Любая власть - зло?
Ведь как рассуждают эти сторонники анархии, полного безвластия?
Все люди хотят только одного — мирной и спокойной жизни. Все хотят иметь свой удобный дом и любящую семью, хотят воспитывать детей и внуков. Все хотят иметь интересную и полезную работу, приносить пользу людям. И никому не нужны никакие налоги, никакая система насилия, никакие границы и ограничения, никакая идеология, никакие вожди. И только власть разжигает вражду между странами, между народами, между религиями и отдельными людьми. Только власть обрекает людей на лишения, мучения, на несвободу и смерть. Только власть навязывает свою лживую пропаганду, запрещая свободомыслие. Только из-за неправильных действий власти появляются все грехи и пороки, процветает преступность, появляются сверхбогатые негодяи. А если не будет никакой власти, то неизбежно настанет рай на Земле, люди будут равными и свободными. Вот такая вполне понятная логика.
Так в чём же состоит принципиальная ошибка этих сторонников анархии? Да в том, что все люди разные. Кто-то сильнее, кто-то слабее. Кто-то умнее, кто-то глупее. Кто-то смелее, кто-то скромнее. И ещё множество других отличий. Но самое главное даже не это. Каждый человек получает от Бога полную свободу выбора между добром и злом. Поэтому, хотим мы этого или не хотим, любой человек время от времени совершает зло. По глупости, по подсказке, по принуждению, но совершает. А некоторые люди вообще раз и навсегда выбирают для себя путь зла, становясь служителями или даже рабами зла. И наличие или отсутствие какой бы то ни было власти тут совершенно ни при чём.
Чтобы понять, что будет происходить в обществе без всякой власти, вспомним русскую народную сказку «Заюшкина избушка (Лиса и заяц)». Вкратце её сюжет таков.
Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца — лубяная. Однажды Лиса сказала Зайцу:
— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная!
Пришло лето, избушка Лисы растаяла. Лиса попросилась к Зайцу в избу:
— Пусти меня, Заюшка, хотя бы к себе во двор!
— Нет, Лиса, не пущу: зачем ты меня обижала?
Просилась-просилась Лиса, и Заяц пустил её к себе во двор. На другой день Лиса попросилась на крыльцо. На третий день — в избушку. На четвёртый день — на печку. А потом и совсем Зайца из его избушки выгнала. Сел Заяц и заплакал.
А дальше Заяц стал всем встречным жаловаться на свою судьбу и на коварную Лису. Все ему сочувствовали: и Собака, и Волк, и Медведь. Все они пытались выгнать Лису из заячьей избушки. Но Лиса всех встречала громким криком: «Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!». После чего все в страхе убегали. И только когда Заяц встретил Петуха с косой, тот действительно сумел выгнать Лису из дома, пригрозив ей: «Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах. Хочу Лису посечи. Уходи, Лиса, с печи!».
Так вот, в случае анархии, отсутствия власти человек (Заяц), столкнувшийся с ложью, насилием, наглостью другого человека (Лисы) или даже многих людей, вынужден будет везде бегать и искать защиту, просить восстановления справедливости, наказания зла, возвращения своей собственности. И совсем не факт, что ему повезёт встретить смелого, сильного и вооружённого друга (Петуха), способного помочь. Сочувствовать обиженному, осуждать зло и несправедливость будут многие, но в большинстве случаев окажется, что у всех у них есть свои неотложные дела, к тому же никто не хочет рисковать своим благополучием, взваливать на себя чужие проблемы. В результате зло в обществе будет безнаказанно разрастаться и усиливаться.
А вот если какой-нибудь сильный, смелый и вооружённый человек (Петух) возьмёт на себя обязанность защищать и поддерживать всех добрых и обиженных людей, наказывать злодеев и паразитов, восстанавливать справедливость, то жизнь всего общества существенно упростится и улучшится. Все люди будут знать, к кому обратиться в случае необходимости и от кого получить гарантированную поддержку. Понятно, что зла при этом станет гораздо меньше, оно ослабеет и будет встречаться реже. Но ведь такого защитника уже смело можно назвать властью. И вполне разумно содержать эту власть за счёт всех обычных людей. Так что получается, что безвластие гораздо хуже власти, если только эта власть нормальная.
Но что же это такое — нормальная, идеальная, правильная власть? Это такая власть, которая не отрывается от людей, не забывает о том, кто её содержит и ради каких целей. Её главная задача — способствовать утверждению справедливости и добра, а также бороться со злом. Честным, порядочным, совестливым людям власть должна всячески помогать, защищать их интересы. А вот тех, кто выбрал путь зла, лжи, насилия, гордыни, власть должна наказывать, лишать их неправедно нажитого имущества и ограничивать их свободу. То есть она должна вести себя, как всякий мудрый человек: делать добро и бороться со злом.
Власть не должна стремиться безраздельно командовать всеми людьми. Не должна указывать, где человеку жить, кем работать, как строить семью и воспитывать детей, во что верить, с кем враждовать, как питаться и лечиться и т.д. Власть не должна бороться с теми, кто говорит правду, с теми, кто защищает себя и своих родных, с теми, кто критикует её решения. Она не должна унижать народ, опуская его до уровня своих рабов и крепостных. Она не должна зацикливаться на охране себя любимой, а также не должна обеспечивать своим служителям роскошную жизнь. Власть также обязана всеми средствами беречь мир и спокойствие своего народа, налаживать дружеские отношения со всеми соседями. Она должна обеспечивать народ доступной медицинской помощью и качественным образованием, а также обязана поддерживать нужные людям научные исследования. И уж конечно, она не должна проводить массовых репрессий, доводить народ до возмущения и бунта, не должна начинать войны.
Одним словом, как ни банально это звучит, власть должна просто служить народу, быть старательным, послушным, смелым, сильным и честным слугой народа, а не воображать себя безраздельным хозяином и господином народа, страны, всего мира. Власть в идеале должна быть не привилегией, не сытной кормушкой, не источником всяческих удовольствий, а тяжёлой обязанностью. И при этом она ещё обязана постоянно помнить о неотвратимой ответственности за всё, ею совершённое.
Если же власть не удовлетворяет перечисленным требованиям, то она неизбежно превращается из защитника людей, служителя добра в одну из угроз людям, в служителя зла. Причём этот новый служитель зла неизбежно будет гораздо могущественнее, чем все остальные служители зла вместе взятые. И в результате люди получат вместо защиты от зла, на которую они рассчитывали, многократно усиливающееся давление зла. Жизнь станет труднее, опаснее, нестерпимее, что в конце концов вызовет законное недовольство людей. Так что власть власти — рознь, и самое главное — это направленность усилий власти на добро или на зло.
А помимо направленности усилий власти ещё очень важно, чтобы она следовала универсальному принципу «золотой середины». То есть нормальная власть должна находиться в середине шкалы между жёсткой диктатурой и полной анархией. Ведь обе эти крайности одинаково служат злу.
Если власть очень слабая, нерешительная, плохо оснащённая, то можно считать, что её и нет вовсе. Вот в нашей сказке именно так вели себя Собака, Волк и Медведь: пришли, посмотрели, посочувствовали и ничего не сделали с наглой и злой Лисой. Поэтому Заяц остался без защиты и без дома, а зло не было пресечено.
Однако если власть будет чересчур сильная, самостоятельная, непослушная, решительная и хорошо оснащённая, она вполне может начать преследовать не только настоящих преступников, служителей зла, но и самых обычных людей, ничего плохого не делающих. По мере усиления власти она сначала разбирается с теми, кто совершил преступление, потом с теми, кто только готовил преступление, затем с теми, кто намеревался готовить преступление, потом с теми, кто теоретически готов на преступление, наконец, с теми, кто в будущем может стать готовым на преступление. Например, во времена сталинских репрессий часто арестовывали не только человека, который высказался против власти, но и его друзей, братьев, жену и детей. Ведь они теоретически в будущем могли пойти против власти, стремясь отомстить за репрессированного близкого человека. Были даже такие официальные категории заключённых: «Жёны изменников родины» и «Члены семьи изменников родины».
То есть слабый, вялый, нерешительный слуга народа просто бесполезен и даром ест свой хлеб. А чрезмерно сильный, умный, ловкий, старательный слуга может стать вообще смертельно опасен для хозяина, если будет слишком много на себя брать, считать себя непогрешимым.
Вот так обстоят дела с властью. Если она придерживается добра и знает своё место, то называть её злом совершенно неправильно. А вот если она выбирает путь зла, чрезмерно усиливается или ослабевает, то она однозначно становится помехой и угрозой, потому что способствует разрастанию и усилению зла.
Свидетельство о публикации №125012302962