Восхваление музыкальных инструментов
1. Пусть летит мой «салам» под крыло Хумаюн
К обладателям ликов, дыханья и струн!
2. С ними дружбу хранят, соблюдая адаб,
Чести братья: араб, хинду, парс и пуштун.
3. Утверждает издревле высокий свой ранг
Спутник Адама Чанг — шахов гордый горбун.
4. Породнилась с ветрами, порхая-звуча,
Стрекоза-Каманча, чей напев вечно юн.
5. Луноликий, звенит ожерельями Даф —
В пляске каждую «каф» украшает сукун.
6. Слышишь, льется хрустальная трель соловья
С переливом ручья? То — Сантур-говорун.
7. Сребротелый Сарод и нахмуренный Уд —
Оба, словно суруд ворожащий колдун.
8. Есть ли что-то (вопрос таджахул аль-ариф!)
Гулче Вины, чей гриф — локон, свёрнутый в «нун»?
9. Торжество полнотой торжества не считай,
Коль не крикнет Карнай — медногорлый крикун.
10. Звучный голос-алмаз, чья оправа — века, —
Это Тар, чьи бока как объятья двух лун.
11. Волны моря и дождь, поливающий сад, —
То Рубаб и Барбат — и борон, и бурун.
12. Под рукой гладь щеки как воинственный щит —
Так Дарбука звучит — сердце пламенных дюн.
13. Песня вздохов, любого недуга сильней, —
Та, что выдохнул Ней, словно дунул Зу-н-нун.
14. Как скучает в лесу по кадамбе тамал,
Вьет Саранги кхаял — трансцендентный, вне гун.
15. Закружит и завертит любого вверх-вниз
Ураган-Шурангиз, чьи макамы — тайфун.
16. Что слова! — на обилие их несмотря,
Вся хвала — лишь заря восхвалений, канун!
17. Потому умолкаю, дивясь их игре
На меджлисе в шатре у Халисы-хатун.
Комментарии:
1. Салам — приветствие «Мир вам!» Хумаюн — волшебная, вещая птица. Считалось, что она делает царём человека, на которого бросает свою тень.
Обладатели ликов — ударные муз. инструменты; дыханья — духовые.
2. Адаб — правила исламского этикета, предписанные нормами шариата.
3. Чанг — струнный муз. инструмент, типа арфы. Есть версия, что «Адам поэтов» Рудаки аккомпанировал себе на чанге, когда пел свои стихи перед шахами династии Саманидов.
4. Каманча — струнный муз. инструмент, типа небольшой скрипки, которую держат вертикально с упором в бедро или в пол (если музыкант сидит на полу).
5. Даф — большой бубен, по окружности которого закреплены в несколько рядов металлические колечки.
Каф — буква араб. алфавита, имеющая форму петли с хвостиком.
Сукун — надстрочный знак в арабском письме, имеющий форму кружка.
6. Сантур — струнный ударный муз. инструмент, род цимбал.
7. Сарод — безладовый струнно-щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых, предназначенный для исполнения индийской классической музыки.
Уд — струнный щипковый инструмент, распространённый в странах Ближнего и Среднего Востока, предшественник европейской лютни.
Суруд — песня.
8.Таджахул аль-ариф — с араб. «риторический вопрос».
Вина — старинный индийский щипковый (плекторный) музыкальный инструмент, используемый при исполнении индийской классической музыки. Этот громоздкий инструмент имеет вид лютни, и его форма варьируется в зависимости от конкретной конфигурации.
Нун — буква араб. алфавита, имеющая форму перевёрнутой дуги.
9. Карнай — медный духовой музыкальный инструмент, распространённый в странах Средней Азии, Иране.
10. Тар — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Распространён в Иране, Азербайджане, напоминает маленькую гитару с длинным грифом.
11. Рубаб (афганский рубаб) — струнный щипковый инструмент с большим, глубоким корпусом, боковыми выемками и короткой шейкой.
Барбат — струнный щипковый плекторный инструмент. Широко распространён в арабских странах, Иране, странах Ближнего Востока. Принадлежит к семейству инструментов типа уда.
Борон — с перс. «дождь».
Бурун — волна с перистым гребнем.
12. Дарбука — небольшой кубкообразный барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба.
13. Ней (най) — довольно крупная тростниковая флейта.
Зу-н-нун (796 — 859) — египетский суфий, мистик, считается одним из самых могущественных ранних суфийских святых, алхимиком, чудотворцем. По легенде, уединялся на длительное время в пещере для молитв и аскез, а когда выходил из неё, то исцелял больных, просто дунув в их сторону.
14. Кадамба и Тамал — деревья, растущие в Индии и ассоциирующиеся у индийцев с божественными возлюбленными — Радхой и Кришной.
Саранги — индийский струнный смычковый инструмент лютневого типа.
Кхаял — вокальный стиль традиционной индийской музыки.
Гуны — санскр. «веревки», качества материальной природы (благость, страсть и невежество). Духовная же реальность не соприкасается с этими материальными качествами.
15. Шурангиз — иранский музыкальный инструмент, основанный на иранском сетаре.
Макам — в арабской и турецкой традиционной музыке многозначный термин, обозначающий, в том числе, ладовый звукоряд.
17. Меджлис — собрание, на котором декларируют стихи, слушают музыку.
Свидетельство о публикации №125011906997