Жена, звёзды, дом, слова и др. фильмы

По роману Мег Уолитцер «Жена». Сценарий – Джейн Андерсон. Режиссёр: Бьёрн Рунге. В ролях: Гленн Клоуз, Джонатан Прайс, Кристиан Слэйтер.
Этот фильм («Жена») я смотрела в момент вёрстки 88-го тома журнала «МОСТ». Надеюсь, это не скажется на качестве работы;)
Пора уже составить список американских фильмов, главными персонажами которых стали писатели, журналисты и издатели. Не могу понять, почему так высока их роль в американском обществе. Возможно, и в европейском. В нашем – точно очень мала, лишь незначительный всплеск наблюдаю в течение XIX века, да ещё в древности – значима роль сказителей, манасчы. Может быть, у них – это просто бизнес, а у нас – некая духовная составляющая.
Вот и в фильме драма – выбор между бизнесом, который будет приносить доход, и душой. Жена пожертвовала своим талантом в угоду амбиций мужа, чтобы придать ему значимости – либо ошибочно считала, что так проявляется любовь, либо удовлетворяла собственные стереотипы о том, каким должен быть её муж. Сюжет не нов. Такое частенько случается.
Вероятно, по определённым причинам их имена не могли быть упомянуты вместе.
Не думаю, что я была бы способна согласиться на такое ущемление прав. Я слишком целая, чтобы подчиняться, да ещё и добровольно. Но и осудить некую женщину не могу – её выбор. Мой личный выбор был бы – либо ничего, либо совместная работа с указанием соавторства.
И ещё, в начале фильма, какая-то случайная писательница наговорила молодой девушке всякого бреда про нелёгкую судьбу писательниц-женщин…
А ещё я завидовала героине – ей давали время писать. У меня его фактически нет… Поэтому после меня не останется чего-либо стоящего… Ну да и ладно, как говаривает мой муж, Солженицын вот не хотел, чтобы его жена родила ему ребёнка, потому что ему тогда придётся возиться с ребёнком, а кто напишет эпопею про революцию, что ли… И в итоге ни ребёнка, ни полноценной книги… Правда это или нет, не знаю. Речь, наверное, про первую жену (она ещё и мемуары написала про бывшего мужа). Со второй он выздоровел и родил троих сыновей, да ещё принял сына жены от другого брака. Между прочим, и хорошую книгу «Раковый корпус» сделал – дети, как видим, не помешали. Почему я вспомнила про Солженицына? Наверное, из-за Нобелевской премии, он таки её получил.
Может, мои дети допишут за меня, и у них будет время написать и своё. Мне традиция перешла от отца – он в юности сочинял, и если бы его не убили, в преклонные годы мог бы продолжить, когда я подрасту, просто он уволился с работы, чтобы заниматься моим воспитанием. Правда, он уже был военным пенсионером. Мама была значительно моложе, она тоже много времени мне уделяла, хотя и продолжала работать. Она в юности пыталась сочинять стихи, но так, для себя, чтобы получить эмоциональную разрядку. А когда она уже не работала, я попросила её написать воспоминания о своей жизни, о нашей семье, и она написала, чем очень мне помогла. Так что вдруг традиции унаследуются моими детьми.
Да, не стоить растить и воспитывать сына, как женщина в фильме. Если честно, я за собой замечаю те же огрехи. У них большой ребёнок. Кто-то может перерасти, стать независимым и самостоятельным. Кто-то – не сумеет. Пока не поздно, матерям надо браться за ум. Я так и представила своего сына таким же, как парень в фильме.
До конца я всё ждала, этот дед скажет на церемонии, кто писал-то за него, а кто редактировал. Не, не сказал. А вот её наконец прорвало, откуда эмоциональная окраска их совместных книжек. Но так-то она получила желаемое – возможность творить. А за возможности нужно чем-то платить, тут вступает в силу договор.
Главные герои друг друга стоят! Прожили жизнь, родили детей, срослись – и нашли причины лгать себе и всем вокруг.
Неужели какая-то Нобелевская премия важнее всей этой жизни?! И тут, по закону жанра, кто-то должен помереть! Видимо, чтобы понять и принять ситуацию.
Но детям лгать нельзя. Вот и будет жизненный опыт для сына этой сложной парочки.
Это не первый американский фильм на всё ту же больную тему навроде плагиата, но и не совсем. В другом к одному молодому человеку, который хочет стать писателем, но у него не хватает то ли идей, то ли таланта, то ли того же жизненного опыта, случайно попадает рукопись неизвестного автора, и он, чтобы придать себе значимости и уважения, без зазрения совести издаёт её от своего имени. И карьера пошла в рост!

Фильм «Слова»
Режиссёры: Брайан Клагман, Ли Стернтал. В ролях: Брэдли Купер, Джереми Айронс, Зои Салдана.
Ни тот, ни другой фильм особо не впечатлили. Сюжет прозрачный, мне не хватает интриги, живости, новизны. Может быть, потому, что я смотрю очень много фильмов, а кинематограф не резиновый, работают с однотипными сценариями, полагая, что пойдёт в народ. Может быть, потому, что сюжеты и темы просто конечны.

Фильм "Звёзды"
Эх, вот наконец фильм про среднеазиатского русского! Реалистично показали отношения между людьми из Средней Азии. Но видеть в роли Сухорукова немного комично после "Брата", но можно абстрагироваться.
И неудивительно, что система не показывает этот фильм. Кому-то охота нас делить, ссорить. Как-то обратились ко мне, чтобы я дала интервью, почему я уехала из Кыргызстана. Как только сказала, что никаких националистических причин не было, сразу я стала неинтересна для интервью!
Автор сценария - Алексей Житковский.
Режиссёр-постановщик - Александр Новиков-Янгинов.
Не представляете, как мне приятно, что фильм сделали люди - один с Омска, второй с Ташкента. Пока смотрели, я мужу говорила, что тот, кто делал этот фильм, знал, какие среднеазиаты, как себя ведут, и понимал, каково на исторической Родине приходилось среднеазиатским русским.
И хорошо, что это люди моего поколения. Я уж думала, что не будет от нас пользы. Хоть в искусстве есть - и то хорошо.
Муж сказал: антисимметрично фильму "Брат".

3 февраля 2022
Я люблю киноискусство. Почему? Сама не пойму. Вероятно, всё идёт из детства. Сейчас, когда дети подросли, возвращаюсь к просмотру фильмов разных жанров. Некоторые фильмы мы смотрим вместе. Обычно это фантастика. К сожалению, так мало качественных фильмов этого жанра. В то время как очень много книг отличных фантастов. Так что читайте книги!
В последнее время почему-то я выбираю фильмы, которые будто взаимосвязаны. Может быть, вовсе не случайно, что они приходят ко мне парами.
Однако первым в паре был документальный фильм «Дом» (хотя такие фильмы я бы не назвала именно документальными).
Фильм выпущен в 2009 году, это результат совместного творчества фотографа дикой природы Яна Артюса-Бертрана и режиссёра Люка Бессона (все, конечно, знают, что в фантастике Люк Бессон ярко засветился со своим «Пятым элементом»). Они снимали, совершая полёты на воздушном шаре, вертолёте, самолёте. И, наверное, задумка была такая: с высоты открывается совсем иной вид, и восприятие будет иное. Они хотели показать, насколько прекрасна наша Земля. Чтобы люди вышли из своего приземлённого кокона, чтобы впечатлились, чтобы проявилось яснознание - без Земли не будет их самих, а потому необходимо остановиться и прекратить уничтожение всего живого вокруг себя. Однако впечатление этот фильм произведёт только на тех, кто уже готов к такому повороту. А таких меньшинство - и у них нет прав на Землю. На тех, кто прибрал её к своим рукам, фильм не повлияет, потому что эти люди не знают прошлого, у них есть только их жалкое настоящее, будущего не будет для их детей, внуков, правнуков. Поэтому странно, что фильм запрещён к показу, он никак не поможет в спасении Земли.
В «Доме» есть факты, которые нужно проверять. Какие - посмотрите сами.
В «Доме» есть одна забавная история: взрослый человек сообщает, что он только недавно узнал, почему листья осенью становятся жёлтыми, красными и оранжевыми. Ну, европейцы! Ну уж и европейское образование! Не знаю, как сейчас, а раньше у нас и школьники знали про хлорофилл. Конечно, тут возникает вопрос: а может ли человек, который, дожив до солидного возраста, всё ещё не знает о явлениях, об изменениях в природе, как-то посодействовать спасению Земли? Но всё-таки хорошо, что он наконец узнал, почему листья желтеют, краснеют и оранжевеют по осени.
Кстати, рекомендую посмотреть фильм «Барака» Рона Фрике, из той же серии. Однако он сильнее - там нет претенциозного текста.
Вторым фильмом в этой паре оказался «Посвящённый».
Не знаю, почему на русский так перевели. «The Giver» - для меня это «Дающий». Это фильм австралийского режиссёра Филлипа Нойса, жанр: фантастика-антиутопия, научная фантастика. Он вышел в 2014 году. Это экранизация романа американской писательницы Лоис Лоури, который был написан в 1993 году. Женский взгляд, между прочим, очень чувствуется в картине: когда я описывала сюжет мужу, я сказала, что это такой девочковый фильм, что я его смотрела постоянно на грани, эмоции зашкаливали, чувства тоже, я даже плакала, много деталей и мелочей, но очень предсказуемых, что уж, чаще всего, несвойственно мужскому сознанию и поведению. Можно сравнить с «Домом» или романом Евгения Замятина «Мы».
Кстати, о романе-антиутопии Замятина «Мы», написанном ещё в 1920 году. Я не разбиралась в истории создания фантастических антиутопий (а пора бы), поэтому не знаю, было ли что-то подобное написано до Замятина. Что было после, ясно - Хаксли, Оруэлл. И, думаю, много подобного. Но Замятина никто не превзошёл, на мой взгляд.
Так вот «Дающий» тоже переосмысление того, что уже было написано до. Но фильм дарит нам невероятную красоту исполнения кадров (как и в «Доме»). Тут есть место сказке (не очень хочу говорить - фэнтези). Видимо, поэтому смотрится фильм на одном дыхании. Там идеальные формы, идеальная геометрия, а затем - сносят крышу ошеломляющие пейзажи.
И опять-таки совершенно женский, материнский, взгляд на жестокость - войн, уничтожения животных, утилизацию не подходящих по параметрам детей. Да даже на ежедневные иньекции, которые уравнивают людей, лишая их индивидуальности, эмоциональности, которые в итоге всё равно вырываются наружу. Общечеловеческие ценности нужны нам, воспитание их в людях - чтобы они смогли спасти Землю. Нужны нам и страдания, и боль - чтобы понять потом другого страдающего, чтобы перестать убивать и воевать. Идеальное общество, показанное в фильме, ещё одна разновидность фашизма. Да, может, всё прилично и цивилизованно выглядит на первой стадии (хотя если уже дошло до отсутствия фамилии, традиционной семьи и утилизации младенцев, это далеко не первая стадия), а чем кончается в истории - мы уже успели узнать. Нам показали общество без прошлого (они просто не знают, что оно есть, оно хранится только у Дающего), у таких людей есть мимолётное настоящее, будущего - быть не может.
Ну и как не проиллюстрировать эти фильмы? Послушайте напоследок песню «Мусорный ветер» группы «Крематорий». Перед тем, как написать заметку о фильмах «Дом» и «Посвящённый» («Дающий»), я слушала эту песню. Раз речь о кино, посмотрите клип на песню. Обратите внимание, как аккуратно исполнена партия скрипки. В Википедии написано, что Армен Григорян написал песню под впечатлением от одноимённого рассказа Андрея Платонова. Мало кто знает, а ведь Платонов побывал в Киргизии в 1932 году, он занимался вопросами строительства Чумышской плотины и Атбашинской оросительной системы. К чему я это? Да просто приятно вспомнить, что я родилась и выросла в Киргизии. И это ещё одно доказательство, что всё и все мы в мире связаны.

На днях попался мне для просмотра фильм Владимира Машкова "Папа".
Год выхода - 2004.
А ранее я посмотрела фильм немецкого режиссёра - Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка "Работа без авторства".
И увидела поразительное сходство сюжетных линий двух этих фильмов.
1.Тема отцов и детей. Правда, в "Работе без авторства" родители, сами не сознавая серьёзности окружающей действительности, добровольно отдали свою дочь на растерзание маньяка-врача, да ещё и нациста. И эта прекрасная девушка гибнет, подмятая системой, пронумерованная системой. Берегите своих детей! Сейчас история повторяется. Эта девушка стала будущим своих родителей. Мир перевернулся с ног на голову.
А в "Папе" противоположное. Именно благодаря отцу сын держится на плаву. И хотя он добровольцем уходит на фронт и испытывает на себе все тяготы войны, он остаётся, отец - его будущее;
2.Тема искусства. В "Работе без авторства" рассказ о художнике и о его творческом поиске. В "Папе" рассказ о скрипаче и о его таланте музыканта;
3.Тема войны, тема борьбы. В "Работе без авторства" немного, но ярко, ёмко - глазами немцев, глазами одного немца, которого спасли и выходили крымские татары, которых он бомбил. Не всё показано достоверно - газовая камера, немецкий самолёт. Но это не столь важно.
В "Папе" о войне немало и тоже ярко. Особенно про евреев, помеченных звёздами, ведомых на расстрел кучкой мерзавцев. И единственный остаётся вопрос: ну почему? Почему, они знали, куда их ведёт кучка мерзавцев, но почему они безропотно шли и не напали на них? Они же могли! Хотя бы один попытался... но нет...
И удивительно почти одинаковые кадры: девушки нацистской Германии в белоснежных рубашечках с красными флажками и девушки советской Москвы в белоснежных футболочках и юбочках (или платьицах) с красными флагами.
«История, рассказанная в этом фильме, — древняя вечная история о любви, предательстве и прощении. Эта история заключена в круг жизни, по которому нас ведёт любовь к родителям. Родители — единственные люди на земле, любящие нас бескорыстно, ни за что. Но платить за эту любовь мы не всегда способны. Ошибочно считается, что дети — наше будущее. Это не так. Наше будущее за родителями, потому что мы идём к ним, всех нас ждёт один конец, один исход. И от того, насколько близок этот наш путь к родителям, насколько он наполнен искренней любовью, зависят наши отношения с собственными детьми. Дети идут за нами, мы — их будущее» (Владимир Машков).

Фильм "Дурак"
Сегодня посмотрела фильм Юрия Быкова "Дурак". Кстати, памяти Алексея Балабанова. А продюсер фильма - Алексей Учитель.
Фильм о нашей российской действительности - про рушащиеся дома и про то, как никому нет дела до таких домов и людей. И вообще каждый урывает только для себя, в стране развал полный, ещё и капремонт придумали.
С одной стороны, действительно - нехай падают стены и дохнут все эти алкаши-наркоманы. Но, с другой, как пел Игорь Растеряев:

Себе такую дорогу
Ребята выбрали сами,
Но всё же кто-то, ей-Богу,
Их подтолкнул и подставил.

Что б ни работы, ни дома,
Что б пузырьки да рюмашки,
Что б вместо Васи и Ромы
Лишь васильки да ромашки.

Всё ж люди, живые. Да ещё и старики, дети есть.
И вот нашёлся один - которому не наплевать! И судьба дала ему несколько шансов исправить, переломить ситуацию. Но он ОДИН! И он ОДИН не справился!
А ещё вся описанная картина уж очень напомнила мне наши дорогие Сланцы. Я знаю дома, которые вот так стоят с трещинами и готовы рухнуть в любой момент!
А все чиновнички из администрации, кои показаны просто великолепно в фильме "Дурак", сильно напоминают мне сланцевских. Я думаю, вы догадаетесь, ведь все знают нашу главу и остальных.
И как хочется верить, что у главной-то начальницы в фильме всё ж таки совесть проснётся - и правда будет за нами. Вот чуть-чуть - и получится... Ан нет... Спасовала, зараза!
Я просто была в восторге, когда нам показали будто бы нашу администрацию в полной красе.
Вот только никакого такого похожего ДУРАКА я в Сланцах не встречала. Да и, видать, не осталось нам уже никаких сказок про Иванушек-дурачков, в которых ВСЕГДА добро верх одерживало.
Рекомендую посмотреть этот фильм не только жителям города Сланцы, но и администраторам. Может, всё же сланцевская городская сказка не так печально окончится...


Рецензии