Гигант Гегелло
И спустя два-три года уже к 1927 в результате целенаправленных мероприятий под эгидой партии и попечением правительства советская кинематография превращается в относительно крупную и доходную отрасль хозяйства и культуры. На XV съезде партии (декабрь 1927 года) товарищ Сталин в политотчете ЦК ставит вопрос уже в иной плоскости: «Я думаю, что можно было бы начать постепенное свертывание водки, вводя в дело, вместо водки, такие источники дохода, как радио и кино». В том же разделе, посвященном характеристике основных достижений трудящихся в области улучшения их материального положения, быта и культуры, приводя данные о развитии страны в области культуры за период от XVI до XVII партсъездов, Сталин подчеркивает: «Рост числа кинотеатров, киноустановок в клубах и кинопередвижек с 9 800 единиц в 1929 году до 29 200 единиц в 1933 году». На XVII партийном съезде (1934 г.) Куйбышев уделяя огромное внимания вопросам кино отметил: «Второй пятилетний план в соответствии с возрастающим и качественно все увеличивающимся спросом на культуру намечает широкое строительство клубов, изб-читален, домов культуры, театров, кино, цирков и т. д. Во второй пятилетке будет построено девять тысяч кинотеатров, из них семь тысяч на селе...».
Не удивительно, что проектные бюро крупных городов, в том числе Ленпроект, получили серьезные заказы на проектирование крупных кинотеатров. Вырос такой кино-дворец «Гигант» на 1400 посадочных мест в Ленинграде в 1935 году.
В книге В.П. Калмыкова «Архитектура и проектирование кино-театров», 1941 г. представлены грандиозные поэтажные планы кинотеатра «Гигант» по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского 1933 -1934 гг.
Проект Дворца кино не являлся творчеством одного автора или даже одной группы. Первоначальный замысел решения Дворца кино был представлен архитекторами В. Ф. Твелькмейером и А. М. Соколовым, но предметная стадия работ — разработка технического проекта и осуществление здания в натуре была поручена архитекторам А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевскому. В процессе окончательной разработки были внесены весьма существенные изменения — как в архитектуру наружного объема, так и в организацию внутренних помещений. В окончательном проекте здание несомненно стало более монументальным и цельным по сравнению с его первоначальным вариантом.
Не обошлось и без субъективной критики со стороны специалистов, которые оценивали здание, как излишне грузное и нехарактерное для здания кинотеатра. Многим казалась нелогичной стеклянная поверхность фасада, создающего впечатление наличия большого окна в фойе. На самом деле, за стеклом отчетливо видны стена и колонны. Портик — неотъемлемый атрибут классического дворца — казался искусственно приставленным. Сами авторы отмечали, что основания под колоннами портика и цоколь всего здания несоразмерно легки по сравнению с массивностью здания и не уравновешиваются грузностью его пропорций. Скульптурные рельефов на главном фасаде разработаны весьма невыразительно, схематично, что снизило качество восприятия архитектуры.
В любом случае постройка кинотеатра «Гигант» со огромным зрительным залом явилась значительным событием в архитектурно-строительной и культурной жизни Ленинграда. Этот кинотеатр, возведенный на территории бывшей рабочей окраины, стал самым большим в городе. Замыкая перспективу Кондратьевского проспекта, «Гигант» является ныне центральным объемом в архитектурном ансамбле площади М.И. Калинина.
[id424105846|Александр Костерев]
Свидетельство о публикации №125012304338