248. Православие, самодержавие, народность
Стал одной из самых ярких звёзд
Правления Николая Первого.
Ещё при брате Николая Александре Первом
Он стал Президентом Российской императорской академии.
Таковым он оставался и в правление Николая
Оба они ушли из жизни в одном 1855 году,
Исповедывали линию российской жизни одну.
Уваров был одновременно и Министром народного просвещения.
Его заслуги признавались вне всякого сомнения.
Нам он известен по знаменитой формуле
"Православие, самодержавие, народность".
Под этим знаменем жила разноязычная,
Разная по верованиям огромная страна.
По существу эта формула была противопоставлена
Западной формуле "Свобода и равенство".
Николай по этому поводу сказал:
"Говорят, что я враг просвещения.
Есть два просвещения.
Западное развращает их самих.
Совершенное просвещение должно быть основано на религии."
А вот мысли на этот счёт автора этой формулы
Весьма и весьма любопытны.
"Мы люди 19 века оказались в заруднительном положении.
Мы живём среди бурь и волнений политических,
Народы обновляют свой быт, идут вперёд.
Никто не может им предписывать своих законов.
Но Россия ещё юна, девственна и не должна вкусить,
По крайней мере, теперь ещё, сих коварных тревог.
Надобно продлить её юность и тем временем
Воспитать её. такова моя политическая система.
Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того,
Что готовят современные теории,
То я исполню свой долг и умру спокойно."
И ему, по существу, удалось отодвинуть революцию в России
Даже на большее число лет.
Похоже это была действительно великая формула.
Своего рода Западу российский ответ.
Свидетельство о публикации №125012201410
Сергей Семенович Уваров был творческим и очень образованным человеком. Владел семью языками, увлекался философией, археологией, древнегреческой литературой, хорошо рисовал. Автор целого ряда научных трудов. Скажем, один из них — «Проект Азиатской академии» — получил высокую оценку у российских и зарубежных интеллектуалов, включая знаменитого на весь мир немецкого писателя и философа Иоганна Вольфганга Гёте. На протяжении 37 лет Сергей Уваров был президентом Петербургской академии наук.
Начальное образование будущий министр получил под руководством бежавшего в Россию из революционной Франции аббата Мангеня, убежденного противника республиканского строя.
А профессиональную карьеру Уваров начинал как дипломат. Сначала работал в российском посольстве в Вене, затем — в Париже. Близко познакомившись с современной ему Европой, молодой человек пришел к убеждению, что Великая Французская буржуазная революция — терминология, принятая в советской историографии, — нанесла сокрушительный удар по европейской христианской цивилизации. Уваров обращается к осмыслению уникальности и своеобразия отечественного исторического опыта.
Укреплению консервативных взглядов Уварова, вероятно, способствовало знакомство с Николаем Карамзиным. Незадолго до этого знаменитый историк направил императору Александру I записку, где предостерегал монарха об опасности намечаемых либеральных реформ: постепенный переход к конституционной монархии, отмена крепостного права. По мнению историка, крестьяне обнищают, начнутся бунты. Да и сам император во второй половине своего царствования фактически отказался от каких-либо преобразований.
В одной из своих работ Сергей Уваров писал, что «лишь монархии, если они руководствуются народным духом, способны обеспечивать своим подданным свободу от произвола».
Известно, что, пробыв 11 месяцев в должности товарища министра народного просвещения, весной 1832 года Уваров становится уже министром. И сразу же рассылает циркуляр попечителям учебных округов: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности». После этого к нему прочно прилип ярлык реакционера и апологета крепостничества.
Любой работавший в николаевскую эпоху чиновник действовал строго в русле проводимой императором политики.
Народность» нельзя рассматривать вне контекста того времени — 30‑х годов XIX века. Начнем с православия. Дело в том, что с 1817 по 1824 год руководителем существовавшего тогда министерства духовных дел и народного просвещения Российской империи был князь Александр Голицын — влиятельный и близкий к императору Александру I человек. При его поддержке на русскую почву привносились различные неправославные верования и даже атеизм, получавшие распространение в аристократической среде.
Уваров же был уверен, что при организации учебного процесса нужно опираться на основы православия. «Без любви к вере предков народ должен погибнуть; ослабить в них веру — то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце»
За те 16 лет, что Сергей Семенович руководил министерством, в России многократно возросло число гимназий, а количество гимназистов увеличилось втрое.
Зная об увлечении императора Николая I техническими новинками, министр-гуманитарий способствует открытию в стране учебных заведений технического профиля.
Очевидно, что Николай I благоволил к гибкому и дальновидному министру народного просвещения. Тем не менее в конце 1840‑х годов Уваров попал в опалу и ушел в отставку.
В 1848 году Европу стали сотрясать революции, и это очень беспокоило Николая I, который не забыл восстания декабристов. Недоброжелатели Уварова стали нашептывать монарху, что среди студентов, которых развелось слишком много, распространены вредные либеральные идеи, что в трудное и опасное время российские профессора разъезжают по Европе. По столице поползли слухи о скором закрытии ряда университетов.
Сергей Семенович пытался публично противостоять этим тенденциям, вызвав тем самым гнев монарха.
Василий Смолкин 30.01.2025 06:24 Заявить о нарушении
Игорь Тычинин 30.01.2025 10:02 Заявить о нарушении