно снять несколько украшений, чтобы разместить их в предшественнике нынешнего Музея Москвы. Некоторые камни от сносимой постройки пошли на ремонт Китайгородской стены у старого Москворецкого моста.
Разборка Красных ворот в июле 1927 года. Вид с той стороны, где сейчас находится наземный вестибюль метро. Автор фото: А.А. Губарев. С сайта www.pastvu.com.
Довольно быстро Красные ворота разобрали. Однако обсуждение не прекратилось и после завершения работ. В газетах постоянно выходили заметки, в которых авторы спорили друг с другом. Одни говорили, что снос был правильным решением. Другие, что это невероятная ошибка.
Утраченная городская достопримечательность надёжно сохранилась в головах москвичей. О ней не могли забыть. Даже спустя 8 лет после сноса, когда на площади появился наземный вестибюль станции метро "Красные ворота". Архитектор Иван Фомин признавал, что хотел отразить во внешнем облике черты разобранной Триумфальной арки. Этот же мотив он использовал для оформления станционного зала.
Наземный вестибюль станции метро "Красные ворота", 1935. Автор фото: Г. Петрусов. С сайта www.pasvu.com.
В более поздние советские времена постоянно возникали дискуссии на тему восстановления Красных ворот. В 1960-х и 1980-х архитекторы предлагали проекты перестройки площади. В её центре они видели образец барокко 18 века.
Несмотря на то, что эскизы даже публиковали в столичных газетах, в реальность ничего не воплотили. Да и сейчас, наверное, ворота и правда будут мешать движению транспорта. Там и без них не проехать. Площадь практически за сотню лет стала меньше. Поэтому и восстановлении некогда одной из самых любимых москвичами достопримечательностей придётся, скорее всего, забыть.
Статья про историю Красных ворот. Она, конечно, довольно краткая и не такая подробная. Всё-таки одна из самых старых на канале. Но и там вы сможете найти любопытные факты:
Свидетельство о публикации №125012403302