Литературная критика 4

Литерату;рная кри;тика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).

Критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.

Итак, если мы находимся на литературном сайте, значит жанр критики в виде эссе с адекватными объяснениями и аргументами абсолютно допустим, прежде всего, для осознания авторами, как писать так, чтобы не уходить в абсурд и бессмыслицу.
В данной критической статье будет разобрано произведение автора Стихи Ру Дмитрия Мальянца. Разбор будет построчный, корректный и НЕ нарушающий правила сайта. Такие разборы необходимы для поднятия творческого уровня авторов и развития сознательной логики.
Стихотворение выбрано методом случайной выборки.


http://stihi.ru/2025/01/11/2655

Бескрылое
Дмитрий Мальянц


1.Чтобы выпустить птицу, надо её поймать,-------абсолютна истина! Мы внемлем!

2.Посадить в клетку, кормить белым хлебом,----- Посадили птицу в клетку, хорошо.

Кормить белым хлебом? А почему не чёрным? И не крупой? Мы сразу представляем, что будет с птицей, которую мы будем кормить только белым хлебом. Сдохнет через неделю. Да, автор далёк от орнитологии. Да и мы не орнитологи, но простые истины по кормлению птиц знаем.

3.Врать птице, что её убьёт зима,----Поймать-зима - рифма так себе, очень

приближённая, но не будем придираться. У нас птица понимает язык человеческий, врушки, которые ЛГ будет вливать в её маленькую головку? И тут мы понимаем - ОООО, да это симвоизЪм, и птица - это совсем не птица, а может пленница какая-то, который ЛГ поймал и посадил в клетку. Причём, он её мучает и кормит одним белым хлебом. И тут начинается настоящий детективный сюжет... Очень интересно.

4.Прятать от неё высокое небо.---- какая "оригинальная" метафора - "высокое небо"!

5.Учиться на досуге плести гнездо,----- И здесь мы задумались... Зачем ЛГ плести

гнездо? Он отождествляет себя тоже с птицей? Интересная ролевая игра получается. Птица сидит в клетке и кушает один белый хлеб, а ЛГ сидит рядом и плетёт гнездо. Интересно, он яйца тоже будет откладывать или птичку заставит? Настоящий детектив! Рифма: хлебом-небо - рифма уж очень банальная.

6.Смотреть вместе советские мультики,----О мультики! Птица такая в клетке сидит в

тяжёлом предсмертном состоянии от белого хлеба, ЛГ сидит в гнезде рядом и оба смотрят мультики. Как нельзя кстати! Картинка - БЛЕСК! А может автор имел в виду другие мультики? Дополнительный факт в нашем детективном расследовании. Теперь нам всем понятно, почему пленница, с которой он разговаривает на человеческом языке, кажется птицей. Понятно, почему он вьёт гнездо...

7.Вечерами холодными слушать Doors,---- Мультики и рок-группа Doors... И здесь нам

опять понятно смысл использования атором мультиков и данной группы. Ведь мы знаем, что Джимм Моррисон употреблял ЛСД и тоже смотрел мультики. Хотя мы являемся искренними поклонниками данной группы.

8.Новости по радио фильтровать от мути.---- Мультики - от мути. Очень

приближённая рифма. Но пусть. ЛГ вместе с птицей в состоянии мультиков может что-либо фильтровать? Вряд ли... Хотя может он и фильтрует, но далеко не новости.

9.Видеть как минус превращается в плюс,----Это о погоде, о новостях, о мультиках?

Рифма ПЛЮС и Doors - ну никуда не годится! Не смог автор найти другую группу под рифму к ПЛЮС.

10.Читать ей вслух По и Ремарка,--- Какой ужас. Бедная пленница сидит в клетке, а

ЛГ читает ей классиков... И здесь у нас не выдерживают нервы, и мы начинаем рыдать. Какие ещё пытки придумает ЛГ для своей пленницы? И вот ОНО!

11.Чистить перья, точить клюв ---------- Вот ОНО, что делает ЛГ с бедной птичкой! Мы в ШОКЕ!

12.И вот наконец дождаться марта.---- Хорошо, предположим.

13.Выйти на улицу, аз есмь добро,--- клюв-добро - автор забыл про рифму? Из

головы вылетела? Но зато!
Ты барыню соблазнил?
;Я. Аз есмь. Житие мoе.
"Паки-паки, иже херувимы" и "Вельми понеже"... Мультики продолжаются уже на улице в марте, видать.

14.Таксисты, менты, доставщики пиццы,---- по унизительному изречению "менты" в

сторону нашей доблестной полиции, мы на верном пути! Однозначно, мы понимаем, что ЛГ - весьма асоциальный ЛГ, смотрящий мультики и держащий в клетке пленницу.Но здесь ещё и таксисты и доставщики пиццы... Здесь есть какая-то тайна. Не они ли доставляют радио в гнездо ЛГ?

15.Шлюхи, таджики, богема и сброд,----О, дальше поехали! Вся братва на подбор.

Именно, ЭТО видит ЛГ, выйдя на улицу в марте. Видать всю осень и зиму он сидел дома, вил гнездо и кормил птицу белым хлебом. С таджиками тоже всё нам понятно. Откуда новости...

16. Все скажут хором
"Глядите, птица!"-----И тут мы начинаем смеяться! Просто грохаем дружным смехом!

Оказывается ВСЕ перечисленные граждане, а именно, таксисты, менты, перевозчики пиццы, шлюхи, таджики, богема, короче весь это сброд, как указано в стихотворении, знают про то, что ЛГ поработил птицу. А может сам ЛГ, пока вил гнездо, вжился в образ своей пленницы, которая уже сдохла от белого хлеба, нацепил её перья на себя и пошёл летящей походкой в март!?

17.Дверцу открыть,
Лети, весь мир твой,----И тут вся форма стиха ломается. Рифмы никакой, размер и

ритм в хлам, но мы пытаемся дочитать этот птичий чирик-чирик. Ага, значит ЛГ вышел гулять не один, а, всё таки, взял с собой птицу, которая всё же выжила, но от белого хлеба надулась, как бочка. Какие полёты? Это невозможно! Хотя если напичкать данную птицу фильтрованными новостями радио, которые показывают мультики, то всё возможно.

18.Леса Суринама, побережье Чили,----ну это, видимо, содержание мультиков. Опускаем.

19.А она сидит, крутит головой, ----жуткое зрелище! Замученная пленница крутит головой. Видимо, ЛГ так активно ей точил клюв, что свернул голову! Опять
мы рыдаем - птичку жалко!

20.А она не может, увы.
Разучилась. ------- Итог! Пленница летать разучилась. Ну ещё бы! После таких-то мучений. Но это ещё не всё! Впереди Эпилог.
-
21.Падает муха в стакан молока,-----У ЛГ дома развелось много мух. Всё таки что-то гниёт. Не птичка ли? Читатели в тревоге!

22.Бьётся игла на пластинке виниловой,----музычка к мухам.

23. В синей бездонности плывут облака --- Молока-облака - слава Богу.

24. И спит в клетке птица бескрылая.--- И вот кто гниёт! Птица-пленница уснула вечным сном. УМЕРЛА!


Вот такая детективная история! Весьма бесформенная, имея в виду форму стихосложения. Мы не будем проводить психоаналитический анализ данного произведения и поведения ЛГ. Это всем понятно. Мы провели только лишь анализ восприятия читателем данного опуса и лёгкую критику формы и логических ляпусов.
О смысловой нагрузке и говорить не хочется. Её просто нет.
И если дже взять ОБРАЗ птицы в клетке, с которой, например, ассоциирует себя автор или его ЛГ, то надо соблюдать хотя бы элементарную логику изложения, линию сюжета и адекватность строк. Можно посоветовать автору, кроме этого, изучить постановку знаков препинания, применение которых желают лучшего. Изучить символику в поэзии тоже не помешает, чтобы применять символы здраво, в не с потолка, что выглядит, весьма, нелепо.
Поэтому и всё стихотворение смотрится ОЧЕНЬ нелепо.
Ни одной свежей метафоры НЕТ, от слова СОВСЕМ!
Единственный плюс, который можно отметить, это то, что хорошо передано состояние ЛГ, его психотическое состояние тоски, негатива, уныния, безделья, болезни, самобичевания, нигилизма, антипатии к миру, где он видит только "сброд" и крайнюю мизантропию. Это состояние СМЕРТИ, духовной смерти, черноты души. И не зря в последнем четверостишии, муха в стакане с молоком.
Молочные реки, кисельные берега, как символ РАЯ, опорочен гнилью, символом которой является муха.

С уважением к авторам и читателям!


Рецензии
Замечательный разбор!
Я читаю стихотворение и даже свои мысли по поводу озвучивать не хочу, а у тебя всё по полочкам раскладывается!

Автор как-то хвастался пятёркой по географии. Ничего, что Суринам с Чили не граничит? Птица родом откуда? Или страны просто так упомянуты? Может, лучше ей в Таджикистан лететь, а автору хоть немного почитать про пути миграции птиц?

Ты молодец, увидела "состояние СМЕРТИ, духовной смерти, черноты души. И не зря в последнем четверостишии, муха в стакане с молоком.
Молочные реки, кисельные берега, как символ РАЯ, опорочен гнилью, символом которой является муха".

Я не смогла этого заметить.Заметила лишь, что "всё стихотворение смотрится ОЧЕНЬ нелепо".
Буду учиться анализировать.)

Написала сегодня критику стишка "Бог курит только папиросы".

Аомори   22.01.2025 10:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Оксана! Да тут, конечно, мне пришлось потрудиться, чтобы попытаться разложить по полочкам это всё, где полный дисбаланс логики и абсолютное незнание правильного построения сюжетной линии. Блин! Тут надо просто автору учиться, учиться и учиться, как завещал нам великий вождь!
Надеюсь, он обратит внимание на аргументированную критику и сделает работу над ошибками. Мыж только добра хотим!😀👆😉

Добрый зимний вечер! У нас похолодало....

Руда Ольга   23.01.2025 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →