Юдифь Иудифь

Занятная история, статус которой мы до сих пор не знаем. Существуют различные версии, однако попробуем разобраться в сути. Идет война между Ассирией и Персидским царством. Полководец Навуходоносора Олофрен вторгается на территорию Иудеи. Вавилоняне осадили город Ветулию, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, Юдифь отправилась в стан врага, околдовала своей красотой Олофрена и каким-то образом он проникся к ней доверием. Однажды вечером он напился пьяным, или она его напоила, тем не менее он заснул, а вдовушка отрезала ему голову и вернулась с ней в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась.  Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. Очевидно, что Юдифь убила Олоферна за то, что тот напал на её народ, кроме того, он пытался заставить евреев поклоняться Навуходоносору, что спорно. Олоферн был язычником, и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного Бога. При этом Ахиор, предводитель аммонитян, в результате этой истории, обрезал свою крайнюю плоть и присоединился к дому Израилеву. В общем, всё это явно напоминает обычные хотелки израильтян, выраженные в форме красивой легенды.
   Теперь об источниках. Книга Иудифи входит в состав Ветхого Завета в православии и католицизме, но отсутствует в Танахе и не входит в Ветхий Завет у протестантов.
Славянский и русский Синодальный переводы сделаны с Александрийского текста Септуагинты. Я пропущу все споры о подлинности и исторической достоверности книги Иудифи, там много всего, в частности, явных ошибок и несоответствий. Писатель книги неизвестен, хотя некоторыми исследователями называется по имени. Так, по мнению Иеронима, книгу написала сама Иудифь, некоторые считают автором книги первосвященника Елиакима, третьи приписывают её Ахиору Аммонитянину, упоминаемому в книге, или Иисусу, сыну Иоседекову, сотоварищу Зоровавеля при возвращении из плена вавилонского, и т.д. и т.п. Первоначальный текст книги был, по мнению авторитетов, написан на древнееврейском языке. Время написания книги определяется исследователями лишь приблизительно и двояко — в зависимости от того, как кто разрешает важнейшую историческую обмолвку книги: до или после вавилонского пленения написана книга.  Если после возвращения из плена («потому что недавно возвратились они из плена, недавно весь народ Иудейский собрался, и освящены от осквернения сосуды, жертвенник и дом Господень». Иудифь, 4:3), тогда нужно вычеркнуть или исправить имя Навуходоносора, которого к тому же называют царем Ассирийским, если же относиться ко всему изложенному в книге, как к истине, признать нерушимую силу и правдоподобность текста, тогда всё повествование относится ко времени до пленения, и тогда нужно признать неуместными указания повествования на позднейшее время после пленения, как вышеприведенное место Иудифи. Невозможно сказать, какое мнение соответствует действительности, как и невозможно указать такого царя, который бы удовлетворял всем запутанным подробностям изложения книги. Многие исследователи относят время написания книги ко временам Маккавейским, что действительно похоже на правду, а дальнейшую обработку даже и ещё позднее - ко временам первохристианским. Тогда становится понятно, почему известность Иудифи в письменных памятниках древности начинается так поздно: Филон Александрийский, Иосиф Флавий и другие авторы ветхозаветного времени ничего не говорят об этой книге. Первое упоминание о книге принадлежит Клименту Римскому (в Первом Послании к Коринфянам, гл. 55). Последующие отцы и учителя Церкви пользуются Книгой Иудифи для целей назидания, но не сообщают ничего об её происхождении, ни единого слова. Так что основной вопрос: до Вавилонского пленения написана книга или во времена Маккавеев?
    Само же событие, описанное в книге, может быть и простой метафорой, изображающей победу иудаизма над языческим многобожием. Многие считают эту историю смесью действительности и вымысла, написанной с целью подействовать на религиозно-патриотические чувства иудеев. Если же признать историчность всего происшествия, тогда нужно исправить все ошибочные имена и неточности, и отнести само событие ко временам владычества царей сирийских (эпоха Маккавеев, о Маккавеях я уже писал, см.  http://stihi.ru/2025/01/09/743).
      Книга начинается с описания войны между Персидским царством, возглавляемым Арфаксадом, и Ассирийским царством, возглавляемым Навуходоносором. Навуходоносор объявил войну Арфаксаду и стал собирать войско, он послал к союзникам и вассалам посланников. «И послал Навуходоносор, царь Ассирийский, ко всем живущим в Персии и ко всем живущим на западе, к живущим в Киликии и Дамаске, Ливане и Антиливане, и ко всем живущим на передней стороне приморья, и между народами Кармила и Галаада и в верхней Галилее и на великой равнине Ездрилон, и ко всем живущим в Самарии и городах ее, и за Иорданом до Иерусалима, и Ветани и Хела, и Кадиса и реки Египетской, и Тафны и Рамессы, и во всей земле Гесемской до входа в верхний Танис и Мемфис, и ко всем живущим в Египте до входа в пределы Ефиопии. Но все обитавшие во всей этой земле презрели слово Ассирийского царя Навуходоносора и не собрались к нему на войну, потому что они не боялись его, но он был для них как один из них: они отослали от себя его послов ни с чем, в бесчестии. Навуходоносор весьма разгневался на всю эту землю и поклялся престолом и царством своим отмстить всем пределам Киликии, Дамаска и Сирии, и мечом своим умертвить всех, живущих в земле Моава, и сынов Аммона, и всю Иудею, и всех, обитающих в Египте до входа в пределы двух морей». Так что Иудея была частью Ассирийской империи и просто не выполнила приказа босса, и по тексту вроде бы многобожие или единобожие тут ни при чём. Навуходоносор войско собрал и выступил против Арфаксада. «И в семнадцатый год он ополчился со своим войском против царя Арфаксада и одолел его в сражении и обратил в бегство все войско Арфаксада, всю конницу его и все колесницы его».
    После победы над Арфаксадом, Навуходоносор призвал Олоферна и приказал ему: «так говорит великий царь, господин всей земли: вот, ты пойдешь от лица моего и возьмешь с собою мужей, уверенных в своей силе,- пеших сто двадцать тысяч и множество коней с двенадцатью тысячами всадников,- и выйдешь против всей земли на западе за то, что не повиновались слову уст моих. И объявишь им, чтобы они приготовляли землю и воду, потому что я с гневом выйду на них, покрою все лице земли их ногами войска моего и предам ему их на расхищение. Долы и потоки наполнятся их ранеными, и река, запруженная трупами их, переполнится; а пленных их я рассею по концам всей земли. Ты же, отправившись, завладей для меня всеми пределами их: которые сами сдадутся тебе, тех ты сохрани до дня обличения их; а непокорных да не пощадит глаз твой: предавай их смерти и разграблению по всей земле твоей. Ибо жив я, - и крепко царство мое: что сказал, то сделаю моею рукою».
    Большинство жителей сдались Олоферну, но жители Иудеи, испугавшись за Иерусалим и Господа Бога своего, начали готовиться к обороне. Великий священник Иоаким написал жителям Ветилуи и Ветомесфема, "чтобы они заняли восходы в нагорную страну, потому что чрез них был вход в Иудею, и легко было им воспрепятствовать приходящим, так как тесен был проход даже для двух человек."
     На следующий день Олоферн начал осаду Ветилуи и перекрыл осаждённым все источники воды. Жители требовали от начальника города Озии сдаться, но Озия попросил их ещё 5 дней защищать город и ждать Божественной помощи.
      Молодая и благочестивая вдова Иудифь призвала в свой дом Озию и старейшин и осудила их решение искусить Бога. Она сказала, что у неё есть намерение спасти Ветилую от врагов, но она не скажет какое именно, до того, как это намерение не свершится, только попросила выпустить её со служанкой из города. Иудифь обращается к Богу с молитвой (стоит почитать!), после чего «она сняла с себя вретище, которое надевала, сняла и одежды вдовства своего, омыла тело водою и намастилась драгоценным миром, причесала волосы и надела на голову повязку, оделась в одежды веселия своего, в которые она наряжалась во дни жизни мужа своего Манассии; обула ноги свои в сандалии, и возложила на себя цепочки, запястья, кольца, серьги и все свои наряды, и разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее».
    Она сказала страже ассирийцев, что собирается рассказать, как победить израильтян. Иудифь говорит Олоферну, что израильтяне за свои грехи будут преданы ассирийцам и пообещала провести его через всю нагорную страну до Иерусалима. Олферна очень обрадовали её слова и ему понравилась её красота, он предложил ей свою пищу и вино, но Иудифь, следуя предписаниям закона, ела только то, что принесли с ней. Она осталась в лагере и каждую ночь выходила в долину Ветилуи на молитву.
     На 4-й день Олоферн устроил пир и пригласил на него Иудифь, "он сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её". Иудифь приняла приглашение, и на пиру Олоферн выпил вина больше, чем когда-либо. Поздним вечером слуги Олоферна удалились, он с Иудифью остался один в шатре. Олоферн от вина "упал на ложе своё" и Иудифь отсекла ему голову мечом. Она, взяв голову Олоферна … и ушла со служанкой, сказав, что пойдёт, как и раньше, на молитву, после чего вернулась в Ветилую. Она показала горожанам, изумлённым её приходу, голову Олоферна, после чего Ахиор "искренне уверовал в Бога, обрезал крайнюю плоть свою и присоединился к дому Израилеву". Наутро, по совету Иудифи, израильтяне вышли за город, будто готовясь к сражению. Ассирийцы, увидев это, хотели разбудить Олоферна и нашли его тело. В панике, ассирийцы обратились в бегство, а Озия послал в другие города рассказать о совершившемся и собравшееся войско израильтян преследовало ассирийцев аж до того, как прошли за Дамаск.
      Израильский народ благословлял Иудифь, она спела благодарственную песнь Богу. В конце книги рассказывается о дальнейшей жизни Иудифи - она не выходила снова замуж, приобрела великую славу и прожила до ста пяти лет. В общем, умерла героиней. Но мне как-то жаль Олоферна, погиб не за что от рук чудесной вдовушки, и вообще, в еврейских легендах мне больше нравится Руфь (см. http://stihi.ru/2021/11/02/8241), а не Есфирь (см. http://stihi.ru/2020/03/14/9092).
    Поступок Юдифи часто был сюжетом в европейской живописи, особенно во времена контрреформации. Просто её поступок был очень актуальным на фоне контрреформации, восстановления инквизиции и подавления ереси католической церковью. Так что - немного о работах Караваджо и Сандро Боттичелли. Сначала о работе Караваджо. В то время Юдифь была примером в глазах многих религиозных фанатиков, а в современных Караваджо памфлетах, призывавших к убийству еретиков, Юдифь представлялась образцом добродетели.
   Пишут, что черты лица Юдифи на картине Караваджо выражают не триумф или страсть, а скорее решимость и отвращение. Она убивает беззащитного Олоферна без применения большой силы, стараясь держаться подальше от своей жертвы. Караваджо одел Юдифь в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией.
    Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Караваджо был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца, и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Кроме этой картины Караваджо посвятил теме обезглавливания другие произведения: «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610). Есть версия, что лицо Олоферна — это автопортрет, в котором художник выразил свои мазохистские желания стать жертвой насилия.
(Кроме того, привожу три работы Сандро Боттичелли, тут и комментировать нечего!)
Фото: Караваджо Юдифь и Олиферн. 1599. Палаццо Барберина, Рим
(Продолжаю серию "Патриархи, цари и пророки Израильские")

19.1.2025.


Рецензии