Диалоги неоконченное и пишущееся по настоящее врем

               
                ДИАЛОГИ
               
                (начало написания: 
                «Детская инфекционная больница №8 г.
                Нижнего Новгорода», ноябрь 2023 год)
               
- А разница только лишь в том, что к одному соберется целая толпа народа. Не сговариваясь, а по какому-то внутреннему велению сердца.
А к другому никто не пойдет. Или придут два-три человека из близкого окружения, и то всё больше из чувства долга…И на этом все.
И тому-то, первому, как будто бы и неловко от такого внимания, как будто совестно отнимать время у порядочных людей для него, уже от всех уходящего и ничего не предложившего взамен.
А тому-то, другому, как раз и хотелось бы и внимания, и почестей. Да взять их неоткуда и спросить не с кого. От того и речи слышатся скудные и однообразные. И над всем витает только одна мысль: поскорее покончить с этим делом и разойтись по домам. А ночью облегчить себя думой о том, что долг перед усопшим выполнен, как подобает: и речи сказаны, и в обеде участвовано. А, значит, и покойник свое облегчение через это получить должен. Вопрос только в том, а получит ли облегчение? Успокоится ли его мятущаяся ненасытная душа? Не будет ли и оттуда слышен упрек в непризнанности и несправедливости? И кому будет адресован? И слышен ли он будет среди общего гула вопиющих и страждущих? Или затеряется он в общем океане безмолвия?  Или и там будет биться как бабочка о стекло его неуспокоенная душа? Или Всевышний все-таки сжалится однажды над своим неразумным дитя и подарит ему, наконец, покой?
Вот в чем вопрос.
- А Бог что же?
- А что Бог? … Он ведь всех своих детей любит. Только по-разному к каждому свою любовь проявляет. Да и человек этого не сразу понять сможет. А уж когда поймет, то не всё может исправить. Да и для исправления времени, как правило, уже немного остаётся.
Ничего не остаётся. Только человек. Один на один перед Богом и перед самим собой.
От того и страшно становится еще больше, если даже сказать в свое оправдание нечего..
От того и горько, что спросить, кроме как с себя, больше не с кого…
От того и холодно.
От того и безнадежно.
- А от чего всё? Отчего люди не могут измениться и жить по-другому?
- А от маловерия. Всё думают, что Бог у них в душе находится. А раз так, то потому и в церковь ходить необязательно, и в таинствах участвовать, и исповедоваться, и причащаться… Всё думают, что без Бога со всем справиться могут. Так и живут. Понаставят вокруг себя обстановки всякой, накупят безделушек подороже, да сидят и радуются всему этому, как дети. А радости-то надолго ли хватит? То-то и оно, что ненадолго. А сердцу меж тем всё чего-то иного хочется, будто чего-то не хватает. А чего не хватает, и сами объяснить не могут. Так и маются.
- А чего не хватает? Ведь у них все есть?
- А не хватает всем тепла человеческого. Простого человеческого участия.
- А добро тогда как же?
- Так же и добро. Все от сердца идти должно. А то все добро получается как бы через силу сделано. Не потому, что человек иначе прожить не может или через это сердце его успокоится, а потому что «нужно» это добро сделать. Потому что так всякие порядочные люди поступают. А каждый хочет считать себя добрым и порядочным. Поэтому и думают, что нужно сделать над собой усилие, нужно попытаться полюбить ближнего своего, совершить что-то хорошее, благородное…. Что может вот через это-то благородное и зачтется ему когда-нибудь… Только беда в том, что получается это все уже не от сердца идет, а от ума. А раз не от сердца, то, значит, и гроша ломаного не стоит. И вовсе не любовь это.
- А что же тогда?
- Желание казаться добрым и местечко себе получше у Бога выпросить, когда время придёт.
- Так всё зря получается?
- Почему же зря? Некоторые так всю жизнь через себя переступают, чтобы добрый поступок совершить и самому через него оправдаться, что потом втягиваются в этот процесс незаметно, и забывают думать о личной своей выгоде. Через то и спасаются.
- А как же понять-то всё?
- А бывает и так, что проживет человек полжизни, а всё себя понять не может. Для чего живет? Все ищет чего-то, ищет… А что ищет, и сам не знает. А самое-то главное у него под носом и прячется. Только он этого увидеть не хочет. Ему все чего-то высокого, да сложного подавай. Все смыслы и истины ищет. А истина-то в самом человеке и находится.
- А как понять, что именно это истина, а не что другое? Какая она, истина-то? Как не ошибиться?
- А это уж я тебе сказать не могу. Это каждый сам про себя понять и почувствовать должен.
- А если не почувствуешь?
- Значит, время еще не пришло.
- А когда это время придёт?
- Это у всех по-разному.
- А если совсем не придет это время? Что тогда? Человек, значит, зря свою жизнь прожил и так и не понял ничего?
- Это значит, что не готов он пока эту истину увидеть.
- И как же жить ему тогда?
- А жить по совести. Никому зла не причинять и стараться делать то, от чего душа радуется. От чего светло на душе и всех обнять хочется. И хочется этой самой радостью с другими поделиться.
- А если от плохого радостно бывает? Вот человек, например, обманет другого…От того ему и радостно, что будто он умнее и хитрее другого…Тогда как?
- А никак. Ненадолго этой радости хватит. Ему постоянно будет казаться, что он умнее других. А это значит, он гордыню и тщеславие в себе взращивает, а не доброту… На обмане-то далеко не уедешь… Всех не переобманываешь…. Обязательно где-нибудь обман вскроется. И когда уж люди поймут, что их обманывали, то отворачиваться начнут от обманщика. Значит, он обрекает себя на одиночество. А что хорошего в одиночестве? Если оно вынужденное?
- А что, бывает одиночество ещё не вынужденное?
- Конечно, бывает.
- Как это?
- Это когда человек сознательно отказывается от удовольствий и развлечений ради единения с Богом. Аскетизм называется или отшельничество.
- Аааа…. Вот ты все говоришь: Бог, да  Бог….А кто такой Бог?
- Бог – это начало всего. Он сотворил мир и человека.
- А из чего Он все сотворил?
-А из ничего.
- А как это?
- А вот так:
«В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвёртый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.»
- Ух, ты! А потом что было?
- И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт.2:7).
- А откуда ты это знаешь? Что так именно все было?
- Так в Священных книгах написано.
- В каких- таких книгах?
- Священное Писание и Священное Предание называются. И в Библии.
- А откуда взялись книги-то эти?
- От наших предков. Через эти книги мы и узнаем о Боге, о том, как Он жил, как мученическую смерть от людей принял и через нее обрел жизнь вечную.
- А как же Он умер, если Он - Бог? Разве Боги умирают?
- Христос, будучи человеком без греха. Был неподвластен смерти. Физическая смерть ЕГО на кресте – разрушает всю суть смерти, так как умирает безгрешный и потом Он воскресает.
- А Зачем люди Богу, если он от их рук умер?
- Бог захотел делиться своей любовью с человеком. Потому что БОГ – это и есть ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ ко всему. Безусловная любовь, ничего не требующая взамен.
- А как это?
- А как у матери, например. Любая мать своего ребенка любит. Любит ни за что, а просто потому, что он у нее есть. Просто так любит. Потому что это её чадо. И отдает ему все, что у нее есть. Даже жизнь отдать может, если потребуется. Это и называется - любовь безусловная, то есть ничего не требующая взамен. Никакой выгоды для себя не имеющая. Чистая эта ЛЮБОВЬ. Понимаешь?
- И Бог так любит?
- И Бог.
- А Бог-то, Он какой? Где Он? И как мы его увидеть можем?
- Бог… Он невидим, но Он есть во всем.
- Как же это?
- У него нет измерений и временных рамок. Он везде. Он неизменный, вечный и при этом - ЖИВОЙ! Он видит наши сердца, наши души и знает, что с ними будет. Он неизмерим и вездеприсущ. Он бестелесен, мудр и всемогущ. Постичь его до конца человек не может. Он открывает нам лишь то, что мы может понять.
-  А дом Его где?
- Везде Его дом. Вот, например, и сердце человека - тоже дом Божий.
- И мое сердце?
- И твое.
- Так если Он в моем сердце, то я же это почувствовать как-то должен?
- А ты Его чувствуешь, когда хорошие поступки совершаешь… Или когда тебе стыдно становится, если что дурное на душе держишь.
- А человек зачем тогда живет? Если у него уже Бог в душе? Смысл-то в чём его жизни?
- А смысл жизни человеческой - в поиске Бога и в приближении к Нему. Человек всю свою жизнь храм строит, чтобы в этом храме жил Господь и Дух Святой.
- А как это, строить храм? Я не видел, чтобы все храмы строили. Где люди свои храмы строят? Разве хватит места на земле, если каждый себе храм начнет строить? И где денег столько взять? Не у всех ведь деньги есть на строительство храма?
- Жить по заповедям Божьим – это и значит, храм строить. Каждый человек должен хранить в себе образ Божий, не пятнать его гордыней, злобой, завистью или еще какими другими пороками.
- А тот, кто не хранит заповеди Божьи? Что с ним?
- Тот, кто не живет по заповедям, тот отходит от Бога. Теряет свою связь с Ним. А уж обратно так легко вернуться к Богу не может. То ли гордыня не позволяет, то ли распущенность, то ли другие какие грехи…
- А что такое грех?
- А грех – это то, что против воли Бога идет.
- А Бог - это Иисус Христос?
- Нет. Иисус Христос - это сын Божий, рожденный от Бога и Девы Марии. Это – истинный человек и истинный Бог.
- Как это???
- Согласно христианскому учению, Иисус Христос был зачат от Святого Духа и рождён от Девы Марии. Он — Богочеловек, Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель. Он же - и вторая Ипостась Пресвятой Троицы.
- А как это понять? Бог Троица?
- Бог един по существу, но в трех лицах. Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой.
- Как это? Это три Бога что ли сразу получается?
- Нет, это не три Бога. У каждого лица Святой Троицы – свое особое свойство. Бог- Отец – единое начало всему. Он дает бытие Сыну и бытие Святому Духу. Между всеми ими нет никакой преграды, никакого разделения. И при сотворении мира участвуют все три Лица, но воля у всех – единая.
- А разве так может быть? Чтобы все разные меж собой и в то же время все- одно целое?
- Значит, может.
- А как так?
- А не всё нам ведомо.
….
Иногда бывает так, что тебе больше в чем-то повезет в жизни, а другу твоему меньше. Вот, как в игре, например: ты выиграл, а друг твой проиграл. Казалось бы, радоваться надо выигрышу-то… А не выходит. Как будто и радость уже и не в радость совсем. Словно вместо радости ношу тяжелую на тебя водрузили…да такую, что и с места сдвинуться не можешь… И рад бы ее сбросить, ношу-то эту, да не получается. Будто вросла она в тебя, ноша эта. Как горб. Ходишь с горбом-то, а он тебе только мешается, задевает за все, одежду рвет...
И так неловко от всего этого делается, что и сам себе не рад. Вроде и хочешь, чтобы все по-другому вышло… Так, чтобы и выигрыш другому достался...А уже не получается обратно-то переиграть. И рад бы отдать уже выигрыш этот кому – нибудь, да только не берет никто.
И радоваться не можешь… И другу помочь не можешь… И хочется его утешить чем-то, а ему, вроде как, и утешение твое не нужно вовсе. Вроде как от утешения этого ему еще хуже делается…Вот тут и подумаешь: нужна ли она, радость-то такая, если ею и поделиться не с кем?.. Получается, не нужна.
- Так, а как же тогда? Ведь вины –то в том ничьей нет? Так само получилось.
- Вины-то нет, да только и радости от этого тоже нет.
- И что же делать тогда?
- А ничего тут уже не сделаешь. Время должно пройти.
- А что от времени -то?
- Время, чтобы каждому боль свою пережить, через нее и утешиться, тогда и смирение придет.
- Не пойму я что-то…Какую боль? Тот, который проиграл… ему, конечно, обидно должно быть…Да что сделаешь, раз так вышло…Ему смириться надо с проигрышем своим… А первому-то с чем смиряться? Он же случайно выиграл!
- Смириться с тяжестью креста своего.
- С какой тяжестью? Он же выиграл?!
- Тяжесть от того, что радость его вовсе и не радость. Раз от неё кому-то плохо делается. И боль от того, что своею радостью он случайно другого ранил.
- Но ведь не у всех так? Не всем ведь плохо от выигрыша бывает? Кому-то и хорошо, наверное?
- Не всем. Не плохо тому, кто свою радость с другими разделить может…Но и тут надо смирение и кротость проявлять.
- Опять?
- Опять.
- Зачем? Если всем хорошо теперь?
- А затем, чтобы не возгордится и на других свысока не смотреть. Понятно теперь.
- Ага.


Рецензии
Написано вами талантливо.

Сергей Лутков   27.01.2025 13:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.