Рут Сэмюэлс- По тропам еврейской истории
...................
Библиотекa Розы Мира
Рут Сэмюэлс
По тропам еврейской истории
Оглавление
Знаком + в Оглавлении отмечены главы, в которых улучшено качество рисунков, а знаком * – главы, в которых проставлена пагинация. Остальные главы будут переводиться в категории + и * поэтапно; работа эта долгая и кропотливая.
Предисловие
+*Глава 1. Истоки
+Глава 2. Завоевание Ханаана
Глава 3. Молодая демократия: период Судей
Глава 4. Самуил и первый царь Израиля
Глава 5. Династия Давида
Глава 6. Мятеж и раскол: царства Израильское и Иудейское
Глава 7. Новое Израильское царство
Глава 8. Твердыня веры – Иудея
Глава 9. Возрожденная Иудея
Глава 10. Под властью греков
Глава 11. Иудея вновь обретает независимость
Глава 12. Преемники Ирода
Глава 13. Иудейская война
Глава 14. Борьба за выживание
Глава 15. Новое восстание против Рима
Глава 16. Эпоха Мишны и Талмуда
Глава 17. Новый духовный центр в Вавилонии
Глава 18. Евреи в Аравии
Глава 19. Перемены в Вавилонии
Глава 20. Сила церкви
Глава 21. Евреи в Испании
Глава 22. Мыслители и переводчики, грамматики и комментаторы
Глава 23. Феодализм. Крестовые походы. Гетто
Глава 24. Испания под властью христиан
Глава 25. Эпоха Возрождения
Глава 26. Мистики, ученые, философы
Глава 27. Евреи Восточной Европы
Глава 28. Возникновение хасидизма
Глава 29. Новые горизонты
Глава 30. Революция. Реакция. Реформы
Глава 31. Англия: Ротшильды и Монтефиоре
Глава 32. Еврейская община в Америке (до Первой Мировой войны)
Глава 33. Евреи России в XIX - начале XX века
Глава 34. Зарождение политического сионизма
Глава 35. Первая мировая война
Глава 36. Евреи в период между двумя мировыми войнами
Глава 37. Борьба за образование еврейского государства (1917—1947)
Глава 38. Антисемитизм: от «кровавых наветов» к расовому геноциду
Глава 39. Катастрофа европейского еврейства
Глава 40. Образование государства Израиль
Глава 41. Государство Израиль с 1967 года до наших дней
Глава 42. Евреи диаспоры в наши дни
Глава 43. Израиль сегодня
..............................................
Из главы 24.
ИСПАНИЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ХРИСТИАН
ХРИСТИАНЕ ВНОВЬ ОВЛАДЕВАЮТ ИСПАНИЕЙ
Христианские королевства на севере Испании постепенно расширяли свои владения. Король Леона и Кастилии Альфонс VI оказался достаточно силен, чтобы объединить три северных королевства. Мусульманские правители потерпели ряд поражений, и в 1085 году Альфонс занял один из их оплотов — Толедо.
Король Альфонс VI был предусмотрителен и терпим, как ранее мусульманские правители. Он игнорировал советы папы Римского строже относиться к нехристианам и не пытался принуждать к крещению. Среди подданных Альфонса было много представителей разных религий, и он приобрел их благодарность и доверие, даровав им свободу вероисповедания. Его терпимость помогла христианской Испании оправиться от ущерба, нанесенного ей годами войн и междоусобиц. Города вновь начали расцветать. Купцы снова могли привозить товары из дальних стран, ремесленники — спокойно трудиться над своими изделиями, крестьяне — обрабатывать поля, а скотоводы — пасти свои стада. Еврейская община Испании также выиграла от улучшения общего положения и наслаждалась свободой.
ФЕРДИНАНД И ИЗАБЕЛЛА
Томас Торквемада — глава испанской инквизиции в 80-х годах XV в. Инициатор изгнания евреев из Испании.
Когда Изабелла Кастильская и Фердинанд II Арагонский вступили в брак, оба крупных королевства Испании объединились в одно государство (1479). В это время в стране еще сосуществовали три различных религии — христианство, иудаизм и ислам. Но королева Изабелла стремилась сделать Испанию чисто христианской страной. Она дала жесточайшей испанской инквизиции (которую не следует смешивать с более умеренной инквизицией в других местах и в другое время) еще большую силу, и благодаря этому множество "неверующих" и "еретиков" было сожжено на кострах.
Наибольшее число "еретиков" было среди крещеных евреев. Марраны, подозреваемые в тайной приверженности к своей старой вере, вызывали особо пристальное внимание инквизиции. Тысячи этих "тайных евреев" подвергались допросам. Но и немало неевреев пострадали от инквизиции в царствование Фердинанда и Изабеллы. Многие погибли не только за свою веру, но и просто за выражение своего мнения. Испания перестала быть страной широких горизонтов, культуры и науки. Мрачная тень инквизиции легла на все стороны жизни ее подданных.
В период инквизиции по всей Европе возобновилась эпидемия "охоты на ведьм". Мужчин и женщин, чье поведение казалось странным или необычным, обвиняли в колдовстве, изготовлении вредных снадобий, в том, что они продали душу дьяволу. Все эти суеверия имели корни в языческих культах, предшествовавших распространению христианства. Тысячи ни в чем не повинных людей были подвергнуты пыткам и сожжены на кострах по приговору инквизиции, а иногда и местных гражданских судов, обвиненные в ведьмовстве и магии. Наиболее фанатичным из всех лиц, стоявших во главе инквизиции, был недоброй памяти Торквемада. Испанская инквизиция находилась вне юрисдикции папы Римского, и многие папы осуждали ее свирепость. И все же в Испании инквизиция просуществовала, в той или иной форме, вплоть до 1820 года.
Многие марраны, попавшие в руки инквизиции, "каялись" хотя бы для вида. Однако было не мало и таких, что бесстрашно всходили на костер, не желая отречься от веры отцов даже во имя спасения жизни. Постепенно испанским властям стало ясно, что если оставить евреев в покое, они послужат "дурным" примером для остального населения, которое поймет, что верность христианской церкви не является обязательной. Поэтому Фердинанд и Изабелла решили поставить перед евреями Испании выбор: крещение или изгнание.
ИЗГНАНИЕ ЕВРЕЕВ ИЗ ИСПАНИИ
Дарственная грамота на передачу монастырю в Кордове имущества, конфискованного инквизицией, с собственноручными подписями короля Фердинанда и королевы Изабеллы.
Несмотря на все эти меры, одним из наиболее доверенных советников королевской четы и государственным казначеем оставался еврей Ицхак Абраванель (1437-1508). Он был не только прекрасным финансистом, но и мудрым человеком, чье мнение ценилось при дворе. Кроме того, он был ученым, философом, писателем и одним из ведущих деятелей еврейской общины. После издания указа об изгнании евреев Ицхак Абраванель обратился к королю и королеве с предложением внести в казну большую сумму золота и серебра и с просьбой об отмене указа. Но все было напрасно. Мощь инквизиции была сильнее королевской власти. Самому Абраванелю было разрешено остаться при дворе в обход указа, как человеку, услуги которого почитались особо ценными и необходимыми. Но он предпочел оставить Испанию и разделить участь своих друзей и собратьев — участь всей еврейской общины.
Ко 2-му августа 1492 года всех евреев Испании обязали покинуть их дома. Это произошло через полтора тысячелетия после того, как первые еврейские поселенцы прибыли сюда вместе с римскими колонистами.
Евреям Испании предстояли новые скитания. В течение жизни многих поколений эта страна вдохновляла их на создание прекрасных стихов, великолепных архитектурных сооружений, на занятия наукой и интеллектуальные открытия. Теперь они должны были покинуть города, построенные при их участии, поля и леса, которые они так любили, имущество, которое им удалось собрать. Все приходилось оставить. Евреи, владевшие ценными вещами, обменивали их на грубую одежду путников. Драгоценности шли на приобретение пищевых запасов в дорогу.
Но у них оставалось одно сокровище: утешение, обретаемое в товариществе. Испанские евреи подобно евреям всех времен — собирались вместе в час беды и помогали друг другу по-братски. Богатые и бедные, молодые и старые — все участвовали в этих печальных сборах.
Астролябия с еврейскими надписями, сконструированная астрономом-евреем для кастильского короля Альфонсо Мудрого.
Предание гласит, что, поднимаясь на корабли, которые должны были увезти их далеко от любимой родины, испанские евреи распевали псалмы и гимны своих великих поэтов — Иехуды ха-Леви, Шломо Ибн Габирола и Моше Ибн Эзры.
На следующий же день после изгнания евреев Фердинанд и Изабелла были заняты проводами другой морской экспедиции, 3-го августа 1492 года корабли "Нинья", "Пинта" и "Санта-Мария" под командованием Христофора Колумба отплыли на запад, чтобы пересечь Атлантический океан в поисках нового пути в Индию. Большую часть денег, необходимых для экспедиции, Колумб получил от марранов. Многие его карты были изготовлены евреями — знатоками картографии и маршрутов дальнего плавания. Предполагается, что в его команде были марраны. По некоторым сведениям, в жилах самого великого мореплавателя Колумба текла еврейская кровь.
В тот день в начале августа, когда три корабля снялись с якоря, Колумбу и в голову не приходило, что между ним и берегами Индии лежит новый, неизвестный континент! В путевом журнале Колумба упомянуты и суда еврейских изгнанников, которые он видел в начале своего путешествия, впоследствии изменивши о ход истории и карту мира.
Изгнание евреев из Испании знаменует конец достопамятной эпохи. А экспедиция Колумба в определенном смысле послужила началом новой эпохи: столетия спустя в открытой ею далекой стране возникло государство, где евреи и люди всех других вероисповеданий живут без нарушения их прав и свобод.
Сцена в испанской синагоге. Из Сараевской Хаггады.
КУДА ОТПРАВИЛИСЬ ИСПАНСКИЕ ЕВРЕИ?
Куда же могли направиться беженцы из Испании? Англия уже раньше изгнала евреев, так же поступила и Франция. В немецких землях евреям приходилось нелегко: они были объектом подозрений, преследований, а время от времени тоже изгонялись. Многие евреи из Германии искали новую родину на востоке в Польше и Литве. Некоторые из немецких евреев особенно ученые и удачливые торговцы, переселялись в Италию, где по слухам, еврейские общины процветали в атмосфере свободного духа новых общественных учений.
Большое число испанских евреев направилось в Северную Африку. Некоторые обрели новый дом в Каире и в Александрии в Египте или в Фесе, в Тунисе и в Алжире. Многие беженцы терпели крайнюю нужду, с трудом зарабатывали на жизнь. Но некоторые из них со временем разбогатели, стали крупными торговцами, учеными и врачами. В Северной Африке, под властью сравнительно терпимых правителей-султанов, они могли жить в покое. Многие нашли пристанище в Турции.
Добавим, что некоторые из несчастных изгнанников были ограблены и убиты алчными капитанами судов еще до того, как корабли прибыли в какой-либо порт. Немало евреев не смогли найти пристанище и умерли под открытым небом, на раскаленной земле Северной Африки.
ЕВРЕИ В ПОРТУГАЛИИ
Аутодафе в Гоа. Португальская Индия.
Ближе всего к Испании находилось Португальское королевство. Здесь нашли временное убежище многие из изгнанников. Немало богатых семей испанских евреев переселилось в Португалию. Всего около ста тысяч беженцев обрели здесь свой новый дом. Им пришлось платить подушную подать, но они получили разрешение на торговлю и занятие ремеслами. Однако это длилось недолго. Король Португалии женился на дочери Фердинанда и Изабеллы принцессе Изабелле Испанской, которая согласилась на этот брак лишь при условии, что и Португалия станет чисто христианской страной свободной от еретиков и евреев.
В результате евреев Португалии постигла та же участь что и их собратьев в Испании. Многие были насильственно крещены; тем, кто не принял христианство, угрожало изгнание. В октябре 1497 года португальские евреи были официально поставлены перед выбором: крещение или выселение из страны. Многие покорились и приняли новую веру, но большинство евреев Португалии отправились в опасный путь на поиски иных мест поселения. Португальские марраны мало чем отличались от марранов Испании. Несмотря на обращение в христианство, их постоянно подозревали в тайном исполнении еврейских обрядов. Многие попадали в руки инквизиции, созданной и в Португалии с тех пор как страна вступила в тесный союз с Испанией. Немалое число и португальских марранов было сожжено во время публичных церемоний «аутодафе» («актов веры») так называлась казнь еретиков. Многие перенесли жестокие пытки, другие жили под постоянной угрозой доноса. И все же большая часть этих «новых христиан» втайне оставалась верной иудаизму, молилась на еврейский лад и читала Тору. Со временем, однако, их связи с еврейством все более ослабевали.
Свидетельство о публикации №125011703650