Народная примета
Из несказанного Фаиной Раневской
Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716
***
пидор
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Встречается также вариант написания (по принципу «как слышу, так и пишу»): пидар.
омофоны: пидар
Семантические свойства
Значение
вульг., тж. крим. жарг. гомосексуалист, гомосексуал ; Ребята стоят, как пидоры, с голыми жопами — глядеть срамно, жопы тощие, в прыщах и красных пятнах. Е. В. Хаецкая, «Синие стрекозы Вавилона», 1997 г. [НКРЯ] ; Где-то я его видел. Или где-то кого-то я видел. Да, напоминает он мне ушами сексуального маньяка, который тварил и убивал малолеток. Я столкнулся с ним на этапе, он ещё был жив. Везли его туда, где из голов делают скворечники. Могли не довезти, потому что ебли и ****или его даже пидоры. Александр Чернобровкин, «Чижик — пыжик», Русский народный блатной хороводный роман, 1998 г. ; — Показания давай. — Я тебе не пидор, чтоб давать! Е. В. Хаецкая, «Синие стрекозы Вавилона», „Человек по имени Беда“, 2004 г. [НКРЯ] ; Например, довольно обычные уличные оскорбления типа «козёл» или «пидор» в местах лишения свободы означают не только высшую степень унижения, но и в том случае, если оскорблённый проглотит это, признание им принадлежности к этим презираемым «на зоне» категориям. Криминальный конфликт // «Боевое искусство планеты», 11 марта 2004 г. [НКРЯ]
перен., вульг., бран. плохой, неприятный, вредный человек ; — Пидор, гад, — хрипел Спирька, — что ты делаешь?.. В. М. Шукшин, «Сураз», 1973 г. [НКРЯ] ; Например, горячо всеми любимый «козёл» доживает последние деньки, на смену ему приходят ультрасовременные оскорбления — пидор, гамак. Алексей Карахан, «Манифест нового поколения москвичей» // «Столица», 07 января 1997 г. [НКРЯ] ; Геннадий Андреевич … вдруг, резко повернувшись к Славе, почти выстрелил: — Ты что ж думаешь — ты в «девятке»? Ты пидоров партийных охраняешь? Пётр Галицкий, «Опасная коллекция», 2000 г. [НКРЯ] ; — Пидор, — сказал Вадим вслед спрыснувшему его жидкой грязью синему обмылку «мазды». Александр Гаррос, Алексей Евдокимов, «[Голово]ломка», 2001 г. [НКРЯ] ; — Нам какой-то пидор сказал, что это фильм про зону. Вячеслав Дурненков, Михаил Дурненков, «Культурный слой», 2003 г. [НКРЯ] ; — Чего? Кого пугаешь, пидор?! А ну, пошёл на ***! М. Г. Гиголашвили, «Чёртово колесо», 2007 г. [НКРЯ]
перен., вульг., бран. мужчина, нарушающий какие-либо установленные для своего пола табу в поведении, внешнем виде и т. д. ; Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
гомосексуал, гомосексуалист, педераст; устар.: мужеложец, мужеложник, содомит; устар., частичн.: малакия; книжн.: уранист, урнинг; разг.: гей, гом, гомик, гомосек, мужелюб; разг., субстантивир.: голубой; эвф.: сидор; сленг: в теме, зайка, крашу ногти, сижу в окопе, тематический, яойщик; жарг.: ахтунг, барсук, василёк, васька, галя, гамадрил, гамаз, гамазей, гамак, гном, гобсек, говносек, голубарь, голубец, голубок, голубчик, голубь, гома, гомарь, гомс, гомусик, двустволка, дирижёр, додик, дочка, дуплан, ермак, жоподрючник, жополаз, жопочник, жопотрах, заднепроходец, звезда, кентавр, котик, кьюр, квир, маркоташник, мастёвый, мужиковед, папа, парафин, пед, педагог, педарь, педе, педерага, педераго, педеряга, педигрипал, педик, педр, педрик, педрила, педрило, педрильник, педруччо, педя, петух, пидарас, пидарь, пидер, пидорас, пидорасина, пидораскин, пидораха, пидорюга, пидорюжник, пидорюк, пинчер, половой демократ, пэдэ, рудокоп, руслан, субчик-голубчик, такой, темовой, тёпленький, тёплый брат, универсал, уни, уник, хали-гали, чебурашка, чичеряка, шахтёр, шкицнурик, шура; мол.: голубая луна; активный: акт, актив, активист, георгин, глиномес, говномес, дятел, кочегар, марксист, педикатор, печатник, печник, печной ящер, ромео, солидол иванович, топтун, трубочист; активный, субстантивир.: уважаемый; груб.: жополюб, чужежопник; пассивный: акробат, ананаска, армянская королева, бархотка, валет, вафел, вафёл, вафлеглот, вафлёр, вафлист, вафло, гребень, дама, даша, дашка, жена, женива, женщина, жопа, жопник, козёл, козлик, козочка, конь педальный, кочет, манька, маня, маргаритка, маша, машка, моргалик, мурка, наташа, наташка, незабудка, пассив, пассивка, пассуха, педер, педерасик, педермот, петюнчик, петя, пидовка, пидорша, пидаль, пидесса, пинч, плашкет, подруга, пярну, санта-лючия, Светка, сестра, туз червонный, умница, шпидагуз, шурик, шурин; субстантивир.: округлённый, заднеприводный, заднеприводной, дырявый; изнасилованный: обиженный, опущенный, проткнутый, петушня, петушок, петяра, пятёра, пятёрка; собир., бран.: пидорасня
козёл, мудак, гондон, гандон
—
Антонимы
гетеросексуал
—
мужик, пацан
Гиперонимы
отщепенец
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
Этимология
Сокр. от пидорас, искаж. педераст, от др.-греч. «любитель мальчиков, педераст», далее из «дитя, мальчик, отрок» (восходит к праиндоевр. *peu- «малый») «любовник, влюблённый; любитель, почитатель», из «любить».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
взять на пидора
на пидора?
на пидора смахивает, но не пидор
от пидора слышу
пидора в зеркале увидишь
пидор африканский
пидор ****ский
пидор гадский
пидор гималайский
пидор гнойный
пидор голимый
пидор итальянский
пидор тёплый
пидор позорный
пидор ползучий
пидор солёный
пидор сраный
сидор-пидор
старый пидор
эй, братан, ты знаешь, что ты пидор?
Перевод
педераст
неприятный, вредный человек
мужчина, нарушающий какие-либо установленные для своего пола табу в поведении, внешнем виде и т. д.
***
19 августа 2016, 09:15
как балет счастья и горести советского человека
"Лебединое озеро" занимает особое место в менталитете советского человека. Его включали по телевидению СССР в дни смерти генеральных секретарей, а в 1991 году он сопровождал события августовского путча, заняв собой все каналы телевещания. Лайф узнал историю постановки Петра Ильича Чайковского и выяснил, как у неё получилось стать спутником больших потрясений Советского Союза.
Фото: © РИА Новости/Олег Макаров
Фото: © РИА Новости/Олег Макаров
Сегодня в это трудно поверить, но в конце 19 века, когда на сцене Большого театра состоялась премьера "Лебединого озера", его преследовал провал за провалом. Первые показы не находили отклика в душе зрителей, так что постановку принялись дополнять и переписывать. Классическая версия спектакля, привычная нашим современникам, сформировалась окончательно в 1895 году, спустя восемнадцать лет после премьеры в Большом.
Зрителям и критикам того времени "Лебединое озеро" часто казалось постановкой грустной и даже упаднической. Пройдёт ещё полвека, пока он не станет главной постановкой в истории Большого театра и всего советского балета, а затем не превратится в символ горестей и утрат, свободы и перемен.
Принцы и принцессы
"Лебединое озеро" — пересказ старинной немецкой легенды. Заколдованная принцесса-лебедь Одетта влюбляет в себя молодого принца Зигфрида. Его истинная любовь и верность должны помочь ей избавиться от лебединого проклятья колдуна Ротбарта и вернуть человеческий облик навсегда.
Дочь колдуна Одиллия мешает планам влюблённых и, притворившись на балу Одеттой, влюбляет в себя принца. Узнав о подлоге, Зигфрид бежит на озеро молить у возлюбленной прощения за ошибку, которая теперь может стоить ей жизни. Ротбарт предлагает принцу выполнить клятву, которую он дал на балу, и жениться на Одиллии. Принц выбирает смерть и прыгает вместе с любимой с обрыва. Освободившееся проклятье убивает Ротбарта. В самом финале балета лебеди смотрят, как влюблённые Зигфрид и Одетта возносятся к небесам.
Мистические мотивы, меланхоличные настроения и минорный тон балета — всё это помешало ему стать популярным на закате Российской империи. Постановку отвергали с такой яростью, что Чайковский был уверен, что если она и будет пользоваться успехом, то только после его смерти.
И он оказался прав. Советские культурологи в середине 1930-х проделают над символикой постановки впечатляющую работу, превратив её в героическое повествование и сделав максимально доступным для зрителя зрелищем. Мистицизм и трагичность "Лебединого озера" превратят в искренность и простоту, а все сложные для толкования советским зрителем сцены и мотивы уберут.
За время Великой Отечественной войны "Лебединое озеро" показали в Большом театре больше раз, чем за 70 лет, прошедших с премьеры. Театр обстреливали и бомбили, но балет продолжали ставить неделя за неделей. Бомбы рвались иногда прямо около входа, но зрители шли всё равно.
До тошноты
В сюжете "Лебединого озера" нет ни намёка на политику, а истории о трагичной любви ещё с шекспировских времён любимы зрителями любых возрастов. Это позволило после ряда поправок сделать из балета самую массовую постановку в СССР.
Билетами на балет награждали передовиков производства, их вручали на партийных съездах, на показы в Большой театр водили каждую иностранную делегацию. Легендарная балерина Майя Плисецкая в своих мемуарах вспоминает, что танцевала свои партии в "Лебедином озере" более 800 раз.
Всех их водили в Большой. На балет. И всегда почти — "Лебединое". Флаги повесят. Гимны сыграют. В зале свет зажгут. Все поднимутся. Главы из царской, центральной ложи пухленькой тщедушной ручкой москвичам милостиво помашут — мир, дружба, добрые люди. Позолоченные канделябры притухнут, и полилась лебединая музыка Петра Ильича
цитата из книги "Я, Майя Плисецкая"
По словам Плисецкой, каждую делегацию сопровождал Никита Сергеевич Хрущёв, который тоже к определённому моменту от балета сильно устал и жаловался балерине на то, что вынужден смотреть его чуть ли не каждую неделю.
С высокими гостями в ложе всегда Хрущёв. Насмотрелся Никита Сергеевич "Лебединого" до тошноты. К концу своего царствия пожаловался он мне как-то на одном из приёмов: "Как подумаю, что вечером опять "Лебединое" смотреть, аж тошнота к горлу подкатит. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся…" Такие у наших вождей шутки в ходу были
цитата из книги "Я, Майя Плисецкая"
Среди "любителей" балета "Лебединое озеро" числился и американский посол в СССР Ллевелин Томпсон. Проведя в СССР шесть лет в шестидесятых, он посмотрел постановку 132 раза. По его воспоминаниям, беседуя во время антракта с верхушками государства, ему наиболее точно удавалось оценить политическую обстановку.
Но среди гостей Москвы у балета были и настоящие фанаты. Старожилы театра вспоминают, как однажды после финала одного из показов сам Фидель Кастро забрался на сцену и подарил балеринам огромный букет цветов.
Рядом с Большим театром, на Театральной площади вот уже несколько десятилетий высаживают два особых сорта тюльпанов под названиями "Большой театр" и "Галина Уланова". Их вывел известный голландский цветовод Теодор Лефебр когда, впечатлённый постановкой, вернулся домой из Москвы.
Похороны и перевороты
Зрители советского телевидения привыкли к телеконцертам по большим государственным праздникам. Так, на День милиции 10 ноября 1982-го они приготовились смотреть выступления звёзд эстрады и СССР, однако вместо концерта начался балет "Лебединое озеро". Праздничную программу отменили из-за смерти генерального секретаря Леонида Брежнева.
Почему работники телевидения выбрали из всей культурной коллекции Союза именно "Лебединое озеро"? Точно неизвестно. Возможно, роль сыграла популярность балета. Или кто-то вспомнил историю его написания, когда Чайковский заканчивал работу над балетом в неделю после Пасхи, так называемую Фомину неделю, на которую выпадает праздник поминания усопших Радоница.
В любом случае, из балета-любимчика "Лебединое озеро" превратилось в поминальную песню. Через два года его покажут по телевизору опять, на этот раз скончается генсек Юрий Андропов. Потом снова через год зрителям придётся смотреть балет по случаю смерти генсека Константина Черненко.
Но главное историческое появление "Лебединого озера" на экране было ещё впереди.
Как вспоминает в интервью "Фонтанке" бывший глава Гостелерадио СССР Леонид Кравченко, в телепрограмме на 19 августа "Лебединое озеро" стояло ещё за две недели до событий путча. Каждый третий понедельник месяца на телевидении выходила передача "Музыкальный телетеатр". В передаче показывали телеверсии спектаклей и телефильмов, причём из-за особенностей рабочих графиков с СССР два, а иногда даже и три раза за день. Делалось это для того, чтобы премьеру фильма или спектакля могли застать даже те, кто работает в вечернюю или ночную смену.
В эфир балет запустил Виктор Осколков, глава дирекции телепрограмм Гостелерадио. В интервью он вспоминает, что получил звонок около полудня 19 августа, в котором выпускающий редактор попросил его поставить в эфир что-нибудь на технический перерыв в вещании с 12:45 до 15 часов. Балет был поставлен в программе на вечернее время, но прекрасно ложился в хронометраж перерыва. Балет запустили в эфир, лебеди принялись танцевать на каждом втором экране страны.
В момент, когда события путча достигли критической массы, вспоминает Кравченко, пришлось задействовать синхронизацию первого и второго каналов. Эта техническая деталь была отработана ещё в дни смерти Брежнева и позволяла работникам ТВ показывать одну программу по двум центральным каналам сразу. После синхронизации лебеди появлялись у каждого, кто включал телевизор с 19 по 22 августа.
Это выглядело очень глупо с профессиональной точки зрения. Для меня это один из несчастных вариантов моей творческой биографии, но другого выхода не было
Леонид Кравченко в интервью Slon.ru
В своих интервью Кравченко вспоминает, что в утверждённой им телепрограмме после "Лебединого озера" шёл телефильм под названием "Три дня и три ночи". Кто мог подумать, что балет действительно будет идти по телевизору три дня подряд, оставляя вопросы зрителей о судьбе страны безо всякого ответа.
Маленькие лебеди — большие времена
Написанная 140 лет назад постановка из провальной превратилась в самый популярный балет в стране, который пережил царей, генеральных секретарей и президентов. Стал символом скорби целого народа по его лидерам. Видел революции и государственные перевороты. И всё это оставаясь простой и грустной историей о заколдованной принцессе в образе лебедя, молодом принце и злом колдуне.
Балет "Лебединое озеро" можно посмотреть и сегодня. Государственный Кремлёвский дворец ставит его два раза в месяц с неизменным успехом.
Свидетельство о публикации №125011706474