Как Платон разделил мир? Термин эйдос

Платон делит мир на три неразрывно связанных уровня: подлинное бытие — «царство идей», иллюзорное полубытие — «царство вещей», небытие — это материя.
Космология. Платон представляет, что в основе всего лежат эйдосы.


Э;йдос (др.-греч. ;;;;; — вид, облик, образ) — термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии — категориальная структура, интерпретирующая исходную семантику какого-либо понятия.

Э;йдосы — термин античной философии, обозначающий «конкретную явленность, данную визуально». В античной натурфилософии понимался как образ, у элеатов выступал как сущность, у Аристотеля употребляется в значении «форма»


Слово «эйдос» впервые появляется в гомеровском эпосе, где обозначает «наружность», и преимущественно «прекрасную» наружность. В ранней натурфилософии «эйдос» понимается почти исключительно как образ; Демокрит фиксирует термином «эйдос» принципиальную изначальную оформленность структурных единиц мироздания (атом у Демокрита также обозначается этим термином). Парменид, предвосхищая идеализм, развивает понимание «эйдоса» как собственно уже сущности вещи, но ещё так или иначе видимой.

Таким образом, в древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этом смысле понятие «эйдоса» оказывается фактически эквивалентно понятию идеи (;;;; — внешний вид, внешность, наружность)


Платоновская традиция


Впервые у Платона термин «эйдос» появляется в диалоге «Евтифрон». Если досократовская натурфилософия понимает под «эйдосом» собственно оформление [чувственно воспринимаемой] вещи, у Платона содержание понятия существенно трансформируется.
Прежде всего, «эйдос» у Платона понимается как главная суть явления или вещи, характеризующая её уникальность и кроме того он является эталоном, наилучшим образцом. «Эйдос» теперь подразумевается не как внешняя, но как внутренняя форма, то есть имманентный способ бытия вещи. Кроме того, эйдос теперь обретает онтологически самостоятельный статус, формируя трансцендентный мир идей (то есть собственно мир эйдосов) как совокупность абсолютных и соверше;нных образцов возможных вещей. Как бы первичный архив всего сущего в виде абстрактных образов, чертежей-эталонов, существующих вне физического мира, но эманирующих в материальное.


Послеплатоновская традиция

В средневековой философии семантика эйдоса актуализируется как архетипической основы вещей: archetipium, как прообраз вещей в мышлении Божьем (в ортодоксальной схоластике); haecceitos, «этовость» вещи как предшествующая «самости» и в свободном креационном волеизъявлении Божьем (Иоанн Дунс Скот); концепция species (образ, лат. эквивалент эйдоса) в позднем скотизме; презумпция visiones (мысленных образов) у Николая Кузанского и др.

В позднеклассической и неклассической философии понятие эйдоса обретает «второе дыхание»: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации её в инобытии природы у Гегеля; учение о «мире разумных идей» у Шопенгауэра. В феноменологии Гуссерля термин «эйдос», отчасти в латинском переводе species, означает наивысшую мыслительную абстракцию, которая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно, то есть равняется сущности.



Платон представляет себе эти два мира, чувственный мир и умопостигаемый мир , существующими на линии, которую можно разделить посередине: нижняя часть линии состоит из видимого мира, а верхняя часть линии составляет умопостигаемый мир.

 В чем суть теории идей Платона?

Теория идей Платона заключается в следующем: Существует два мира: мир вещей и мир идей.  Эти миры можно сравнить с материальным и духовным.  С одной стороны, есть то, к чему можно буквально прикоснуться, а с другой — что-то невидимое, но мыслимое.


Рецензии