Эффект Голема

 Психологический феномен, при котором более низкие ожидания, возлагаемые на отдельных лиц, либо руководителями, либо самим индивидуумом, ведут к ухудшению показателей индивидуума


Происхождение термина

Название эффекта происходит от существа еврейской мифологии — голема. По преданию, изначально голем был создан для того, чтобы исполнять чёрную работу и защищать евреев в Праге, однако тот постепенно становился всё более и более коррумпированным, вплоть до откровенного неповиновения еврейской общине, из-за чего того пришлось уничтожить.

Эффект был назван в честь легенды о големе в 1982 году, психологами Бабадом, Инбаром и Розенталем, потому что явление «представляет интересы социологов и педагогов, которые сосредоточены на негативных последствиях самоосуществляющихся пророчеств»


Хоть большая часть исследований, посвящённых эффекту Голема, как говорилось выше, и была сосредоточена на образовательном контексте, этот эффект также был замечен и изучен на рабочих местах. Исследование Шранка, которое предшествовало исследованиям Розенталя и Джекобсона, рассматривало летчиков военно-воздушной академии США. Автор исследования инициировал эффект маркировки, случайным образом распределяя студентов по одному из пяти классов, которые якобы обозначали уровень способности учащихся. Позже, Макнатт выполнил мета-анализ исследований и пришёл к выводу, что эффекты Голема и Розенталя сохраняются на рабочем месте на таком же уровне, как и в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, исследования показывают, что эффект Голема способен влиять на работу целых организаций, а не только руководителей и их подчинённых


Абсолютный и относительный эффект

Психологи Дэвидсон и Иден предположили, что есть две различные категории эффекта Голема: абсолютный и относительный.

Абсолютный эффект возникает, когда люди, которые определены как «худшие» в своей группе, фактически недооценены. Для любого нормального распределения студентов или сотрудников, это может иметь место — всегда будут люди, которые не соответствуют стандартам группы.

Более опасной категорией феномена считается относительный эффект Голема.
В этом случае, все индивидуумы будут находиться в единой группе на условно одинаковых позициях и ролях, однако поскольку всегда будет «более низкий уровень» даже для группы лиц, которые соответствуют стандартам этой группы, эффект Голема может ухудшить работу даже для высококвалифицированных специалистов. Дэвидсон и Иден предложили ряд «де-големизации» для оценки типа эффекта



Обратный эффект ГолемаМногие организации начали сталкиваться с новой проблемой в отношениях начальника и подчинённого: более старший сотрудник по возрасту подчиняется руководителю младшего возраста. Ожидается, что эта конкретная ситуация будет возникать все чаще и чаще, поскольку поколение бэби-бумеров достигает пенсионного возраста[.
 Таким образом, имеется прекрасная возможность для изучения влияния ожиданий пожилых сотрудников и их восприятия младших руководителей, феномен, который был назван как Обратный Пигмалион.
При этом, обратный эффект Пигмалиона не является синонимом эффекта Голема. Как в обычных эффектах Пигмалиона и Голема, ожидания руководителя влияют на производительность труда подчинённого, в то время как в обратном эффекте Пигмалиона и Голема ожидания подчиненного влияют на производительность руководителя в силу их возраста.
На сегодняшний день было мало исследований по этому вопросу, однако одно исследование показало, что по сравнению с более молодыми работниками, работники старшего возраста с более молодыми руководителями ожидают меньшего от своих руководителей и, следовательно, оценивают свое лидерское поведение как более низкое, чем в других условиях.
Хоть это исследование и ссылается на эффект, изучаемый как Обратный Пигмалион, оно, похоже, также подтверждает вероятность существования эффекта Обратного Голема, поскольку негативные ожидания подчиненных в отношении руководителей могут, следовательно, оказывать негативное влияние на поведение руководителя. Это может быть примером «обратного» явления из-за того, что типичный эффект Голема работает в направлении ожидания руководителя вплоть до поведения подчиненных. Тем не менее, необходимы дополнительные исследования, чтобы полностью и строго проверить такие предположения.


Эффект Голема имеет большое количество последствий для различных групп и организаций: от школ до спортивных игр и многомиллионных корпораций. Государственные образовательные системы, вероятно, хорошо знакомы с эффектами Голема в форме противоречий, связанных с системами оценивания знаний, которые были почти полностью убраны в некоторых образовательных системах из-за их неэффективности и вредных последствий. В то время как системы оценивания сильно различаются от школы к школе из-за стандартов учителей и самой программы, сообщение, направленное многим учащимся, помещенным в особые корректирующие школы и классы, было сообщением о низких ожиданиях, что в соответствии с исследованиями Голема, привело к снижению производительности и поведения.

Существует также большое значение для эффекта Голема в спорте, где тренер (начальник) должен часто оценивать свои внешние проявления ожиданий по отношению к отдельным товарищам по команде (подчиненным), чтобы гарантировать, что он/она не получает эффект Голема. Такие негативные посылы могут существенно повлиять на производительность игроков. Таким образом, для тренеров гораздо более эффективно возлагать большие надежды на всех членов команды, чтобы использовать силу эффекта Пигмалиона.

Наконец, есть кое-что, что можно сказать о влиянии Голема на бесправных и стигматизированных демографических групп в обществе, таких как бездомные, умственно отсталые и другие группы, на которые часто смотрят свысока. Из-за низких ожиданий, часто возлагаемых на людей в этих группах обществом в целом, есть основания полагать, что такие люди страдают от последствий эффекта Голема по-настоящему и со значительным наносящим им ущербом


Рецензии