5. Средства выразительности в компьютерной музыке
Вторую часть языка Пианолы составляют специальные символы, их тоже достаточно много, они делают звучание музыки выразительным. Сюда относятся уже знакомые нам указания на громкость - главные, устанавливаемые буквой Н, и локальные, относительные, задаваемые строчной буквой h и дополнительно изменяющие громкость, относительно установленной главной.
Указания выразительности, в свою очередь, можно разделить на общие, одинакового влияющие на исполнение любым музыкальным инструментом, и конкретные, связанные с исполнением музыки на конкретном инструменте.
К общим указаниям относятся, например, указания на громкость, а к конкретным - указания на тембр. Указания на тембр аккордеона понятно что значат, но те же указания на тембр пианино интерпретируются по другому - единственное указание u1 делает звонче звук верхних октав, остальные же тембры звучат так, как обычно. Разумеется, и для пианино можно было бы придумать разные тембры (при исполнении вживую это бы означало, что пианист быстренько встаёт и пересаживается за пианино другой марки, но где же Вы такое видели?). Поэтому разные тембры для пианино возможны, но пока оставим такие возможности для будущего.
С другой стороны, звук пианино прекрасно управляется штрихами - указаниями с буквой q и цифрой вслед за этой буквой (сделать звук приглушённым, мягким, лёгким или нарочито подчёркнутым, или акцентировать звук ударом по клавише). И этого управления пока хватает.
Рассмотрим поочерёдно общие и конкретные указания и приёмы выразительного исполнения.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИЁМЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
Уже сам способ соединения нот в аккорд даёт возможность варьировать звук, делая его выразительным. В предыдущей статье говорилось про арпеджиато, которое заключается в последовательном появлении нот в аккорде. В арпеджиато из трёх нот C::6D:E появляющаяся нота D слышится тише чем C, а E – тише чем D. Связано это с ослаблением звука при сведении нот в аккорды.
Эти же ноты CDE проигранные просто так, звучат одинаково громко.
ГЛИССАНДО
Другим способом исполнения последовательности нот является глиссандо. Заключается оно в том, что звук новых нот не начинается заново, а встраивается в продолжение первой ноты, меняя её частоту и, одновременно, увеличивая длительность её звучания. Вводится глиссандо так &CDE а отменяется и вновь вводится одиночным знаком &. Никаких цифр к этому знаку не добавляется, длительность звуков глиссандо определяется длительностью его нот.
Глиссандо исполняется одинаково на всех инструментах, однако штатное ф-но знак & игнорирует. На осциллограмме иллюстрации видно, что глиссандо, назначенное в середине строки, исполняется штатным ф-но как три отдельные ноты, а глиссандо, назначенное в конце строки, которое исполняется музыкантом Q1, выглядит как одиночная нота. Прослушать строку с арпеджиато и глиссандо можно тут https://disk.yandex.ru/d/-PVf6lM5etj8cA
Заметьте, что последнее звучит очень похоже на первое. Между тем, это не совсем так – на арпеджиато чётко заметны моменты присоединения последующих нот к аккорду (на рисунке показаны жёлтыми чёрточками), а на глиссандо моменты смены частоты совершенно незаметны.
ЗВУКОВЫЕ АКЦЕНТЫ ГРОМКОСТИ
О регулировке относительной громкости уже говорилось. Помимо сказанного, имеются указания на однократное усиление звука для одной ноты – h* h*. h** делают её звук более громким. Последующие в строке одиночные h делают такое же однократное усиление громкости для других нот. Указание h0 снимает этот режим.
Указания h с цифрами 1-9 действуют не на одну ноту, а на все последующие ноты, вплоть до другого указания с цифрой или до одиночного h. Второе одиночное h включит прежнее h c цифрой, и так до конца строки. В общем, ориентируясь на слух, вы всегда сможете отрегулировать громкость так, как надо.
КОНТУР ЗВУКА
Аналогично работают и указания k с цифрами и без них. Только эти указания не просто изменяют громкость ноты, а изменяют контур звука – в одних случаях делая тише его начало, а в других приглушают его окончание.
В тот момент, когда мы набираем букву k, на информационном поле появляется графическая подсказка, позволяющая выбрать нужную цифру за этой буквой (см.иллюстрацию). Указания k и h могут быть использованы одновременно. Указание k* по своему действию оказывается эквивалентным указанию h*, с той лишь разницей, что указание h* действует только на одну, следующую за ним ноту.
На иллюстрации справа показано, как контур одиночной ноты До исполняемый звуком ф-но, меняется при его оконтуривании.
k4C звучит как мягкий звук, k2C как приглушённый, k7C как осторожный – начался и тут же примолк. Эти звуки имеют достаточно сильный фронт, и воспринимаются нормально, и вживую их тоже можно исполнить.
А вот звуки k1C и k3C для фортепьяно не годятся – фронт у них хилый, поэтому вместо привычного звука ф-но получается звук трубы.
ПЕДАЛЬ
Педаль включается символом @ с последующим указанием на глубину (длительность) нажатия педали. Это цифры 1-9 или .1-.9 для небольшой глубины. Подобный значок с указанием на глубину, поставленный в первую позицию строки, создаёт режим автоматического включения такой педали в начале каждой строки. Указание @0 в любом месте строки отменит режим автоматического включения педали.
Одиночное @ включает и выключает педаль, а если педаль не была включена в начале строки, то одиночное @ создаст длительность 0.3 сек. Если после ноты, исполняемой на педали, стоит пауза, то мы увидим действие педали на осциллограмме – звук ноты будет продолжаться, однако он будет постепенно сводиться к нулю в конце действия педали (см.осциллограмму @C ^ нота До на педали с последующей паузой).
Если же после ноты находится следующая нота, то звук, сохраняемый на педали, будет складываться со звуком новой ноты. Эти моменты тоже можно видеть по исчезновению волнистости в комбинированном звуке на осциллограммах.
Назначение @2 создаст педаль глубиной 0.25 сек, @3 – 0.35 сек, а @9 создаст глубокую педаль, время её действия 1 секунда.
В режимах stakkato pizzicato действие педали очень коротко, а в аккордах она задерживает звук только последней ноты, чем и отличается от привычной для нас педали фортепьяно.
УПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОМ КОНКРЕТНОГО ИНСТРУМЕНТА
Символами U Q с цифрой после них можно назначать музыкальные инструменты. Пока в программе Пианола их восемь. Это 1 пианино, 2 виола, 3 аккордеон, 4 труба du-du, 5 и 6 колокол и колокольчик, 7 звук струны dzin, 8 голос. Указания Q0 и U0 снимают назначенных музыкантов с их инструментами, и тогда музыка исполняется звуками штатного фортепьяно (эти звуки никак специально не управляются, для них возможно только общее управление).
Управляют звуком инструментов глобальные переменные, задаваемые латинскими строчными буквами с цифрой после них. Это u – тембр, q – штрих, o – регистры (число регистров 5). Тембр и штрих отключаются указаниями u q, а указание o* приводит в состояние 0 все пять регистров сразу.
Если тембр и штрих могут иметь значения 0-9 или могут находиться в отключённом состоянии, то для каждого из регистров предусмотрены только два состояния – 0 или 1. В единицу регистры устанавливаются указаниями o1, o3, o5, o7, o9, а в ноль они ставятся чётными цифрами, на единицу меньшими, то есть так – o0, o2, o4, o6, o8.
Наиболее полно рычаги управления инструментом задействованы в звуке трубы, поэтому именно о нём я вам сейчас и расскажу.
УПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОМ ТРУБЫ
Указание на тембр u1 вносит в звук трубы малозаметное эхо, настолько малозаметное на фоне трубного звука, что даже непонятно, а стоило ли вводить этот тембр. Зато другие «u» указания меняют звук трубы радикально. Что наиболее важно, они делают этот звук естественным и более нам привычным. Технические подробности, связанные с созданием этого звука, обсуждаются тут https://proza.ru/2024/08/28/1451
Указания u2…u9 делают звук трубы более похожим на звук саксофона, для u2-u5 со спокойным тембром, а для u6-u9 с тембром более резким. Увеличение цифры за «u» усиливает амплитуду подключаемого обертона и делает тембр более заметным (регулировка эта имеет 4 позиции и она совершенно одинакова как для спокойного, так и для резкого тембра.
Тембр, задаваемый в скобках, имеет 5 позиций: (5) – наиболее спокойный, (9) – наиболее резкий. Таким образом делается тонкий выбор тембра внутри каждого из грубо выбранных диапазонов – u2…u5 или u6…u9. При этом группа тембров с нечётными номерами (5)(7)(9) оказываются более консонансной, а с чётными номерами (6)(8) более оригинальной.
Звуком трубы можно также управлять, задавая этому звуку контур громкости. Контур задаётся последовательностью цифр, заключённых в скобки (5 номинальная, 1 минимальная, 0 нулевая, 9 максимальная). Количество цифр должно быть 3 и более. Задание контура звука одноразовое, но если контур звука был задан ранее, то он хранится в памяти и его можно вновь воспроизвести одноразово штрихом q2 или включить в постоянный режим штрихом q1. Новая строка начинается с отключённым контуром громкости.
Контур громкости (количество цифр 3 и больше) можно задавать одновременно с тембром (одна цифра из набора 5…9), это видно из следующего примера:
прослушать который можно тут https://disk.yandex.ru/d/ya1FfKeL778YvQ
Тембр (9) делает более резким звук последующего Соль, а в окончании примера звучит глиссандо. Глиссандо несовместимо с контуром громкости, однако контур звука глиссандо можно корректировать общими методами, например, совмещая его с k указанием, или прямо указывая громкости его нот.
На звук трубы влияют и регистры – во включённом состоянии регистр o3/2 ускоряет затухание звука и делает звук короче, регистр o5/4 делает звук длиннее. Когда включены оба эти регистры, то звук немного короче своей номинальной длины.
Регистр o1/0 добавляет в звук ещё один обертон, это же делает и регистр o9/8 создавая при этом дрожание звука. Для дрожащего звука состояние o1 усиливает громкость добавленного обертона.
Регистр o7/6 во включённом состоянии вносит небольшой хаос в громкость звука по пути его развития.
Штрихи q3 q4 ускоряют атаку, делая начало звука более агрессивным. При этом штрих q4 действует одноразово. Эффект этот заметен на долгих нотах. Одновременно с этим штрих q3 позволяет уйти от монотонности повторяющихся звуков – он случайным образом изменяет фактор придыхания для каждый ноты, что сказывается и на её громкости, и на глубине дрожания звука. Труба имеет характерный дрожащий звук, он создаётся специальным буфером, и дрожание в большей или меньшей степени всегда присутствует в звуке трубы.
По исполнению звука труба является самым сложным инструментом в программе «Пианола-М». Управление другими инструментами попроще. Обо всех инструментах и о работе с ними подробно рассказывается в разделе Help с названием «инструменты Пианолы», он специально посвящён этой теме.
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ХОДЕ РАБОТЫ
При работе с программой обычно возникает масса вопросов, связанных с синхронизацией звука идущего от разных слоёв, с заполнением буфера, со значениями длительности нот, с громкостью текущего звука, с указаниями на тембр, на штрих и на состояние регистров в конкретный момент нотной записи. Всю эту информацию можно получить, если в интересующее нас место строки поставить восклицательный знак ! и проиграть эту строку.
Появляется указанная информация в небольшой строке в левой нижней части рабочего окна. Можно продублировать появившуюся там информацию, с тем, чтобы сравнивать её с другой. Для этого кликаем по синей части кнопочки Q на правом табло кнопок, и получаем копию того, что нам нужно, на большой информационной строке. О большой информационной строке уже говорилось, она находится в центре окна под бегающей красной стрелочкой.
Итак, ставим знак ! и проигрываем строку. Если в строке окажется насколько таких знаках, то информация будет выведена по первому из них. Что тоже удобно – можно сравнивать информацию, взятую в разных частях нотной строки.
Приведу пример. Выставим длительность нот 1/4 и проиграем такую строчку: C>D ^!
На информационной строке у нас появятся числа 32000 64000 96000, в то время как счётчик покажет число 2. Счётчик считает длительности проигрываемых нот и пуз, складывая их. Значок > длительность их уменьшил вдвое, поэтому и набежало 1+1/2+1/2=2
А что показывает информационная строка?
96000 это размер буфера в семплах, 64000 семплов занято записью – там находятся семплы двух нот и семплы паузы ^ (если педаль не используется, то семплы паузы представляют собой нули), 32000 это номер семпла, с которого началась запись последней ноты.
Чем интересна такая информация?
Мы видим, что если далее будет нота, например Е^, то она поместится в буфер и как раз займёт его полностью. Поместиться в буфер и такой аккорд E^:G^.
Если далее будет более длинная нота - одиночное E~, то тоже ничего страшного не произойдёт – как только буфер наполнится, он будет автоматически сброшен, затем заполнен нулями, и затем начнётся новое его заполнение семлами, это будет вторая половина звука ноты Ми, та, которая в буфер не поместилась. Однако, если Ми не одиночная нота, а у нас имеется аккорд E~:G~ тогда программе что делать? Начало ноты Ми уже сброшено, куда семплы ноты Соль мы будем добавлять? Фатальной ошибки не случится, программа не остановится, и даже этот самый аккорд мы услышим, но только раньше него мы услышим полностью сначала начальную одиночную ноту этого аккорда, потом ноту Ре и паузу за ней, и только потом появится наш аккорд. Такой получится цирк. А информационное поле покажет числа – 64000 32000 96000 то есть, если судить по заполнению буфера, последняя нота аккорда началась позже, чем она закончилась. Это и свидетельствует об ошибке.
И что же в таком случае делать?
Можно увеличить размер буфера, или сбросить его раньше, чем произойдёт критическая ситуация. В нашем случае нужно поставить символ сброса S после паузы, перед началом аккорда. То есть, записать строку так C>D ^SE~:G~! И тогда аккорд прозвучит вовремя и правильно.
Заметьте также, что счётчик аккорд не замечает и считает длительность его нот дважды. Ещё и поэтому информация о заполнении буфера, получаемая в ходе проигрывания, так важна.
Вернёмся к нашей простой строке C>D ^!
Какую ещё информацию мы можем получить, если проиграем её?
Кликнем по числам 32000 64000 96000 и получим новое сообщение:
H 1/8 o4 2_н это значит, что громкость у нас средняя, обычная, та, что принята по умолчанию, что ноты в момент ! имеют длительность 1/8, что октава в момент ! имеет номер 4, а в буфере находится две ноты (считая их совместно с паузами) имеющие общую длительность, выставленную изначально.
Кликнем по сообщению ещё раз, и получим надпись «Музыкант не выбран». Но давайте, выберем музыканта – кликнем по изображению рояля в правом верхнем углу окна программы и, кликнув по верхней кнопке, выберем «ф-но». Тогда информация, связанная с музыкантом будет выглядеть так:
Q1 u=_ q=_ рег.о=00000 мы понимаем, что в момент появления значка ! активен музыкант Q с инструментом 1 (это пианино), тембр и штрих для исполнения не заданы, а все пять позиций регистра находятся в нулевом состоянии. Эта информация тоже важна, если мы хотим убедиться в том, что всё у нас настраивается и выполняется правильно, а также для того чтобы составить план по дальнейшему заполнению знаками нашей нотной строки.
ИНФОРМАЦИЯ В ДЛИННОЙ СТРОКЕ
Большая информационная строка, как уже говорилось, находится в средней части окна под бегающей красной стрелкой. Туда можно копировать информацию с нижней строки. При таком копировании информация нижней строки дополняется тремя сообщениями – о режиме работы триолей, об автоматическом включении педали в начале строки, и об особом Темпе, который задаётся постановкой цифры 5-9 между круглыми скобками. Эта дополнительная информация соответствует моменту её появления, а не моменту появления значка ! при проигрывании строки.
Если при проигрывании строк в них находятся вставляемые фрагменты (повтор ранее обозначенного фрагмента реализуется его вставкой, а обозначается буквой R), то вставляемый нотный текст тоже демонстрируется на большой информационной строке, а содержимое всех вставок можно просмотреть, если кликать по этой строке.
Клик справа, по розовому знаку ?, выдаст рекомендации по сочетаниям длительности нот. Замечания об ошибках и сбоях в работе программы тоже даются на этой строке. В режиме Help эта же строка используется для пояснений и подсказок.
Система пояснений и подсказок развита в программе Пианола. Например, при наборе символа S в нижней строке появляется текст «S сброс заполненного», подсказывающий, что этим символом будет сброшен буфер, и сброшен не весь, а только заполненная семплами его часть.
Всё сделано для того, чтобы с программой «Пианола_2» было просто и легко работать.
Это же самое относится и к программе «Пианола_VB6». Эта программа не имеет слоёв, но в ней удобнее создавать новые сценарии и проводить со звуком всякие эксперименты. В ней есть специальный режим, позволяющий просматривать осциллограммы звука отдельных инструментов и осциллограммы отдельных обертонов, что особенно важно при конструировании новых сценариев. Блок сценариев в обеих программах в принципе один и тот же, поэтому сделанные в нём изменения легко переносятся в другую программу.
__________
20.01.2025
Свидетельство о публикации №125012007914