Это мы, введение 2023

Это я в Ноябрьске после спектакля с участием моей внучки, извините за тавтологию, но спектакль так и называется - "Это Я". Нашего семейного там - хореография. А сам спектакль стоит на трех китах : уличный театр «Dream Up» совместно со студией современного танца «Soul Дэнс» и театром огня и света «Та-Моко», вместе они подготовили красивое, яркое, завораживающее представление с различными элементами оригинального жанра.

Как мостик к моему поколению прозвучало стихотворение Анненского:

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

...при этом даже Тьма оказывается не столь уж тёмной, ибо в Космосе Света много больше, чем его излучают все звёзды - так сказал Голос за сценой. Это неожиданно глубокое для уровня уличного театра заявление прошло как бы между делом, во время танцев утренних звёздочек.

Полагаю - пересказывать спектакль смысла нет, это надо видеть, и это так близко оказалось мне - как-то автоматически переключило это всё меня на мои недописанные заметки. Сначала к "Поэме без героя" Анны Ахматовой, хотелось попробовать описать впечатления балетом. Что, в общем-то, предполагала и сама Анна Андреевна - "Сегодня ночью я увидела или услышала во сне мою поэму как трагический балет (это уже второй раз, первый раз так было в 1946 г.):

…и во сне все казалось, что это
Я пишу для (xxx) либретто
И отбоя от музыки нет...

Будем надеяться, что это ее последнее возвращение, когда она вновь явится, меня уже не будет... Но мне все же хочется отметить это событие, хотя в одном списке, что я и делаю сейчас. Я помню все: и декорацию, и костюмы, и большие Лондонские (как в Пушкинском Доме) часы (справа) с серебряным звоном, ...
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6608.php ,  "Наше Наследие" № 66 2003.

Но балет вне театра как-то не пошёл, зато пошли в работу мои домашние архивы, дневниковые записи 30-летней давности, когда мы с Валерием Котовым ставили свои спектакли-капустники. Конечно, у нас не было ни настоящих декораций, ни светотехники, но кое-что тоже получалось, Котов-то всё-таки начинал как театральный режиссёр, а я уже делал постановочные сценки для ВИА. Не буду говорить, что это был первый театр в Ноябрьске, нет, дальше капустников для своих мы не пошли, но это тоже, пусть не домашний театр, но всё-таки семейные сценки в семье единой тогдашних работников СМИ.

О самих моих "архивах". Это такие блокнотные обрезки, не для печати или настоящего архива, к сожалению. Потому пришлось многое восстанавливать по памяти. Правда, в Ноябрьске я ещё успел сходить в Интеллект-Центр, это возле Храма и Телепорта. Там, к слову, я сам около года работал в ещё неформальной редакции радиовещания. В уже далёком 1989-м. Однако в Интеллект-Центре в архивах Котова мне поработать не удалось,потому что сотрудники больше меня самого расспрашивали о делах давно минувших дней. Интерес читателей к моей персоне, сами понимаете, это интереснее самой работы, потому я решил работу перенести на следующий раз.

Следующего раза не получилось, так как жену  выписали из реабилитационного отделения и она попросилась к морю. Отвёз и дальше работал по теме в Крыму, там эти заметки писались более по памяти, так как из Крыма на Ямал по сети доступ очень некачественный. Хотелось кроме самих наших капустных постановок дать и обстановку, потому что иначе наши сценки просто ни о чём для современного читателя.

Получилось больше обстановки, чем самих сценок. Однако - по этим поэтическим заметкам - мне самому сейчас представляется, что мы были больше литераторы, чем журналисты, что писали не только сиюминутное, и "нетленку", как в нашей среде это называлось. Что были работниками не только нивы культуры города Ноябрьска, но и Ямала, да и других территорий Западной Сибири и Урала, Ханты-Мансийска, Тюмени, Екатеринбурга. Разумеется, всё за десятилетия совместной работы я здесь не описал.

Если Ноябрьску сегодня 50, то из них моих в общем-то почти 45 лет (если включать и Муравленко, как часть "Ноябрьскнефтегаза"), потому я и решил дать общее название трилогии "Это мы". Как явление для Ямала. Ибо у меня и в Салехарде трудовая лет около десяти жила, а сам в это время был то в Ноябрьске, то в Муравленко, а то и в Губкинском. Расширенная зона деятельности была у корреспондентского пункта порой.

И, при переходе на уровень Ямала, моё описательное поначалу легкое чтение неожиданно для меня самого сместилось в литературоведение по мистике творчества на Ямале на примере всего одного эпизода, очень своеобразного произведения Анны Неркаги. Это "Молчащий", антиутопия её, сейчас позабытая. Но это близко если не широкому читателю, то творческим людям, ибо кто не проходил через молчание?

В общем-то хороших работ по литературоведению Ямала пока не встречал, доступ в научные библиотеки ЯНАО, Тюменской области или УрФО у меня не корректный из Крыма. Хотя читательские билеты сохранились, но скорее всего здесь какие-то сложности боевого периода. То есть уточнить факты, годы, имена не могу. Тем не менее, полагаю, что эта работа будет полезна тем, кто будет работать на литературной ниве в нашем городе. Да, скорее всего я не сколько нечто открыл, сколько неких новых загадок загадал для будущих исследователей культуры нашего города. Хотя бы в той же мистической составляющей бытия нашего Ноева Ковчега посреди огромного океана тайги.

Загадка каждой жизни бытия
Земли моей Единственная Тайна
Разгадка же всегда чуть-чуть печальна
Как будто бы распутанное "Я"
Уже какой-то генотип нейтральный
А не любовь весенняя моя

И не посев после дождей тяжелых
И не поход на трудный урожай
И не исход среди стернины голой
Туда где мой костёр

Черта. Межа.

Загадка Бога каждого чиста
Небес твоих она одна ли тайна?
Разгадка же всегда чуть-чуть случайна
Да, - и у самолета вид креста
Там, выше гор тяжелых, дальних
Где радуга подобием моста

И где дожди опять черпают силы
И где небесный гром, и снег искрист
У где мне сердце словом отворил Он
Тот, кто всегда во всех

И в каждом чист.

Загадка из запутанных имен
Народа одного ли только Тайна?
Одной ли Еве яблоко Нагайна
Снять помогала с дерева Времён?
Одну ли пару ангел вел опальных?
Один земной народ посеял Он?

И не Господь напишет наши книги
И не от Прометея дым костров
И не с Христом одним послал вериги
Тот, кто всегда во всех

И выше слов.

*
Февраль 2023-го, г. Ноябрьск, январь 2025-го, Крым, мыс Казантип.


Рецензии