ТРК Скиф г. Дружковка 12. 09. 2010 г

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПЕРЕДАЧА «НОВОСТИ» ТРК «СКИФ» ГОРОДА ДРУЖКОВКИ 12.09. 2010 ГОДА.
ИНФОРМАЦИЯ О ФЕСТИВАЛЕ «ГОРОД ДРУЖБЫ ПРИГЛАШАЕТ»




1. ВЕРСИЯ, ВЫШЕДШАЯ В ЭФИР

Тележурналист, ведущая новостей. Поэт Василий Толстоус из Макеевки, один из руководителей мастер-классов. Сам пишет стихотворения на протяжении сорока лет. На фестиваль приехал послушать коллег. Говорит, что его интересует и волнует всё – от жёлтых листьев до мимолётного настроения.

В.Н. Толстоус. … я иду по городу, смотрю: какие жёлтые листья, или допустим – красные. Вижу, как хорошо плавает по воздуху паутина. И я обо всём том, что увидел – пишу. А если я вижу, что памятник какой-то стоит, и должен быть отремонтированным, а он стоит такой – в не очень хорошем состоянии, то и об этом тоже можно писать. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…», – так Ахматова писала. Вот таким образом и рождаются стихи. 
… сначала рождаются одна-две строки, как максимум – строфа. А потом начинается долгая работа со словом. Бывает – бьёшься годами над одним стихотворением.




2. ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ

Журналист. Как Вас зовут?

В.Н. Толстоус. Толстоус Василий Николаевич.

Журналист. Василий Николаевич, выступая со сцены, Вы сами сказали, что едете сюда не первый раз.

В.Н. Толстоус. Да.

Журналист. Каждый раз, когда приезжаете, это – разные настроение, ощущения, впечатления?

В.Н. Толстоус. Для чего проводятся такие фестивали? В основном для того, чтобы определить, кто есть кто в современной поэзии, во всяком случае – определить из того состава, который имеем здесь. А состав бывает разный. Сейчас я вижу, что сюда стремятся люди, знающие о высоком уровне поэзии авторов, приезжающих на фестиваль «Город дружбы приглашает». Они знают, что нужно сюда представлять не зарифмованные кое-как произведения, но стихотворения, способные удовлетворить строгих членов жюри, в том числе и, наверно, мой строгий вкус.

Журналист. Вы сами пишете давно?

В.Н. Толстоус. Спасибо за вопрос. Пишу, конечно, давно, с пятнадцати лет. Публикуюсь с тысяча девятьсот семьдесят седьмого года, а первая книга вышла в две тысячи третьем году. 

Журналист. А пишете Вы о чём?

В.Н. Толстоус. Я поэт. Темы абсолютно разные. От любовной лирики – она присуща каждому стихотворцу, – и до гражданственных стихотворений.

Журналист. Понятно. Скажите ещё: что для Вас поэзия? Отдушина, хобби, или вторая работа?

В.Н. Толстоус. Вторая работа. Это – не хобби, а уже работа. Дело в том, что все виды деятельности, претендующие на определение любой работы, кто-то должен оценивать. Это в моём случае произошло. Оценка налицо. Я – Лауреат международной литературной премии имени Михаила Матусовского и Лауреат Донецкой областной Государственной литературной Премии имени Виктора Васильевича Шутова. Если деятельность в литературе оценивается именно так, то какое же это хобби? Это уже вторая основная работа, не так ли?

Журналист. Вы сказали, что можете писать обо всём, о разном. Что Вам ближе?

В.Н. Толстоус. Поэты не говорят: что-то ближе, а что-то не ближе. Вот я иду по городу, смотрю: какие жёлтые листья, или допустим – красные. Вижу, как хорошо плавает по воздуху паутина. И я обо всём том, что увидел – пишу. А если я вижу, что памятник какой-то стоит, и должен быть отремонтированным, а он стоит такой – в не очень хорошем состоянии, то и об этом тоже можно писать. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…», – так Ахматова писала. Вот таким образом и рождаются стихи. 

Журналист. Стихи рождаются большей частью спонтанно, или целенаправленно? Нашли, допустим, нужную тему – тогда Вы садитесь за стол и пишете?   

В.Н. Толстоус. Нет, тема здесь ни при чём. Иногда сначала рождаются одна-две строки, как максимум – строфа. А потом начинается долгая работа со словом. Бывает – бьёшься годами над одним стихотворением.

Журналист. Мне сказали, что Вы сами по образованию инженер. Что значит для Вас любить слово и работать над ним? Вы любите слово и любите работать с ним?

В.Н. Толстоус. У меня большая библиотека. Очень большая. Может быть – слишком большая. Она в мою квартиру уже не вписывается. Я эти книги читал и продолжаю читать. Читаю всё время. В основном люблю и уважаю как явление – русскую литературу Серебряного века. Я считаю, что она самая качественная. Если взять русскую литературу как совокупность Золотого века, Серебряного века и современной, то можно утверждать однозначно – тогда, в Серебряном веке, писали лучше всего. Да, именно – тогда. Собственно, это относится и к личностям, творцам – а мы их знаем, они на слуху. И неважно – начинали ли они в те годы, или заканчивали тогда, или там, в том времени, полностью находились...

Журналист. Вы сегодня руководите мастер-классом?

В.Н. Толстоус. Да.

Журналист. Что для Вас является главным при отборе того или иного стихотворения? Что Вы хотели бы услышать, чтобы за это поставить высокий балл?

В.Н. Толстоус. Сложно сказать. Нужно прочесть тот материал, что подадут нам авторы. Вдруг там окажется всё некачественное?! Тогда, будьте уверены, ничего не отберём. А если авторы принесут много качественного – отберём всё качественное, всё до единого. Что такое «качественное стихотворение»? В оценке текстов я имею какой-то опыт. И немалый. Здесь всё важно: и идея, заложенная внутри, и исполнение, в том числе грамотность и, собственно, знание предмета, о котором написано стихотворение. Допустим, что автор написал, и вроде бы неплохо получилось. Но ты же видишь, что в жизни всё происходит не так, как написано. Такое произведение пропускать нельзя. У него должны быть читатели, и первый же профессионал, прочитав, скажет, что это чушь, что стихотворение некачественное – не о том, не так написано. Ещё и заявит: «Кто же пропустил этот бред?»         

Журналист. Но нельзя же всех читателей считать профессионалами! Мне кажется, что люди берут книги стихов в основном для того, чтобы просто прочесть что-то приятное.

В.Н. Толстоус. Если что-то делаешь – нужно делать профессионально. Если не можешь – сюда нечего приезжать.

Журналист. Вы что-то своё можете нам прочитать?

В.Н. Толстоус. Именно сейчас в интернете набирает высокие баллы недавно написанное стихотворение, которое называется «В кабаке».

В.Н. Толстоус читает своё стихотворение «В кабаке»:

 В КАБАКЕ

«Ну, расскажи, мой друг-односельчанин,
как ты живёшь от дома вдалеке,
и почему ты бледен и печален», –
спросил земляк у друга в кабаке.
Стоял туман табачный, тёмно-синий.
Земляк-крестьянин сделал два глотка.
Качнулся тот, которого спросили
и, закурив, повёл издалека:
«Пылят косые шапки терриконов,
автомобили давят гарью нос.
Теплом от испарений миллионов
заправить можно крупный тепловоз.
Ноябрь и март – унылое ненастье,
зимой – промозглость, грязь и гололёд,
и только в мае призрачное счастье
уснуть влюблённым ночью не даёт.
Ещё люблю, когда цветенье вишен 
и светятся акации цветы.
В июне грозы. Воздух неподвижен.
Другой здесь нет, похоже, красоты.
Полезней жить, конечно же, в деревне,
той самой, нашей, спрятанной в лесу,
но я отвык от хлева и поленьев,
не наточу, как надобно, косу.
Здесь вместо леса башенные краны.   
Я к ним и к пыли накрепко прирос», –
он кашлянул и вялыми руками
достал вторую пачку папирос.

Журналист. Видно, что Вы странной любовью любите Донецкий край, для Вас тут много пыли.

В.Н. Толстоус. Что ж, пыли здесь много.

Журналист. Спасибо Вам, успехов и приятных впечатлений сегодня.

В.Н. Толстоус. Спасибо.


      


Рецензии