Восхваление музыкальных инструментов

Касыда с комментариями


1. Пусть летит мой «салам» под крыло Хумаюн
К обладателям ликов, дыханья и струн!

2. С ними дружбу хранят, соблюдая адаб,
Чести братья: араб, хинду, парс и пуштун.

3. Утверждает издревле высокий свой ранг
Спутник Адама Чанг — шахов гордый горбун.

4. Породнилась с ветрами, порхая-звуча,
Стрекоза-Каманча, чей напев вечно юн.

5. Луноликий, звенит ожерельями Даф —
В пляске каждую «каф» украшает сукун.

6. Слышишь, льется хрустальная трель соловья
С переливом ручья? То — Сантур-говорун.

7. Сребротелый Сарод и нахмуренный Уд —
Оба, словно суруд ворожащий колдун.

8. Есть ли что-то (вопрос таджахул аль-ариф!)
Гулче Вины, чей гриф — локон, свёрнутый в «нун»?

9. Торжество полнотой торжества не считай,          
Коль не крикнет Карнай — медногорлый крикун.

10. Звучный голос-алмаз, чья оправа — века, —
Это Тар, чьи бока как объятья двух лун.

11. Волны моря и дождь, поливающий сад, —
То Рубаб и Барбат — и борон, и бурун.

12. Под рукой гладь щеки как воинственный щит —
Так Дарбука звучит — сердце пламенных дюн.

13. Песня вздохов, любого недуга сильней, —             
Та, что выдохнул Ней, словно дунул Зу-н-нун.

14. Как скучает в лесу по кадамбе тамал,
Вьет Саранги кхаял — трансцендентный, вне гун.

15. Закружит и завертит любого вверх-вниз
Ураган-Шурангиз, чьи макамы — тайфун.

16. Что слова! — на обилие их несмотря,
Вся хвала — лишь заря восхвалений, канун!

17. Потому умолкаю, дивясь их игре
На меджлисе в шатре у Халисы-хатун.



Комментарии:

1. Салам — приветствие «Мир вам!» Хумаюн — волшебная, вещая птица. Считалось, что она делает царём человека, на которого бросает свою тень.
Обладатели ликов — ударные муз. инструменты; дыханья — духовые.

2. Адаб — правила исламского этикета, предписанные нормами шариата.

3. Чанг — струнный муз. инструмент, типа арфы. Есть версия, что «Адам поэтов» Рудаки аккомпанировал себе на чанге, когда пел свои стихи перед шахами династии Саманидов.

4. Каманча — струнный муз. инструмент, типа небольшой скрипки, которую держат вертикально с упором в бедро или в пол (если музыкант сидит на полу).

5. Даф — большой бубен, по окружности которого закреплены в несколько рядов металлические колечки.
Каф — буква араб. алфавита, имеющая форму петли с хвостиком.
Сукун — надстрочный знак в арабском письме, имеющий форму кружка.

6. Сантур — струнный ударный муз. инструмент, род цимбал.

7. Сарод — безладовый струнно-щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых, предназначенный для исполнения индийской классической музыки.
Уд — струнный щипковый инструмент, распространённый в странах Ближнего и Среднего Востока, предшественник европейской лютни.
Суруд — песня.

8.Таджахул аль-ариф — с араб. «риторический вопрос».
Вина — старинный индийский щипковый (плекторный) музыкальный инструмент, используемый при исполнении индийской классической музыки. Этот громоздкий инструмент имеет вид лютни, и его форма варьируется в зависимости от конкретной конфигурации.
Нун — буква араб. алфавита, имеющая форму перевёрнутой дуги.

9. Карнай — медный духовой музыкальный инструмент, распространённый в странах Средней Азии, Иране.

10. Тар — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Распространён в Иране, Азербайджане, напоминает маленькую гитару с длинным грифом.

11. Рубаб (афганский рубаб) — струнный щипковый инструмент с большим, глубоким корпусом, боковыми выемками и короткой шейкой.
Барбат — струнный щипковый плекторный инструмент. Широко распространён в арабских странах, Иране, странах Ближнего Востока. Принадлежит к семейству инструментов типа уда.
Борон — с перс. «дождь».
Бурун — волна с перистым гребнем.

12. Дарбука — небольшой кубкообразный барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба.

13. Ней (най) — довольно крупная тростниковая флейта.
Зу-н-нун  (796 — 859) — египетский суфий, мистик, считается одним из самых могущественных ранних суфийских святых, алхимиком, чудотворцем. По легенде, уединялся на длительное время в пещере для молитв и аскез, а когда выходил из неё, то исцелял больных, просто дунув в их сторону.

14. Кадамба и Тамал — деревья, растущие в Индии и ассоциирующиеся у индийцев с божественными возлюбленными — Радхой и Кришной.
Саранги — индийский струнный смычковый инструмент лютневого типа.
Кхаял — вокальный стиль традиционной индийской музыки.
Гуны — санскр. «веревки», качества материальной природы (благость, страсть и невежество). Духовная же реальность не соприкасается с этими материальными качествами.

15. Шурангиз — иранский музыкальный инструмент, основанный на иранском сетаре.
Макам — в арабской и турецкой традиционной музыке многозначный термин, обозначающий, в том числе, ладовый звукоряд.

17. Меджлис — собрание, на котором декларируют стихи, слушают музыку.


Рецензии
Вновь удивили и не обилием новых названий инструментов, но великолепной растановке рифмы, что получилось весьма грамонично и красиво, как арабская вязь.
Уж не знаю в какой арабской стране Вы находитесь, но то, что вы полностью стали "своей" говорит, что Вы умница.

Правда есть вопрос - я служил несколько лет в Убекистане, в Фергане и по-молодости чуть не женился на узбечке - девчонка была божественнй красоты. Но родственники прознали и увезли её в Ташкент, следы затерялись. Но я не об этом - я начал в 25 лет изучать узбекский и говорил конечно с акцентом, но мой акцент приводил в восторг узбеков и самая лучшая лепёшка, самый большой люли-кебаб доствался мне, как и самое почётное место на дастархане или в чайхане.
Но я опять не об этом - я всегда при встрече говорил "салЯм" - у Вас "салАм" - насколько я помню, полная форма приветствия звучит "Ас-саляму алейкум". То, что написали Вы характерно для тех мест где живёте или это ошибка?
Любви и здоровья.

Владимир Давыденко   24.01.2025 06:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Спасибо за Ваш отзыв! Я родилась и живу в Подмосковье, а в арабских странах ни разу не была (да и вообще почти нигде не была). Пишу в таком стиле, потому что с детства открыла для себя классиков восточной поэзии и продолжаю их для себя открывать по сей день, а также погружена в изучение теории восточного стихосложения. Что касается приветствия, то и «салям», и «салам» - равноценны и второе не является ошибкой.

Василиса Ризаева   24.01.2025 09:08   Заявить о нарушении
Ну, блин! Опять удивили!
Так это часть Вашей профессии?

Владимир Давыденко   24.01.2025 10:49   Заявить о нарушении
Нет, мои два образования - мед. и психология, а восточная литература - любовь с детства, её я изучаю самостоятельно.

Василиса Ризаева   24.01.2025 11:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.