Семь мелодий янтаря. Часть 5. Медово-каменный черт
ЧАСТЬ 5. МЕДОВО-КАМЕННЫЙ ЧЕРТОГ
Древнелитовская легенда
Всплывает из Балтийских вод
И увлекает всех мгновенно
В медово-каменный чертог.
Не зная горя и волнений,
Среди медуз и пенных волн
В коралловых хитросплетеньях
Жила богиня моря в нем.
Игрались рыбы на лужайке
Перед причудливым дворцом,
Извилисты дорожки с гальки,
А под крыльцом усатый сом.
Резвились серые дельфины
Пугая чаек наверху,
И водоросли в балдахины
Коньки свивали поутру.
Жила прекрасная богиня
В янтарном замке много лет
И море было синим-синим
И жемчугом играл рассвет.
Но вот однажды в море сети
Скользнули, рыбок испугав,
Рыбак расправил свои плечи
О чем-то песню напевал.
Разгневалась тогда Юрате (1),
– Да кто посмел! Каков наглец!
Послав русалок для расплаты
В Янтарный уплыла дворец.
Не внял рыбак русалок просьбе –
Не поднимать придонный ил,
Когда зажглись на небе звезды
Он снова сети запустил.
От гнева море почернело –
Рыбак не выполнил приказ,
Видать, он юн и очень смелый,
Всплыла богиня в тот же час.
Шипело вздыбленное море
Плевалась пеною волна,
Но увидав, притихла вскоре
И песни слушала слова.
Так Каститис пленил богиню
Красивой песней в брызгах волн,
Влюбилась в рыбака так сильно,
Что увлекла в Янтарный дом.
Кумжа (2) , салака и бельдюга,
Лосось балтийский и тюлень
Плескались, не боясь, ведь с другом
Был год не год, а год, как день.
Она любила слушать песни –
Он для нее с любовью пел,
Все время проводили вместе
И от любви янтарь светлел.
Ни что не предвещало горя,
Но вот ревнивый Перкунас (3),
Метнул в испуганное море
Стрелу огня, и в тот же час
Разрушился дворец янтарный
И молнией рыбак пронзен,
Но замысел хитер, коварный,
Ведь повелитель очень зол.
Юрате приковал навеки
Над бездыханным телом он,
Нельзя богине человека
Любить и приводить в свой дом.
И день за днем теперь богиня
Оплакивает свою боль,
И от рыданий тех глубины
Колышутся, и вновь, и вновь
Выносят на берег покатый
Осколки дивного дворца,
То капельки от слез Юрате
И им нет края и конца.
Но Балтика, в кипучих водах,
Хранит чудные острова,
Янтарной радугой там своды,
Оберегают зеркала,
В которых отражалось время,
И звезд оборванный полет,
Там Алатырь (4), и если верить,
С далеких-давних лет живет.
Сакральный центр земли Сварога
Был от кометы Фаэтон,
Небесный ангел, символ Бога,
И вестник, издающий гром.
Все это, в Алатырском море
Мешалось, чтобы тайны суть,
Ветвями разветвляясь, в корне,
Давала ищущим тот путь,
Который, с дальнего Кавказа,
По территории Руси,
Так ускользал от злого глаза,
Чтоб силу верным принести.
От катастрофы той кометы
На землю пал метеорит
И излучал так много света,
Как Алатырь стал знаменит.
В былинном эпосе славяне
Его назвали «пуп Земли»,
Подобно сокровенной манне
В сказанья Библии вплели.
Легенд об этом камне много,
Алтарь известных катастроф
Совпал с нашествием монголов
И в Голубиной книге (5) лег.
И там, на острове Буяне,
Стоит божественный связной
И мир небесный своей тайной
Соединяет в мир земной.
В скрижалях старого Завета –
Синай гора дает закон,
А Черный камень хранит Мекка
(От грешных рук чернеет он).
Паденья место – Третим Римом,
Назвали люди неспроста,
Из белокаменной глыбы,
Там выросла сама Москва.
Такой был путь звезды двуглавой,
Начертанной хвостом комет,
И летопись гласит о главном –
По всей земле остался след.
А бел-горючий дивный камень
Лег в зарожденье янтаря,
И созиданьем снова манит
На побережья и моря.
Есть двести пятьдесят отличий
(Так различают знатоки),
Зеленый, синий и коричневый
И черный можно там найти.
Статиенит, глессит лимонный,
Молочно-рыжий геданит,
Густой, прозрачный и бездонный
И пенно-белый боккерит.
Из «голубой земли (6) » добытый
Окаменевший рыбий жир
(Янтарь и этим знаменитый)
Приходит самоцвет в наш мир.
Имеет и морские корни
(Застывшая слюна кита),
И, зарожденный в жарком горне,
Из недр земли он неспроста.
Он как эфир, как жар выходит,
Чтоб стать красивым оберегом,
В нем чистая живет природа
Под голубым бездонным небом.
В нем силы Солнца и Венеры
И дух застывших вечно смол,
Великодушие и веру
Дарует, кто принять готов.
1. По легенде богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в янтарном замке.
2. Кумжа – балтийская форель.
3. По литовским вереваниям самым главным среди богов был бог Перкунас (Перун)
4. Алатырь, латырь, в рус. средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец», пуп земли, наделяемый сакральными и целебными свойствами. Легенды об А. восходят к представлениям о янтаре как апотропее (ср. назв. Балтийского моря - Алатырское море). В стихе о Голубиной книге и рус. заговорах А. («бел-горюч камень») ассоциируется с алтарем, расположенным в центре мира, посреди океана, на острове Буяне; на нём стоит мировое древо, или трон, святители, сидит девица, исцеляющая раны; из-под него растекаются по всему миру целебные реки и т. п.
5. Голубиная книга – это источник сакральных Знаний русского народа..
6. «Голубая земля» - название основного янтареносного горизонта эоценовых морских россыпей Прибалтики; обогащенные глауклинитом (глауконит) буровато-зеленые песчано-глинистые и слюдистые алевриты, содержащая большое количество кусков янтаря.
Свидетельство о публикации №125012402491