Максимилиан Волошин Факты биографии
начало 60 - х годов двадцатого века имя М. Волошина находилось под фактическим
запретом. (М. Волошин умер 11 августа 1932 года). Стихи не публиковались, о
статьях даже не упоминалось, живопись томилась в запасниках. Но в последнее время
интерес к личности М. Волошина возрос.
Имя поэта, художника, переводчика, критика Максимилиана Александровича Волошина
неразрывно связано с Крымом, с Коктебелем, или, как говорил он сам, с Киммерией.
Максимилиан Александрович Кириенко - Волошин родился в Киеве 16 мая 1877 года в
семье юриста. Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе. "С 4 - х до
16 - ти - Москва", - вспоминал позднее поэт.
В 1893 году Елена Оттобальдовна Кириенко - Волошина с сыном (отец М. Волошина
умер в 1881 году) переезжает в Крым, приобретает в Коктебеле небольшой участок
земли, переводит Макса в феодосийскую гимназию. Здесь же, в Феодосии, будущий
поэт напечатает своё первое стихотворение.
В 1897 году М. Волошин поступает на юридический факультет Московского университета
В феврале 1899 года принимает участие в "студенческих беспорядках", его исключают
из университета и высылают из Москвы.
Осенью 1900 года уезжает в Среднюю Азию, работает на изысканиях по строительству
Оренбургско - Ташкентской железной дороги, печатается в ташкентской газете
"Русский Туркестан" (статья "Эпилог Х1Х в.", куда вошла частично поэта "19 век").
Весной 1901 года М. Волошин направляется в Европу. В Париже слушает лекции в
Сорбонне. В 1901 - 1902 годах - путешествует по Испании, Италии.
Летом 1903 года М. Волошин строит в Коктебеле собственный дом (на что уходит
небольшое наследство, полученное от отца). В 1907 году пишет ряд стихотворений,
вошедших затем в цикл "Киммерийские сумерки" - о пейзаже восточного Крыма.
В 1910 году выходит первый сборник стихов М. Волошина. В 1913 году он
пристраивает к дому мастерскую. Этот дом стал местом рождения Волошина -
художника. Он начал рисовать карандашом в 1901 году в первых своих заграничных
путешествиях. Акварелью начинает работать в 1914 году. Именно с этого времени
он начинает свою тему живописи - тему киммерийского пейзажа: море, скалы,
деревья, облака...
Волошин вспоминал: "Ни война, ни революция не испугали меня: я их ожидал давно."
В 1918 году он предотвращает разгром имения Э. А. Юнге, где хранилось множество
произведений искусства, редкая библиотека. В 1919 году с мандатом "комиссара
по охране памятников древности и искусств" Волошин неутомимо колесит по
Феодосийскому уезду, оберегая его художественные и культурные ценности.
Поэт принимает активное участие в культурной жизни Евпатории. Он читает здесь
стихи на литературном вечере в городском сквере, выступает с лекциями.
Началась мирная жизнь. С 1923 года Дом Поэта "оживает": Андрей Белый, Валерий
Брюсов, Евгений Замятин, Александр Грин, Леонид Леонов, Корней Чуковский,
Петров - Водкин, Михаил Булгаков - и многие другие - у него в гостях!
Во время гражданской войны и революции поэт был "над схваткой". Это понималось
как позиция стороннего наблюдателя. Поэт испытывал глубокое отвращение к
убийству. Каждое народное восстание имеет общие признаки массового кровопролития.
Это понимал Волошин, размышляя о судьбе России в сборнике "Демоны глухонемые".
Тема духовного покаяния за содеянные грехи - основная в поэме "Протопоп Аввакум"
Дан характер этого духоборца и подробно рассказана биография, наполненная
страданиями за веру. Финал поэмы - смерть Аввакума. В нём образ страдальца
сливается с образом России. Волошин предупреждает: гражданская война всегда
страшна. Ничего, кроме гибели России и её сынов, она не приносит.
Поэт всеми доступными для себя средствами боролся против насилия. Он признавался
в автобиографии (1925 год): "Девятнадцатый год толкнул меня к общественной
деятельности в единственной форме - к борьбе с террором независимо от окраски."
(Л. Н. Овчинникова, А. И. Гордин)
Свидетельство о публикации №125012101491