Отрицательная мотивация
Естественными чертами каждого человека являются стремление к пребыванию в зоне комфорта, лень, отчасти прокрастинация, а это все, как известно, не помогает нам достигать новых вершин, быть успешными и самодостаточными. Поэтому, в первую очередь, бороться с этими чертами приходится нам самим, а если не хватает воли, появляется необходимость в помощи извне. И тут важно понимать, каким образом на вас воздействуют (окружающие либо мы сами).
Можно выделить два варианта развития мотивационной стратегии:
либо мы получаем что-то хорошее за исполнение того или иного поручения;
либо нам угрожает возможность осуществления чего-то плохого в связи с невыполнением поручения.
Давайте подробнее остановимся именно на втором варианте, который и называется «отрицательная мотивация».
Система отрицательных стимулов исходит из противопоставления поощрений и наказаний. Типичными примерами применения методов отрицательной мотивации являются фразы «Если ты не выполнишь то-то, ты не получишь того-то», «Сделай это, иначе…» и т.п. При отрицательной (также ее называют негативной) мотивации мы оказываем влияние на психологию личности при помощи набора негативных чувств и эмоций, из которых наиболее эффективно работает страх.
Страх – наиболее сильная эмоция, которая принуждает вас к действию. При этом вы можете бояться лишения зарплаты, причинения ущерба здоровью, потери драгоценной вещи, любимого человека, любимого занятия, чего-либо еще, что приносит вам комфортное существование и является важной частью вашей жизни. Страх движет каждым из нас, ведь все мы чего-то боимся, поэтому для правильного использования отрицательной мотивации нужно найти «слабое место» личности и аккуратно применить данный прием.
Чувство вины – еще один «отрицательный мотив», который может двигать человеком. Но в данном случае предполагается, что человек способен на переживания, связанные с его ошибкой, неправильным поведением, что у него появляются муки совести и чувство ответственности за то, что произошло (или не произошло).
Соревновательный дух или дух конкуренции – сильный побудительный мотив для тех, кто стремится всегда и во всем быть первым. А если у человека отсутствует такое качество, то методом отрицательной мотивации здесь может служить порицание за плохие результаты, лишение бонусов и привилегий.
Неудовлетворённость собой, своей жизнью – один из толчков для развития и продвижения. Если вам не нравится то, как вы выглядите, то, как коллеги к вам относятся, или ваш семейный статус, вы будете стараться достичь лучших результатов, завоевывать лучшее положение в обществе, семье, в конце концов, выглядеть более удовлетворительно в своих собственных глазах. Данный вид мотивации особенно эффективен для людей в большей степени робких и неуверенных в себе.
Не очень удачным примером использования отрицательной мотивации является эксперимент, проведенный с целью «излечения» геев. Чтобы мужчины избавились от гомосексуального влечения, им приходилось смотреть на экран и наблюдать картинки. При этом если на картинке было изображено мужское тело, к телу мужчин подавался небольшой электрический разряд, что было болезненно. Соответственно, позже, когда испытуемые видели мужские тела, у них появлялось отвращение и болезненные ассоциации, то есть можно было говорить о том, что эксперимент в какой-то мере удался. Однако неприятной стороной этого экспериментального случая оказалось то, что люди, участвовавшие в опытах, больше не хотели жить, и многие из них совершили самоубийство.
Еще в качестве примера можно привести установку кондиционеров в Калифорнии, США, когда владельцам домов и квартир предлагалась дополнительная услуга в виде теплоизоляции. При этом одной части клиентов предлагалась фраза «Благодаря теплоизоляции вы сможете сэкономить 400 долларов в месяц» (числа условны), а другой – «Без теплоизоляции вы будете терять 400 долларов ежемесячно». Из данных формулировок видно, что первая является образцом положительной мотивации, а вторая – отрицательной. По результатам эксперимента оказалось, что клиенты, которые слышали вторую фразу, реагировали на предложение в два раза чаще.
Данные примеры показывают, что методы отрицательной мотивации все же связаны с негативными чувствами, эмоциями, и они в серьезной степени влияют на психологическое состояние личности. Не стоит забывать, что, применяя методы негативного побуждения, мы рискуем столкнуться со слабой психикой либо неустойчивым психологическим состоянием, поэтому важно понимать, с кем мы имеем дело.
Несколько факторов, которые необходимо учитывать при задействовании приёмов отрицательной мотивации:
интеллектуальный уровень личности (чем образованнее человек, тем меньше на него воздействуют методы отрицательной мотивации;
как раз в данном случае более действенны методы положительной мотивации – бонусы, поощрения, похвалы, премии и т.д. – в силу более философского взгляда на жизнь и меньшей подверженности страхам);
возраст (молодые люди полны энергии и сил, амбиций и целей, поэтому на них методы отрицательной мотивации действуют в меньшей степени, нежели на взрослых, так как в 45 лет и старше человеку уже сложнее найти место работы, сложнее менять свой привычный уклад жизни и в целом идти на какие-то перемены);
семейное положение (семья предполагает большой объем ответственности, когда мы заботимся не только о себе, но и о благополучии своих близких, а, следовательно, рычаги мотивационного воздействия будут восприниматься более чувствительно ввиду боязни лишения стабильности и надежности).
Не забывайте также, что каждый может стать жертвой негативной мотивации, поэтому важно стойко реагировать на порицания, чувство вины или страха.
Современными психологами признается большая эффективность негативной мотивации, нежели положительной. Но важно уметь правильно и соразмерно пользоваться её техниками.
Отрицательная мотивация является часто используемым инструментом у родителей, которые обычно «шантажируют» детей, пытаясь добиться желаемого поведения.
Часто в детстве нам приходилось слышать от родителей подобные фразы: «Не сядешь за компьютер, пока не сделаешь домашнее задание», «Пока не съешь кашу, не получишь конфету», «Не уберешь комнату – не пойдешь гулять». И, как правило, родители добивались того, чего требовали от детей, а происходило это благодаря тому, что они воздействовали на их сильные желания, прямо указывая на то, что желаемого они могут не получить. Такой прием составляет один из аспектов отрицательной мотивации.
Свидетельство о публикации №125011906943