Лесозаготовительное предприятие ЛЗУ ст. Кропачёво
Татьяна Немшанова
2015 год. Направила материал в районную газету «Стальная искра».
- «Добрый день! Позвольте предложить для публикациина безвозмездной основе краеведческий материал по истории лесозаготовительного предприятия ЛЗУ ст. Кропачёво. Военно-стратегическое предприятие по производству лесоматериалов обеспечивало послевоенные стройки страны, являлось вторым по размеру и значимости в п. Кропачёво в послевоенные годы.Написано по воспоминаниям моего отца. Он работал в ЛЗУ с 1955 по 1961 год. Благодарю за публикацию материала ко Дню Победы!».
***
Краеведческий материал по истории посёлка Кропачёво Челябинской области.
Лесозаготовительный участок «ЛЗУ Кропачёво» принадлежал Приволжскому военному округу, производил заготовку, распиловку и отправку лесоматериалов на послевоенные стройки СССР. С конца 1945 по 1948 год лес заготавливали на Серпиевском участке пленные японцы. Жили они в землянках у болота на окраине посёлка и в лесу. В деревне Серпиевка в здании бывшей церкви находились склады и там же квартировали надзиратели из числа пленных. Непривыкшие к уральским морозам, многие умерли от холода, болезней и недоедания; часто выпрашивали у сельчан картофель; съели всех змей и лягушек в округе. Японцы-надзиратели не щадили своих соплеменников и избивали до смерти за малейшие проступки.
После отправки японцев на родину их место заняли солдаты кавалерийской дивизии, вернувшиеся с фронта и солдаты срочной службы. На нижних складах п. Кропачёво работали литовцы и латыши. Брёвна возили на американских «студебекерах» только вольнонаёмные шофера. Машины поставлялись СССР Америкой в годы войны. Руководил предприятием подполковник Балуян, позже его сменил майор Федосов. Бухгалтерию возглавлял вольнонаёмный Куликов; отдел кадров - Сиднева А.М.; учётчики, приёмщики, кладовщики, пилорамщики, токаря, слесаря набирались извольнонаёмных служащих. Солдаты выполняли работы по заготовке и погрузке леса.
Лесные участки в 50-60-х годах 20-ого века находились в Серпиевке, Муратовке и в Илеке нынешнего Ашинского района, ранее – Миньярского (Южный Урал). Распиловка древесины производилась на «нижнем» складе п. Кропачёво в конце железнодорожного тупика по улице Свердлова. Там же велась отгрузка лесоматериала в вагоны. Помнится, в 60-х годах, здесь на путях постоянно под погрузкой стояли товарные вагоны, суетился чёрный паровозик, а однажды летним жарким днём из открытой двери теплушки выглядывало стадо экзотических горных баранов с невероятно огромными, завитыми в спираль рогами. Не знаю, откуда и куда их отправляли. Частенько стояли вагоны с лошадьми и солдатиками.
Мы часто с родителями ходили «в бараки» к тётушке, через эти пути. Родственники жили вначале в одноэтажном домишке, что в народе именовался бараком, потом переехали на второй этаж двухэтажного каменного дома возле железной дороги в огромную по тем временам квартиру с несколькими комнатами, но очень холодную в зимы. Но в квартире уже имелся экзотический для шестидесятых годов, туалет, именуемый уборной. Переходя пути, приходилось высматривать, где бегаетпаровозик, обходить товарные составы или пролазить через вагоны, под вагоны, – они неизменно перегораживали дорогу улицы Свердлова. Товарняки обязательнос верхом загружались хлыстами древесины, крепящейся поверх тросами.
Отец после службы в армии работал на лесовозе, на студебекере и постоянно находился в лесу. Водить американскую технику начал в возрасте двенадцати лет, на трофейных машинах, после освобождения Речинского района в ноябре 1943 года. А когда военная часть откочевала в Прибалтику, перешёл работать токарем в ЛЗУ, потом в МТС, при этом непрерывно заочно учился, вначале в вечерней школе, потом в техникуме связи, а затем в институте Свердловска – в радиотехническом и в итоге - в институте КПСС.
***
Посетила в 2015 году родину после многих-многих лет с поры, что уехали жить в город, прошлась по родным улицам, фотографируя места из глубокого детства своего и из юности родителей. Странно всё видеть. Ощущение заброшенности во всём.
Примечательно, что в начале железнодорожного «тупика» по-прежнему стоит маленький красный древний вагончик – безмолвный свидетель военного лихолетья. Его дощатая стена иссечена осколками снарядов и пуль. Израненный, в составе военного эшелона, он добрался однажды до станции Кропачёво с линии фронта, где был списан и поставлен в качестве сарайчика возле путей. Когда ходили мимо него, отец, держа меня за ручку, рассказывал о войне и показывал следы осколков. Я была слишком мала, чтоб осознать глубину отцовской скорби, но интуитивно чувствовала тревогу, оттого запомнила шрамы настоящей войны навсегда, и спустя полвека нашла этот памятник нашей победе.
Из записей папы нашла информацию. Дополняю её своими детскими воспоминаниями:
- В парке ЛЗУ насчитывалось сорок лесовозов с прицепами. В лесу работали трактора С-80. Для обслуживания техники в Кропачёво была оборудована ремонтная база с металлообрабатывающими станками и прессом. Гараж мастерской располагался в южной оконечности села возле водокачки. Сюда доставлялась поломанная техника. Здесь на трактора прессовались новые гусеницы, вытачивались натяжные винты, выполнялись сварочные и слесарные ремонтные работы.Машины в мастерской устанавливались над бетонированными траншеями в рост человека. Ремонтники спускались под «брюхо» машин по лестнице. Сломанных трудяг затягивали под железную крышу двумя, дико ревущими тракторами. Токарные станки находились в небольшом боковом помещении.
Мне доводилось посещать гараж ежедневно, - в тряпичном узелке носила обед отцу. В маленькой кастрюльке лежал тёплый отварной картофель или драники, бутылка молока и ломоть чёрного хлеба. Прежде папа работал шофёром на лесовозе, и машинный запах его спецовки неизменно оттенял аромат дерева и леса. С работы возвращался поздно, порой не находился дома всю неделю; ещё с порога протягивал гостинец от лисички: присыпанный солью тёмный хлеб, бережно завёрнутый в тряпицу или в газетку, а однажды - в его кепке лежали жёлтые диковинные грибы лисички. Так поступали все отцы послевоенных пятидесятых лет. Они всегда бережно оставляли кусочки хлеба для детей, не съедая.
Работа лесозаготовителей считалась льготной: через три года предоставлялся дополнительный отпуск.Всвязи с вырубкой леса лесозаготовительное предприятие в 1961 году ликвидировали, личный состав перевели с оборудованием в Карелию. Автомашины передали Ашинскому леспромхозу. Вольнонаёмным работникам предложили ехать на новое место. Так закончило существование Кропачёвское ЛЗУ. Мой отец отказался от приглашения на переезд, оставшись с семьёй на Урале, заочно выучился, переехав в районный город Аша, принял должность главного инженера узла связи Ашинского района, где и проработал до выхода на пенсию.
Фото Татьяны Немшановой:
На фото: Россия. Южный Урал. Челябинская область. Бывший Миньярский район. Ныне Ашинский район. Субботник по погрузке леса. 1955 год. ЛЗУ Кропачёво.Мои родители. У токарного станка. Ремонтная мастерская ЛЗУ. 1955 год. Кропачёво.
Март 2015 год. Ветка с вокзала, по которой вывозили лес после войны и до шестидесятых годов двадцатого века. Опалённый войной вагончик стоит более семидесяти лет в том месте, где его, израненного поставили.
Моменты истории лесозаготовительного предприятия ЛЗУ Кропачёво.
Написано на основе краеведческих исследований Татьяны Немшановой, воспоминаний родственников и земляков. Очерк публиковался на сайте, но 9 марта 2022 года был «забанен» и уничтожен вместе с тремя сотнями рассказов. Восстановлен по черновикам в январе 2025 года.
Анонс:
История лесозаготовительного предприятия ЛЗУ Кропачёво, Челябинская область, Южный Урал.
Ключевые слова:
Южный Урал, история, лесозаготовки, Кропачёво, ЛЗУ, Челябинская область, лесозаготовительное предприятие, Ашинский леспромхоз, вольнонаёмные рабочие, токарный станок, токарь, лес, подполковник Балуян, Федосов, военная часть, послевоенные годы, обстрелянный вагончик.
Свидетельство о публикации №125012103574
Они самые объективные и самые честные, без шелухи пропаганды и политической целесообразности.
Спасибо, Татьяна.
Виктор Таврин 21.01.2025 12:40 Заявить о нарушении
Татьяна Немшанова 28.01.2025 09:16 Заявить о нарушении