Путевые заметки о Феодосии. Храмы Старого города

     Достоянием Старого города являются его храмы. Побродив по развалинам цитадели, от башни Криско я спустилась вниз по тропинке и оказалась на площадке у центральных ворот в Старый город. Храмовая территория облагорожена. Была проведена огромная восстановительная работа, и четыре средневековых храма ныне являются украшением Старого города: Иверской иконы Божией матери, Святого Георгия Победоносца, Святого Иоанна Богослова и Святого Дмитрия Солунского.  Храмы сложены на извести из крепкого камня, из того самого, который генуэзцы употребляли на сооружении своих громадных укреплений.   Все храмы в настоящее время открыты, в них можно побывать, что я и сделала.

1) Храм Святого Иоанна Богослова
 
     Войдя через центральные ворота, я повернула направо к уникальному армянскому храму Святого Иоанна Богослова или Иоанна Евангелиста. У храма есть внутренний дворик, окруженный стеной, с полуразрушенными колоннами. На самом деле, это бывший притвор - пристройка перед входом в храм, который лишился крыши.

     Известно, что храм был возведен на месте более древнего храма XIV-XV веков. Доказательства данного факта можно найти как снаружи, так и внутри храма.  Если подойти к нему со стороны апсиды - алтарного выступа, ориентированного на восток, то можно четко различить архитектурные остатки более древней апсиды.  А внутри интерьера прослеживаются выступающие конструкции основания прежнего храма, выполненные из мелких камней грубой кладки. Приглядитесь внимательно к этим конструкциям - к каменным скамьям вдоль продольных стен интерьера. На самом деле, они образовались в результате перестройки прежнего храма, когда ширина молитвенного зала была увеличена на полтора метра, а пол понижен на полметра. Перестройка осуществлялась в XVIII веке.  Скорее всего в 1475 году прежний храм пострадал во время завоевания Феодосии турками. Был ли он потом действующим – неизвестно. Но в XVIII веке церковь Иоанна Богослова уже упоминается в исторических источниках.

     Внешний вид церкви довольно прост и соответствует типу культовой архитектуры крымских армян: прямоугольный зально-сводчатый тип с выступающей на восточной стороне апсидой. Благодаря такой архитектуре в церкви Иоанна Богослова, как и во всех армянских храмах, замечательная акустика. Интерьер молитвенного зала отличается скромностью декоративного убранства. Элементы декора в виде орнамента из крестов сохранились только над входом во внутренний дворик.

     Внутри церкви я не увидела ни одного служителя, но можно было поставить свечи. С 2021 года храму был возвращен статус действующего, и он был открыт для прихожан.

2) Храм Иверской иконы Божией Матери

     Вернувшись назад к центральному входу и пройдя через аллею с благоухающими розами, я оказалась на территории православного храма Иверской иконы Божией матери, который входит в число древнейших не только в Феодосии, но и на территории всего Крыма. Главным фасадом храм обращен к древней цитадели и тянущейся от нее крепостной стене. Из всех храмов на территории Старого города, несмотря на разные трагические обстоятельства, он сохранился лучше всего. Это бывший армянский храм Иоанна Крестителя или Иоанна Предтечи (Святого Ованеса Мкртыча). Как и храм Иоанна Богослова, он был построен в армянской крепости (Айоц берд) – укрепленном армянском районе, рядом с Генуэзской крепостью. Армяне составляли к XIV веку две трети населения Кафы. Точная дата постройки храма не установлена, но дата начала строительства - 1348 год. Она была обнаружена на камне во время реставрационных работ. Возможно, 1348 год – это дата первого упоминания о храме. Сведения в интернете по этому поводу противоречивые.  Существует гипотеза, согласно которой храм (его алтарная часть) был построен в более ранний византийский период Феодосии, когда происходила христианизация населения, то есть в VIII-X веках. Гипотеза еще ждет своего подтверждения.
 
     В 1475 году с приходом в Кафу турок храм был переименован в Карантинный и заброшен. В XVIII веке ситуация ухудшилась. К тому времени район Айоц берд пришел в упадок, так как армяне стали уходить из крепости из-за решения властей заселить Феодосию русскими. В середине XIX века последние несколько десятков армян покинули район Айоц берда, так как в нем организовали санитарно-защитную зону для экипажей судов, прибывших из стран, где была эпидемия чумы. Они должны были отсидеть сорок дней на карантине. И крымские мусульмане, совершившие паломничество в Мекку, также обязывались это делать. Таким образом, на карте города вместо района Айоц берд появился район Карантин. Храм тогда долго служил магазином, для склада различных вещей, принадлежавших карантину, пока в 1857 не был передан православной церкви. В 1858 году он был отреставрирован православной общиной под руководством священника Николая Трегубова и освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. При реставрации не было сделано никаких кардинальных изменений, только над очень низко расположенной дверью, ведущей из притвора, вынули камень с высеченным на нем изображением усекновения главы Иоанна Предтечи.

     В годы революции рядом с храмом было расстреляно около 7000 тысяч белогвардейцев, солдат и офицеров. Об этом свидетельствует памятный крест «Жертвам большевистского террора 1918-1920 гг. г. Феодосия». Стоя у креста, читая надпись «Упокой Господи души убиенных раб твоих», в очередной раз я прикоснулась к трагическим страницам истории нашей страны. В храме проводились службы до середины 1920-х годов.  Даже известен последний священник, служивший до закрытия – Виноградов. После закрытия помещение использовалось под склад, а в период сталинских репрессий в храме проводились массовые расстрелы. И это несмотря на то, что в советское время на Карантине создали историко-архитектурный заповедник, который охранялся законом. Храм чуть не погиб. Кроме того, храм пострадал во времена оккупации Феодосии немецко-фашистскими войсками, о чем свидетельствует сохранившаяся фотография.  И только в 1995 году на основе указа президента Кучмы храм был возвращен православным, отреставрирован и в нем начались службы.

     Об армянском храме свидетельствуют в настоящее время хачкары около входа и несколько древних армянских надгробий и каменных стел с вырезанными крестами, оставшихся от кладбища. Основной квадратный объем здания храма с венчающим его куполом на восьмигранном барабане с окнами-бойницами характерен для армянской культовой архитектуры. Но к главному входу позднее была сделана пристройка, благодаря которой храм мог принимать большее количество горожан.
 
     Давайте зайдем внутрь храма. Слева от входа в нише находится Иверская икона Пресвятой Богородицы, известная как Вратарница. Наш путь будет пролегать по вмурованным в землю могильным плитам захоронений священнослужителей Армянской Апостольской церкви (ААЦ). Подобные захоронения можно видеть и при входе в храм Сурб Ншан монастыря Сурб Харч, куда я ездила на экскурсию из Феодосии. Каждый входящий, таким образом, не по своей воле наступает на могильную плиту, под которой находится прах усопшего. Объяснение этой традиции можно найти в Евангелии: «… ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (24).
 
     Когда-то интерьер этого храма славился своими уникальными фресками, которые в 1927 году Э. Грабарь приписал Феофану Греку. В главном зале храма стояли каменные статуи Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. К сожалению, в годы советской власти фрески были испорчены, а судьба скульптур осталась неизвестной – возможно, их уничтожили или украли. Сегодня, находясь внутри храма, мы можем увидеть только фрагменты фресок, приписываемых Феофану Греку. Однако, древние каменные изображения   лика Господа под куполом и Спасителя, окруженного апостолами в алтарной части, до сих пор радуют глаз. Вход в купольный зал обрамляет арка с ажурной каменной резьбой.   В храме хранятся святыни: Чудотворная икона Святителя Пантелеймона с частицами его мощей, Касперовская икона Божией Матери, икона Святителя Луки Крымского с частицами его мощей.

     Храм Иверской Божией Матери привлек мое внимание еще и тем, что в  1906 году в нем состоялось венчание художника Константина Федоровича Богаевского с Жозефиной Густавовной Дурантой. Я уже неоднократно упоминала об этой выдающейся личности.
 
     Не могу не отметить еще один интересный факт. В свое время я занималась темой московских адресов генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. И для меня стало настоящим открытием, что его адъютант Христофор Афанасьевич Анастасьев, бывший градоначальником Феодосии, был похоронен на старинном православном кладбище рядом с храмом. К сожалению, его склеп, как и другие захоронения, не сохранился, он был разрушен большевиками. Однако, память об этом замечательном человеке, сделавшем много для Феодосии, живет до сих пор.
   
     Рядом с храмом находится памятник тверскому купцу Афанасию Никитину. Это второй памятник путешественнику в России. Первый находится в Твери, и он мне знаком. А вот третий памятник (в мире их всего три!), как вы думаете – где? Конечно же, в Индии. Тверь – малая родина купца, в Индию он совершил свое плавание, «хождение за три моря». А Кафа – это конечный пункт его заморских странствий. В Кафу он прибыл 14 ноября 1474 года. Ступив на сушу, Никитин должен был отправиться в православный храм, чтобы воздать благодарность Богу за счастливое возвращение. И, согласно преданию, этим храмом оказался храм Иверской богоматери. Выходит, что в XV веке храм был православным?

     Афанасий Никитин пробыл в Кафе почти пять месяцев. Многие историки и литературоведы предполагают, что в этот период он и написал «Хождение за три моря», как отчет о своем путешествии, изобилующий полнотой географических описаний. Предположительно, во время своего странствия он делал путевые заметки, которые были в разрозненном виде. А в Кафе у него появилось время свести все воедино. Афанасий Никитин, очевидно, поселился на Большом купеческом дворе и ждал, когда будет сформирован торговый караван на Русь, чтобы с ним возвратиться на родину.  Из Кафы он отправился в начале весны 1475 года.

     Памятник Афанасию Никитину по проекту выдающегося зодчего Валерия Замеховского, он же руководил реставрацией храма Иверской Божией матери, был установлен в 2008 году. Памятник просто замечательный. Он мне нравится даже больше, чем памятник в Твери. Фигура купца Никитина, отлитая из чугуна, поставлена на пьедестал, к которому ведут три ступени.  Монумент отлит в движении и производит сильное впечатление: Никитин как будто сходит с палубы корабля, двигаясь тебе навстречу. А за моей спиной – храм Иверской богоматери! Взор купца обращен к Иверскому храму. На его мужественном лице читается радость от возвращения домой. Памятник великолепно вписывается в панораму Старого города и просматривается сверху из крепости.

3) Храм Георгия Победоносца
 
     Следуя указателю рядом с памятником Афанасию Никитину, я направилась к храму Георгия Победоносца. Чтобы попасть внутрь, над было подняться по огражденной с боков лестнице, выложенной из дикого камня и ведущей на небольшую возвышенность. Известно, что храм был воздвигнут в XIV веке и в византийский период являлся частью ансамбля православного Георгиевского монастыря. Монастырь упоминается в грамоте Константинопольского патриарха 1395 года. В те времена в монастыре находилось посольство патриарха Иерусалимского. Отсюда совершались паломничества на Святую землю в Иерусалим. Интересно, что храм построил Маркис Аслан, который был мусульманином, но принял христианство и сохранил прежнее имя, согласно обычаю крымских мусульман того времени. В какой-то период  армянский храм Святого Геворка стал храмом Святой Параскевы (Сурб Урпат).
 
     Поскольку здание было небольшим и долгое время находилось в хорошем состоянии, с начала XIX века его стали использовать для хранения архивных документов. В начале XX века была проведена реставрация, так как состояние храма ухудшилось.  Новые восстановительные работы были проведены с    1968 по 1980 годы в связи с обрушением большей части западного фасада и появлением широких вертикальных трещин по стенам.
 
     Современный вид храма отличается от первоначального, о чем свидетельствует сохранившаяся гравюра В. Руссена из альбома Е. Вильнева 1853 года. Но в целом, здание сохраняет стиль культовой армянской архитектуры. Это небольшой храм, гладкие стены которого завершаются тонким карнизом-полочкой, имеющий пологую черепичную кровлю в два ската. Подчеркнутая строгость внешнего облика здания характерна и для его скромного интерьера без орнаментального убранства и росписей. Только на западном фасаде входной проем украшен профилированной рамкой с расположенной выше стрельчатой нишей. Дверные полотна покрыты резным геометрическим орнаментом с ритмично расположенными шестигранными головками гвоздей. Судя по внешнему и внутренним видам храма, можно сделать вывод, что его прихожане были небогатыми людьми.

4) Храм Святого Дмитрия Солунского (Святого Стефана?)

     Последний храм, в котором я побывала, хранит в себе загадки, которые вносят путаницу по двум вопросам.  Первый вопрос: является ли этот храм греческим или армянским? Второй вопрос: посвящен ли он Дмитрию Солунскому или Святому Стефану (Сурб Степаносу)?

      На территории охранной зоны храма и при входе в Старый город туристы могут видеть надпись, которая гласит, что это храм Святого великомученика Дмитрия Солунского XIV века. Но здесь есть небольшая ошибка. Существует средневековый храм Стефана и храм Дмитрия Солунского, который находится внутри средневекового храма Стефана. Согласно нормативным документам, храма Дмитрия Солунского не существует. Тем не менее, до наших дней сохранилась акварель с изображением храма, написанная К.Ф. Богаевским в 1924 году. На ней можно увидеть надпись «Феодосия. Храм Св. Дмитрия».  Однако, в государственном реестре памятников в 2021 году храм указан под именем Святого Стефана.  Я пишу свои заметки в 2024 году. Но никаких опубликованных статей о внесении ясности по вышеуказанным двум вопросам на сегодняшний день нет. Следовательно, информационную справку о данном храме можно составить следующим образом. Храм Святого Дмитрия Солунского, известный еще как храм Святого Стефана (Сурб Степаноса), является памятником архитектуры XIV века. Храм был построен греческим обществом, но был впоследствии во владении армянской церкви.
 
     Историки из Крымского общества армян продолжают считать данный храм армянским, но переданным РПЦ. Доказательством выступают два факта. Первый – нахождение храма на территории Армянской крепости. Второй – неоднократное упоминание храма в средневековых армянских  источниках.

     Что касается реставраций храма, здесь все понятно. Первая реставрация была осуществлена в 1955-1956 гг. В 90-е годы храм пришел в запустение, большая часть фресок была утрачена. А летом 2022 года пресса сообщает о том, что в храме Дмитрия Солунского начались реставрационные работы при финансовой поддержке благотворительного фонда Алины Кабаевой. 22 мая 2023 года храм был освящен и открыт для посещения.

     Внешне это очень простой, небольшой храм без купола, имеющий прямоугольную форму. Однонефная постройка с выступающей апсидой.   Внутри храма сохранилась настенная живопись XIV века с записями на древнегреческом языке, на основании которой храм считается греческим. Существует предположение, что фрески, изображающие Спасителя, Пресвятую Богородицу, Иоанна Предтечу, апостолов, записи на древнегреческом языке и фрагменты фрески «Страшный Суд» на западной стене принадлежат руке византийского иконописца Феофана Грека. Некоторое время он жил в Кафе, следуя из Константинополя в Московское государство. Андрей Рублев является учеником знаменитого иконописца. Но так ли это? Соблазн велик, приписать авторство фресок Феофану. На этот вопрос четкого ответа нет, поэтому и предположение. А пока правильнее считать, что фрески – работа византийского мастера круга Феофана Грека.
 
     Армянские историки и искусствоведы считают, что фрески, написанные в греческой манере, были сделаны позднее, именно поэтому они так хорошо сохранились в то время, как в других духовных средневековых сооружениях Кафы от фресок остались лишь жалкие остатки.

     Вокруг храма существовали различные постройки разного назначения, составлявшие единый архитектурный комплекс. Из него сохранился фонтан с чистой родниковой водой, который действует и поныне. Он находится на расстоянии восьми метров от северной стороны храма. На фронтоне фонтана высечена надпись на армянском языке о том, что он построен в 1491 году в «память о Вардэресе и его супруге Нур-Мелик» (25).  А вторая надпись свидетельствует о восстановлении фонтана в 1643 году магдуси Акобом. «Дата строительства фонтана указана также в экспликации «Плана города Кафы 1784 г.» в пункте 20, в котором фонтан фигурирует вместе с «армянской церковью Святого Стефана» (26).
 
     В заключение отмечу, что в этом священном уголке Старого города царит неповторимая атмосфера, которую ощущает каждый, кто сюда приходит.

Ссылки

24) Сайт: Азбука.ру. Библия. Евангелие от Луки. Глава 14
25) Сайт: Феодосия. Храм Сурб-Степанос. Армяне Крыма
26) Электронная книга Халпахчьян О. Архитектура крымских армян, 2019, стр. 15


Рецензии