Элизабет Кюблер-Росс. Модель пяти стадий переживан

Родившаяся в 1926 году в Цюрихе (Швейцария) Элизабет Кюблер-Росс еще с 1945 года интересовалась околосмертными переживаниями людей. Именно в этом году девушка едет в Польшу в составе «Международной добровольческой службы во имя мира» и видит на стенах концентрационного лагеря Майданека рисунки детей на стенах, исписанных бабочками.

В 1957-1958 годах Элизабет, окончив Цюрихский университет, едет в США и начинает работать в больницах Нью-Йорка, Колорадо и Чикаго. За годы работы ее всегда возмущало отношение врачей к больным со смертельным диагнозом, которые находились  вдали от родных и близких в атмосфере холодного одиночества.

Начинает общаться со смертельно больными пациентами, слушать их исповеди, речи, рассуждения. Именно этот материал впоследствии стал базой для создания курса лекций по предсмертному опыту.


Продолжая исследования на эту тему, американский психолог пошла дальше и, к сожалению, увлеклась довольно необоснованными мистическими исследованиями и практиками, что сильно сказалось на ее научной репутации. Путешествия в загробную жизнь, вера в полноценность после смерти, встречи с медиумами и сеансы с пациентами, принесшие им венерические заболевания – все это компрометировало педагога и исследователя, отдаляло от коллег и даже привело к разводу с мужем, не терпевшим религиозно-сексуальные терапии, проводимые женой.

Сущность данной концепции.


Стадия №1. Отрицание

«Нет, этого не может быть»!», «Это неправда», «Я не верю в это» – типичные фразы для данной стадии. Человек не хочет принимать такую тяжелую информацию и просто отказывается верить в ее правдивость. Ведь если принять информацию, как ложь, ошибку, вымысел, страшную шутку, можно обезопасить себя от грядущих изменений. Отрицание грядущих перемен, некий самообман, т.е. защитная реакция – вот что происходит на начальном шоковом этапе.


Стадия №2. Гнев

«Почему это произошло именно со мной? Жизнь так несправедлива!», «Почему я?» – а это клише для стадии ярости и злости. Сколько бы человек не отрицал очевидный факт грядущей смерти, в какой-то момент он понимает, что все взаправду, и это реально происходит с ним. Но ведь тут нужно искать виноватых! Может, это вина друзей или родных? Чего они ходят с таким скорбным видом, теперь в их глазах можно увидеть уже только прощание? Почему врачи так плохо выполняют свою работу, а медсестры ведут себя так равнодушно? В конце концов, где на этой земле Бог?

Подобные вопросы могут посещать смертельно больного в рамках агрессии, т.к. именно она приходит к пациенту, когда наступает момент безысходности, невозможности контролировать ситуацию. Это обыкновенное проявление слабости, беспомощности. Обычно на данном этапе более всего страдают любящие пациента люди, неравнодушные к нему и действительно переживающие по поводу сложившихся обстоятельств.



Стадия №3. Торг

«Вот дети пойдут в школу, и тогда я уйду», «Только дай мне дожить до осени, я буду вести себя, как полагается порядочному человеку», «Все обязательно будет, только давай чуть-чуть попозже?» – чувствуете нотку торга в этих высказываниях? Вот так и пытается договориться со своей болезнью, с Богом, с жизнью или с каким-нибудь другим не существующим в материальном мире объектом или субъектом (а, может, и с самим собой) уходящий человек.

Всегда бывают какие-то планы, мечты, желания, свидетелями которых мы не успеваем стать, а грядущая смерть – лучший мотиватор для их осуществления. Однако на самом деле таким образом человек пытается отсрочить то, что наступит объективно, не допустить изменений, подсознательно зная, что они все равно реализуются. Эта стадия обычно длится недолго.



Стадия №4. Депрессия

«К чему старания, попытки? Все решено», «Никакого интереса», «Как же мне безразлично», «Все потеряло какой-либо смысл» – типичные фразы человека, принявшего свое горе и осознавшего, что смерть близка. Сколько не пытайся договориться с Богом, жизнью или смертью, это становится частью реальности. Чувство огромной потери, растерянность наступают на данном этапе.

Кюблер-Росс выделяла два вида депрессии:

    реактивную (пациент сожалеет о прошлом, не может успокоиться и взглянуть в лицо собственной болезни, склонен к многословию);
    «подготовительная скорбь» (осознание неизбежности, признание грядущего конца, молчание или пассивное общение).

После долгого периода грусти, апатии и тоски наступает наконец пятая стадия.
Стадия №5. Принятие

«Да, это случится, и я не в силах что-либо изменить», «Все было не зря», «Все будет хорошо» – и здесь читается смирение. Человек просто примиряется с фактом кончины, возможно, начинает искать возможности того, чтобы продлить наслаждение имеющихся в запасе дней. Также у многих людей на этой стадии открывается креативное мышление, поскольку появляется необходимость использовать гораздо более ограниченные ресурсы.

Важным пунктом является надежда, проходящая красной нитью сквозь все стадии. Именно она не дает растеряться полностью и сохранить веру в то, что жизнь дается не просто так и в любой ситуации нужно быть благодарным.



Критика и поддержка модели

Свои положения Кюблер-Росс собрала и систематизировала в книге, вышедшей в 1969 году под названием «О смерти и умирании» (About Death & Dying). Однако не все ее положения (да и, в принципе, сама модель) были встречены радушно, в частности:

    Многие отмечают слишком унифицированные положения модели, ведь каждый человек может испытывать другую палитру переживаний или проходить стадии в другом порядке или не проходить вовсе какие-либо из них.
    Не принимаются во внимание особенности окружающей среды пациента.
    Некоторые эксперты отрицают так называемую «стадиальность», уповая лишь на формы переживания, никак не связанные друг с другом.
    Эффект Розенталя у Элизабет Кюблер-Росс.



Эффект Пигмалиона (Эффект Розенталя) — психологический феномен, при котором ожидания одного человека (например, учителя, родителя или руководителя) относительно способностей или поведения другого человека (например, ученика, ребёнка или подчинённого) влияют на реальные результаты или поведение последнего. Впервые Эффект Пигмалиона был описан в исследовании Роберта Розенталя и Ленора Джейкобсона под названием «Пигмалион в классе» в 1969 году[].

Эффект Пигмалиона получил свое название благодаря мифу об одноимённом древнегреческом герое, описанному в 10 главе поэмы «Метаморфозы» Овидия. Пигмалион был скульптором, уверенным в том, что его единственная настоящая любовь — искусство. Однажды он создал прекрасную статую и влюбился в неё. Скульптор стал относиться к творению как к живому человеку, он дарил своей возлюбленной подарки, одевал в роскошные одежды и украшения. Во время праздника, посвящённого богине Афродите, Пигмалион, уже потерявший надежду встретить кого-либо столь же прекрасного, как и его творение, попросил Афродиту исполнить его желание и послать ему жену не менее красивую, чем его статуя. Афродита была так растрогана его чувствами, что оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.


Рецензии