История человечества как диалог
Субъективные заметки
Исповедующие ту или иную религию люди так и представляют себе отношение между людьми и Богом: в виде диалога, правда такого диалога, в котором вопросы и ответы выступают не столько в виде слов (молитв, песнопений, чтения священных книг), сколько в виде дел: «По делам их узнаете их».
Нельзя игнорировать влияние религий на особенности тех или иных цивилизаций (и в конечном итоге всех видов социумов). Считается, что одним из исходных смыслов латинского по происхождению слова «религия» было «связывание».
И, даже, не признающие себя религиозными, социальные учения продолжают, заимствованную от религиозного, т.е. выраженного в мифологической (по Ф. Энгельсу, в фантастической) форме отражения реальности, функцию связывания, функцию связывания человека с окружающим Миром. Надмирность человека (его непохожесть) на других живых существ не должна его отрывать от Мира.
Различные мифолого-религиозные системы выступали и, в известной мере, выступают (в настоящее время вместе с нерелигиозными идеологическим системами, которые все, абсолютно все, отражают в себе и социальный опыт религиозных) своеобразными программами развития различных цивилизаций. Они не есть раз и навсегда утверждённые «программы». Они изменялись и изменяются. Что обусловливает их изменения? Практика, опыт, динамика самого изменяющегося Мира.
Все бесчисленное множество этих изменений, в сущности, представляет собой реальный исторический процесс, но одновременно его можно представить в виде растянувшегося на тысячелетия диалога между человечеством и окружающим его Миром, составной частью которого является и сам человек. Человек всегда имеет дело с окружающим Миром (Природой, Космосом Вселенной), который позволил ему, человеку, появиться.
Результаты этих социально-исторических процессов концентрируются в четырёх обусловливающих себя взаимно социальных феноменах: социуме, его качестве и типах; качестве духа социумов ( этосов по М. Веберу); качестве человека как личности; в качестве самой программы. Программа сумма знаний, которые человек использует в своей социально-исторической практике ( производной религиозной и нерелигиозной, ненаучной и научной, что в реальности близко к понятию «культура»). Последний социальный феномен, культура, развивает и соединяет людей с природой и между собой.. Он представляет собой базу социальных и духовных ценностей. Его сохранение и развитие служит залогом объединения людей в человечество.
Деградация же культуры ведёт к обратному результату. Если не соединяет, а разъединяет, то тогда это не культура, не религия, не истинное знание. Это дорога в небытие.
Свидетельство о публикации №125011806312