Р. Р. Р

Мюзикл
(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Главные герои:

Раскольников
студент-юрист, бросивший учёбу;
Соня
юная девушка, торгующая своим телом;
Разумихин (Вразумихин)
студент, друг Родиона 23-х лет;
Дуня
младшая сестра Родиона;
Свидригайлов
азартный игрок лет 50-ти;
Лужин
расчётливый и чопорный господин 45-ти лет;
Порфирий Петрович
пристав следственных дел 35-ти лет;

Другие персонажи:

Алёна Ивановна
старуха-процентщица;
Мармеладов
отец Сони, пропойца лет за 50;
Катерина Ивановна
мачеха Сони;
Пульхерия Александровна
мать Родиона 43-х лет;
Никодим Фомич
квартальный пристав в участке;
Зосимов
доктор и приятель Родиона 27-ми лет;
Заметов
письмоводитель в полицейском участке;
Настасья
кухарка у квартирной хозяйки Родиона;
Незнакомец
мещанин, назвавший РРР убийцей;
Доктор-немец,
Священник
в сцене умирающего Мармеладова.

Второстепенные персонажи:

Лизавета – сводная сестра старухи-процентщицы 35-ти лет;
Амалия Ивановна – квартирная хозяйка Мармеладовых;
Тит Васильич – рабочий, делавший ремонт у процентщицы;
Молодой рабочий – его младший товарищ на ремонте;
Афросиньюшка – несостоявшаяся утопленница в Канавке.
А так же полицейские чины, горожане, пьяницы, извозчики, дети, каторжане и др.

(Действие происходит в XIX веке, летом, в Санкт-Петербурге).

- ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ -

ПРОЛОГ:
На авансцену на нейтральном фоне с проекцией столицы Российской империи   выходят основные действующие лица, кроме Раскольникова.

1. ПЕСНЯ О ГОРДЫНЕ

Это всё как горохом о стену,
И в сердцах примирения нет.
Нам на эту извечную тему
Достоевский оставил сюжет.

Нет ни сна от ума, ни покоя,
Мира надвое не расколоть.
И в душе вдруг родится такое,
От чего передёрнется плоть.

Мир, тем не мене, умоет слезами,
Только, мой боже, не верьте слезам.
Без преступления нет наказанья, –
Господи, кто же такое сказал?

Изнутри мы не раз умирали,
Попирая высокий закон,
Забывая легко о морали,
Что водила душой испокон.

И платили высокую цену,
Добродетели портя портрет.
Только всё как горохом о стену,
И во нравах смягчения нет.

Мир на коленях умоет слезами.
Тему итожа, не верьте слезам.
Без преступления нет наказанья –
Господи, кто же такое сказал?

СЦЕНА 1: Комната Раскольникова со скудной обстановкой. Он в отчаянном положении.


2. ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

Везде жульё, да я не волк.
И за жильё скопился долг.
Завеса мглы в пустом окне.
Кривы углы и ложь в цене.

Но цель одна всего ясней.
Дойдя до дна, сойдусь и с ней.
Переверну печаль свою,
Хотя б одну, но тварь убью.

Юноша достаёт из кармана серебряные часы, снова их прячет, надевает нелепую высокую шляпу, изношенную до убожества, и направляется к выходу. Ведёт он себя нервно, так как боится наткнуться на квартирную хозяйку. Выбравшись на манер грабителя, с постоянной оглядкой, он слышит грубый и насмешливый окрик какого-то пьяницы:«Эй, ты, немецкий шляпник!» И раздаётся страшный хохот. Раскольников хватается за голову.

Зачем на мне труба-урод?
Горю в огне на весь народ.
Хотя смешон и сам народ:
Учёных он не признаёт!

Где утро бодрое в лучах?
От ипохондрии зачах.
А что у жуликов в очах?
Они горят на мелочах!

СЦЕНА 2: Жильё старухи-процентщицы. Впущенный Раскольников осматривает обшарпанную обстановку её квартиры. Он примеривается к своему страшному замыслу.

3. ДУЭТ РАСКОЛЬНИКОВА И СТАРУХИ – 1

Алёна Ивановна:
Чего принёс – а ну-ка покажи.
Нуждой оброс – так даром не тужи.
Ты на запрос не этим дорожи,
Цени монету.

И молодой, а весь уже в долгах:
Не при деньгах, гляжу?

Раскольников:
Не при деньгах.

Алёна Ивановна:
Оно видать, не золото в  мозгах,
Коль денег нету.

Нужда не мать, не вынет из заплат…

Раскольников:
Хочу отдать я вам часы в заклад.
Отдал бы я и латаный халат,
Да не возьмёте.

Алёна Ивановна:
В тряпье, дружок, немного серебра.
Да за должок уж я ли не щедра?
И голова – не обух топора
В моей заботе.

Уж ты теперь никак не важный гусь.

Даёт ему деньги за часы, явно меньше, чем они стоят.

Раскольников:
Я в эту дверь на днях ещё вернусь.
Я извернусь, деньгами разживусь,
А вы поверьте.

Я покажу ещё один товар
И заложу приличный портсигар.

Алёна Ивановна:
Ну, всю орду чертей перепугал
До самой смерти!

Раскольников прячет деньги и уходит. Старуха остаётся одна.


4. ПЕСНЯ СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ

Какой уж ежели прохвост –
Его почую за версту.
И, выдавая деньги в рост,
Я над людишками расту.

И лет-то мне уж, мне уж за полста.
И в теле немощь, немощь, маята.
А деньги любят счёт, а деньги любят счёт,
А что для дела надобно ещё б?

Никто не выдал мне патент,
Чтоб от нужды спасать народ.
Но я имею свой процент
И капитальный оборот.

Всё это мелочь, мелочь, суета.
И если неуч, неуч, нищета,
То у меня расчёт, ведь деньги любят счёт,
А что для блага надобно ещё б?

Я с божьей помощью права,
Какой бы демон ни пытал.
Ведь я чиновничья вдова,
А это первый капитал.

Старуху кто ни просит – всем даёшь.
Три грошика приносит каждый грош.
А жизнь туда течёт, где деньги любят счёт,
А что для счастья надобно ещё б?

Гори я даже на костре,
Но капитал не подарю
Я даже собственной сестре,
Всё передам монастырю.

Святое дело – пропуск в божий рай.
За душу девы молятся пускай.
И в этом мой расчёт, и в этом мой расчёт,
А что на небе надобно ещё б?

СЦЕНА 3: Питейное заведение. Раскольников знакомится с Мармеладовым.

5. ДУЭТ РАСКОЛЬНИКОВА И МАРМЕЛАДОВА

Мармеладов:
Вот прецедент, да был бы только регулярный.
Ведь ты – студент, а я советник титулярный.
Ты не давай себе от бедности зарок.
Ты сознавай, что эта бедность – не порок.

С умственной пищей будешь не нищий,
Всякий преступишь порог.

На паперть в рубище – вот это, брат, погано!
А деньги любящий опаснее нагана.

Раскольников:
Да где же деньги те, на кои бы прожил?
Часы последние сегодня заложил.
С умственной пищей всё-таки нищий,
Часа нигде не служил.

Мармеладов:
А у меня-то, брат, супруга из дворянок,
А я уж выпивши при нею спозаранок.
Её из жалости я взял, меня пойми,
Да со тремя при нею малыми детьми.

С горя и зАпил, водку облапил,
Изгнан со службы плетьми.

Раскольников:
Весьма сочувствую…

Мармеладов:
Давай без церемоний!
Ты не знаком с моей родною дочкой Соней!
Её жалеть, о ней заботиться не мне ль?
Она ж содержит нас – выходит на панель!

Вот ведь какое дело лихое,
Трое мы все не на дне ль.

Видя, что Мармеладов еле держится на ногах, Раскольников подбирает его на себя и уводит из распивочной.


СЦЕНА 4: Каморка Раскольникова: три старых стула, стол, большая софа в лохмотьях и маленький столик. Раскольников читает письмо от матери. Звучит её голос.

6. ПИСЬМО МАТЕРИ

Кланяется, Роденька, вся твоя семья.
Ты ли мне не родинка кровная моя.
Отворю ли двери я в дом твой городской,
Мать твоя Пульхерия с горькою тоской?

Мы с бедою нашею, в сердце маята.
С нашею Дуняшею вышла клевета.
В людях чуть не матерью сделалась она.
Да дорога скатертью порченой дана.

Вся её регалия – что душой чиста.
Но у Свидригайлова нету ведь креста.
Шла тропою ровною на своих ногах.
С Марфою Петровною нынче во врагах.

В доме их неправедно, Дунюшке не мёд.
Получилось ябедно – рыбой в перемёт.
Кто бы ловко спрятался, только не сестра.
Лужин к ней посватался, знамо, неспроста.

Старый он для девицы, ровня ему я.
Да куда же денется душенька моя.
Отвести стараемся воды да огни.
В гости собираемся, уж не прогони.

Раскольников выражает крайнее недовольство ситуацией: и покушением на честь сестры со стороны Свидригайлова, и вынужденной брачной сделкой с Лужиным. Раскольникова сильно встревожило письмо матери.


7. ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА - 2

Мозг, поди, не моль портить гардероб.
Господи, позволь тварь вогнать во гроб.
Не в раю – в углу бедном и сыром
Я убью одну ведьму топором.

Я накажу правдою это скупое ничтожество.
Я докажу разумом то, что такое мне можется.
Умри, гадина, чтобы миру с тобой не гнить!
А что найдено? Я теряю как будто нить…

Мысль одна, запавшая во мне,
Как пчела, застрявшая в окне.
Я её не в силах отпустить.
И жильё не в силах оплатить.

Журавль не синица, до коих лишь пор?
Мне ночью приснится кровавый топор.
Гулять по Парижу – не участь воров.
А по топорищу – бегущая кровь…

Что мне делать? Ведь я студент,
Облачённый в худой халат.
Инцидент – это прецедент,
Прецедент – это постулат.

А грядущее – кот в мешке,
Где старухи ничуть не жаль.
И в немытой её башке
Липнут мухи на кровь и сталь.

СЦЕНА 5: Раскольников на фоне городских улиц, в окружении немых сцен из его монолога.


8. ВИДЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

В голове детский сон – мужики и лошадь.
Забивали её, старую уже.
Если плохо во всём, то идут на площадь.
Выдирают быльё сором на меже.

Лошадь эту я защитить не мог.
Сердце у меня съёжилось в комок.
Только обнимал со слезами труп
И не отнимал головы от губ.

Мне другой подговор слышится отдельно,
Как у шельмы стащить деньги для сирот.
Со студентом майор спорили идейно:
Должен жить ростовщик или пусть умрёт.

Если всё сложить и перетереть –
Недостойный жить должен умереть.
Как цветёт в лугах молодой тимьян,
Так растёт в мозгах роковой туман.

Ты до притчи дорос не без перелома.
Что же делать, когда мир несправедлив?
Риторичен вопрос – это аксиома.
И любая беда только в нас одних.

Тварей поучить – высшее из благ.
И на паучих должен быть кулак.
Гадину дави, вылезай из ям.
Даже на крови это не изъян.

СЦЕНА 6: Раскольников в своей клетушке, в близком к бреду состоянии, начинает готовиться к убийству. Пришивает с внутренней стороны пальто под левой подмышкой петлю для топора так, чтобы, когда пальто было надето, топор не был заметен. Затем достаёт спрятанный в щели между диваном и полом «заклад» – дощечку величиной с портсигар, обмотанную в бумагу и перевязанную тесёмкой, которую должен дать старухе для отвлечения внимания.

9.МЕЧТЫ РАСКОЛЬНИКОВА

Месть на поле волнами – жизни ареал.
Есть Наполеоны в ней и материал.
Выбор осязаем, коли ты не слаб.
Или ты хозяин, или жалкий раб.

Ну, вот и всё – пора решать.
И колесо судьбы вращать.
Так решено, да только вот
Куда оно в пути свернёт?

Все мы обречённые и не без причин.
Люди есть никчёмные, меньше величин.
Трудно ли измерить что ни назовёшь?
Как же мне поверить в то, что я не вошь?

Ну, вот и всё – пора решать.
И колесо судьбы вращать.
Так решено, да, помня гнёт,
Куда оно в пути свернёт?

А Земля кружащая та же, что и встарь.
Тварь ли я дрожащая или же не тварь?
Сколько ни крутись ты, а не колобок.
Это все юристы знают назубок.

Ну, вот и всё – пора решать.
И колесо судьбы вращать.
Так решено, да сердце мрёт:
Куда оно в пути свернёт?

Закончив приготовления, Раскольников берёт топор и отправляется к старухе.

СЦЕНА 7:
Придя к процентщице, Родион переживает, что старуха заметит его волнение и не впустит. Но та впускает.

10. ДИАЛОГ РАСКОЛЬНИКОВА И СТАРУХИ – 2

Алёна Ивановна:
Принёс? Давай. Чего дрожишь?

Раскольников:
Боюсь, напала лихорадка.

Алёна Ивановна:
А мимо, чай, не пробежишь!
Без денег, батюшка, не сладко!

Не уповаю на барыш,
На то особая тетрадка.
Кому доход, кому-то шиш,
А я проверю для порядка.

Она берёт «заклад», пытается развязать тесёмку, при этом отвернувшись по привычке спиной.

Да что ж так туго замотал?
Да папиросочница ль это?

Раскольников:
Не сомневайтесь за металл,
Как есть серебряного цвета!

Раскольников, понимая, что медлить нельзя, достаёт топор и опускает ей на голову обухом. Старуха осела, Раскольников бьёт её второй раз, после чего понимает, что она уже мертва. Он достаёт из кармана старухи ключи, но только находит богатства процентщицы в большом сундуке и начинает набивать ими карманы пальто и панталон, как неожиданно возвращается Лизавета с большим узлом в руке. Она цепенеет от увиденного. В растерянности герой убивает и сестру старухи, но уже лезвием. Его охватывает ещё больший  ужас, ведь убил он невинную и убогую, но постепенно герой берёт себя в руки, смывает кровь с рук, топора и сапог и быстро покидает квартиру.


СЦЕНА 8: Вернувшись домой, не раздеваясь, Раскольников падает в забытьи на кровать.
К Родиону приходит Настасья. Она приносит бумагу. Спросонья тот не сразу сознаёт реальность.

11. ДУЭТ РАСКОЛЬНИКОВА И НАСТАСЬИ

Раскольников:
В чём, Настасья, дело?

Настасья:
Тут тебе повестка.

Раскольников:
Не остыло тело,
А уже отместка?

Настасья:
Или не проспался?
Три часа по полдню.

Раскольников:
С чем же я попался?
Ничего не помню!
Кто же вызывает?

Настасья:
Вроде бы квартальный.

Раскольников:
Эдак не бывает,
Оборот – скандальный!
Ну-ка без утайки,
Чтоб не спятить на ночь!

Настасья:
Задолжал хозяйке,
Родион Романыч.

Раскольников:
А, всего лишь это…
Напугала, дура!
Настасья:
Да, пропала где-то
У мужчин культура.
Выглядите плохо,
Будто и не спали.

Раскольников:
От переполоха
Силы все пропали.

С уходом Настасьи герой вспоминает о содеянном. Он в ужасе пересматривает всю одежду, проверяя, не осталось ли на ней следов крови. Тут же находит взятые у процентщицы драгоценности и прячет их в угол комнаты, в дыру под обоями.

12. ПЕСНЯ РАСКОЛЬНИКОВА.
ДИЛЕММА

Давит боль щемящая, умножая крах.
Я как моль дрожащая на семи ветрах.
Старые обычаи в силе в нищете.
Со щитом величие или на щите.

Может с неба синего стужа наползать.
Может право сильного путы развязать.
Нравы и приличия – гири во тщете.
Со щитом величие или на щите.

Как ухватят неучи да посадят в клеть.
Из-за глупой мелочи можно погореть.
При  подобной дичи я – филин на шесте.
Со щитом величие или на щите.

Я с дурацкой шляпою, видной за версту,
Дело как обстряпаю, как в него врасту?
Всё до неприличия спуталось в мечте.
Со щитом величие или на щите.

СЦЕНА 9: Раскольников в полицейской конторе. Он нервничает. Тут же Заметов и другие чиновники.

13. ПЕСНЯ КВАРТАЛЬНОГО И ЗАМЕТОВА

Никодим Фомич:
(иронично)
Дело тянет на взятку: криминал, в самом деле.
Что ж вы, сударь, хозяйку в чёрном держите теле?
Добывай вас по сыску, а волнения – вредны.
Вот, пишите расписку об оплате аренды.

Небольшой инцидентик, но нельзя не влюбиться!
Задолжавший студентик, а не цареубийца!
Обнаружено тело – уж не в обуви ль гвоздь я?
Отвлекаю от дела столь почтенного гостя.

Раскольников с явным облегчением пишет расписку.

Заметов:
А продам за полушку я вам чистые бредни.
Тут, представьте, старушку пришибили намедни.
Не блаженная бабка – даже щёк не мочите!

Никодим Фомич
(Раскольникову):
Вам, любезный, не зябко? Вы зубами стучите!

Раскольников падает в обморок.

Что творится с Россией, кто на ней обитает!
Молодняк слабосильный – много книжек читает!
До чего же все белы, вы на них поглядите!
Уж идите к себе вы да во грех не вводите!

Все решают, что Раскольников болен, и отпускают его домой.


СЦЕНА 10: Больного Раскольникова навещают Разумихин и Настасья.

14. ПЕСЕНКА РАЗУМИХИНА

На третий день ты – уже шарман.
Прислала деньги твоя маман.
Тут новостишек – не разгрести,
А за излишек – прости, прости.

Твои несчастья – с небес вода.
Вот у Настасьи – сковорода.
А наши годы – парад один.
И все невзгоды мы победим.

Корабль на рейде, на брюхе слизь.
Пока ты бредил – дела нашлись.
Не в тех ты летах – тонуть у скал.
Тебя Заметов, земеть, искал.

Как чин столичный – не главный ум.
Но заграничный на нём парфюм.
И всё отлично, когда б не рос
К твоим вещичкам у Сани нос.

Заходит ещё один товарищ – студент-медик Зосимов.

15. ПЕСНЯ ЗОСИМОВА

Покажет жизнь – козёл ты или агнус.
Не покажись – уже тебе диагноз.
Среди зануд пойдёт недобрый слух.
И назовут губителем старух.

Никто не знает имени убийцы.
Мы душегубы все и кровопийцы.
А кто клеймён – прольёт едва ли свет
На кровь Алён и души Лизавет.

Во всей красе и не по протоколу
Поверим все в красильщика Миколу.
За рядом ряд безлюдней у могил.
И говорят, что это он убил.

Виновных тьмы, покрытые презреньем,
Но как-то мы бодры под подозреньем.
А без лицензий где у смерти лик?
У полицейских просто нет улик.

Ах, молодец, кто сделал это дело!
Такой подлец – и лихо, и умело!
И не оставил, дьявол, ни следа!
И так поставил, что не жди суда!

Входит Пётр Петрович Лужин.

16. ДУЭТ РАСКОЛЬНИКОВА И ЛУЖИНА

Раскольников
(ехидно):

А вот и жених на скорой молве!
Наверно, у них туман в голове!
Жениться готов неравно весьма!
Наверно, любовь свела их с ума!

Ах, Пётр Петрович, позвольте узнать,
Как ваше здоровье, зажиточный зять?
Вы плотью румяною пышете,
Авдотью Романовну ищете?

Лужин:
Ну, что за кураж, мой друг Родион?
Такой антураж – я сам удивлён!
Сестрица у вас – медок-леденец!
И в сей бы я час её под венец!

Меня вы как будто хотите задеть.

Раскольников:
С чего бы кому-то о бедных радеть?
Скажу только раз при свидетелях:
Не быть вам у нас в благодетелях!

Лужин:
У нынешних смен иные пути.
Да разве б я смел на это пойти?
От чистой души – не выгоды для.

Раскольников:
Не стоят гроши такого рубля!

Лужин:
Пойми, Родион, ты напрасно сердит…

Раскольников:
Подите вы вон! Ваша благость смердит!

Лужин:
Он болен – сознание сужено.

Раскольников:
Да выкиньте этого Лужина!

Лужин ретируется, вслед за ним уходят и друзья Раскольникова. Разумихин уже догадывается, что с его другом происходит что-то не то.


СЦЕНА 11: В распивочной «Хрустальный дворец» Раскольников берёт газеты и ищет сообщения про старуху. В полупустом заведении в небольшой компании оказывается и Заметов. Его там угощают шампанским.

17. ПЕСНЯ ЗАМЕТОВА

Прагматик я и реалист,
Уже давно не белый лист,
Поскольку я специалист
По части делопроизводства.

И я на чью-нибудь беду
В моей конторе на виду.
И всё как надо доведу
В удобный час до руководства.

Дружу со всеми я, дружок.
Служу в системе я, дружок.
Скажу по теме я, дружок,
И ты Заметовым замечен!

Допустим, я щеголеват,
Но никогда не виноват.
А если даже нагловат,
То и доходом обеспечен.

Какой бы ни был я пижон,
Умишком я вооружён.
Всегда я кем-то окружён
А тут и ушки на макушке.

И я охоч до блеска звёзд,
И я не прочь повысить пост,
Хотя люблю присесть на хвост
Я на какой-нибудь пирушке.

Пока Раскольников читает, Заметов подсаживается к нему.

18. ДУЭТ РАСКОЛЬНИКОВА И ЗАМЕТОВА

Раскольников:
Гляжу, неплохо поживились?
Свою вы знаете корысть!
Вы, верно, сильно б удивились,
На что газеты мне сдались.

Заметов:
Уж я не знаю, право слово.
Одни пожары в новостях.
И что вы сыщете такого?
Небось, какой-нибудь пустяк.

Раскольников:
Один пустяк на фоне быта,
Раздутый прессою потом.
Была чиновница убита…
Да вы же знаете о том!

Заметов:
Дела подкармливают слухи,
Да вам какая в них беда?

Раскольников:
Зачем при речи о старухе
Упал я в обморок тогда?

Вы в канцелярии по сыску
И уж, поди-ка, взяли в толк,
Когда хозяйке я расписку
Писал за мой квартирный долг.

Заметов:
У вас болезнь – я вижу точно.
Дрожит и голос, и рука.
Вы просто дразните нарочно,
Поскольку бредите слегка.

Раскольников:
Нет, я б, Заметов, не попался,
Уж так попрятал бы концы.
И ваш бы сыск не докопался,
Не те у сыска молодцы.

Раскольников покидает распивочную, оставив Заметова озадаченным. В дверях он сталкивается с Разумихиным. Тот в гневе.

19. ПЕСНЯ РАЗУМИХИНА

Назад минуту болен был.
Ну что ты, Родька, в самом деле?
Я чуть Настасью не убил
За то, что ты сбежал с постели.
Я под кровать, я на чердак,
А ты на улице, чудак.

Тебе б лежать, а ты по городу.
Легко бежать, когда помолоду.
Чуть ветер дунул – ты в окне.
Хотя б подумал обо мне.

Чем сапоги-то зря топтать,
Пойдём ко мне на новоселье.
Довольно злиться и роптать,
Тебе надзор и мне веселье.
Ты умный, сволочь, просто мрак,
Но иногда большой дурак!

Тебе б лежать, а ты по городу.
Легко бежать, когда помолоду.
Чуть ветер дунул – ты в окне.
Хотя б подумал обо мне.

Раскольников, тем не менее, вырывается из объятий и уходит прочь. Разумихин пытается догнать, потом возвращается в распивочную. Не дойдя, заключает:

Ну вот, и след уже простыл…
Куда бы дурню торопиться?
Я маху дал, что отпустил,
Ведь может сдуру утопиться!

Ему б лежать, а он по городу.
Легко бежать, когда помолоду.
Чуть ветер дунул – он в окне.
Хотя б подумал обо мне.



СЦЕНА 12: Гуляя по городу, Раскольников становится на мосту свидетелем того, как женщина бросается с моста в канаву. Перед этим они встречаются взглядами. Собирается толпа, пытаясь спасти утопленницу. Городовой вытаскивает её живой. В толпе говорят, что это Афросиньюшка, мещаночка, пьющая, она уже пыталась повеситься.

20. РАСКОЛЬНИКОВ ДУМАЕТ О САМОУБИЙСТВЕ

1.
Утопиться – как-то подло.
И в контору как-то поздно.
Что же делать? Как я слаб!
Обессилел и прозяб!

Что за двор? И ходит кто-то.
И знакомые ворота.
Да ведь тут я трижды был,
Тут процентщицу убил!

Что там в комнате старухи?
Кровь отмыли? Нет разрухи?
Как же плохо мне – беда.
Поднимусь-ка я туда.

В комнате двое рабочих ведут ремонт – меняют обои. На Раскольникова они не обращают внимания.
Раскольников выходит на улицу. Ему стало легче.

2.
А что со мной станет?
В моей голове помутнение.
Преступника тянет
На место его преступления.

Но как же я буду
Носить в себе эти видения?
Ведь я не забуду
Топор и в пивном заведении.

У старой калоши
Характер был подлым и скрюченным.
Теперь эта ноша
В душе и на сердце измученном.

Я слишком рассеян,
В сознании как воспаление.
И где же спасенье,
И где же моё просветление?

По дороге он видит толпу, собравшуюся вокруг случайно сбитого извозчиком Мармеладова.


СЦЕНА 13: Пострадавшего приносят домой, он находится в тяжёлом состоянии. В комнате Мармеладовых много народу. Очнувшийся Мармеладов просит привести священника («Приведите попа»). Приходит доктор-немец, затем Соня в нелепом для такого случая наряде, в кринолине и шляпе с алым пером.

21. КУПЛЕТЫ У ПОСТЕЛИ УМИРАЮЩЕГО

Доктор-немец:
Ушасная ноч берёт.
Ему не помоч – умрёт.
Я кров отворить бы мог,
Да поздно уже, майн готт!

Священник:
Недолго нам всем гостить.
Да надо бы причастить.
А близких бы я просил
Набраться у гроба сил.

Катерина Ивановне
 (толпе):
Ну что вы столпились так?
Ведь это же не спектакль!
Коль помощи никакой,
То дайте ему покой!

Мармеладов:
Рессора, удар коня…
Где Соня? Прости меня!
И ты, Катери…

Катерина Ивановна:
Молчи!
Не мучай меня в ночи!

Мармеладов пытается подняться и падает с постели лицом в пол, его поднимают, он уже отходит и умирает у дочери на руках.

Катерина Ивановна:
Простить мне тебя, простить?
А как мне детей растить?
Ну, как тебя не бранить?
На что тебя хоронить?

Раскольников отдаёт все свои деньги (20 рублей) на похороны Мармеладова.


СЦЕНА 14: Родион приходит в гости к Разумихину. Там человек 15 гостей, Дмитрий пьян.

22. ПЕСНЯ РАЗУМИХИНА О ДРУЖБЕ

Родион, за что тебя люблю?
Ты упрям, как чёрт, но благороден.
Ты не возражай, а то убью,
Разве я на это не пригоден?

Не судьба елею в аккурат,
Может, нам на души наши литься.
Я тебя жалею, точно брат,
Не могу никак остановиться.

И без камней мой Колизей,
Дороже жизни, слаще лени.
Всего верней союз друзей,
Где нет и мысли об измене.

Ты меня печалиться уволь,
Я к тебе как будто на свиданье.
Из меня выходит эта боль,
Из меня выходит состраданье.

Мы с тобой похожие сердца,
Мы задушим ненависть в объятьях,
В нерушимых узах до конца,
Как и быть положено у братьев.

И без камней мой Колизей,
Дороже жизни, слаще лени.
Всего верней союз друзей,
Где нет и мысли об измене.

Раскольников так слаб, что присутствующий Зосимов даёт ему порошок, а Разумихин вызывается проводить его домой.


СЦЕНА 15: К Родиону приехали мать и сестра, ждут его. Тут Настасья, которая напугала их рассказом, что он больной сбежал. Увидев близких, Раскольников (в сопровождении Разумихина) упал в обморок. Придя в себя, он просит родных не беспокоиться.

23. ОБРАЩЕНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА К РОДНЫМ

Вам душа моя так рада,
Но поспать нам всем пора.
И сидеть со мной не надо,
Отправляйтесь в номера.

Ты, маманя, слёзы вытри,
Мне полезен этот сон.
Вас с сестрой проводит Дмитрий,
Вразумительный во всём.

Нам про всё поговорить бы,
Но ведь это не финал.
Да и Лужина с женитьбой
Я взашей уже прогнал.

Не пугайтесь, что в бреду я,
Но теперь скажу и впредь:
Не тебя он любит, Дуня,
А меня решил пригреть.

А в это время Дуня совершенно зачарованно смотрит на Разумихина, да и Пульхерия Александровна не скрывает к нему материнской симпатии.

24. ОБРАЩЕНИЕ РАЗУМИХИНА

Для типа этого невыносимого
Давайте вместе выдумаем сделку.
Мы вызовем немедленно Зосимова
И он побудет ночью за сиделку.

У доктора рука на то намётана,
На то и врач, чтоб Родьке полечиться.
А от меня он будет улепётывать,
И по своей натуре сволочиться.

Мы не допустим больше катавасию,
Какая б нечисть брата ни таскала.
А до того побудет он с Настасьею,
Уж я велю ей, глаз чтоб не спускала.


СЦЕНА 16: Провожая дам в гостиницу, Разумихин, ободрённый хмелем, разошёлся в своих откровениях.

25. ПРИЗНАНИЕ РАЗУМИХИНА В ЛЮБВИ

Когда не врать – до правды не дойдёшь,
А я не вру, обоих вас любя.
И не вино перетекает в дрожь,
Хотя на вид ну кто я из себя.

Я просто олух, трактирный олух!
Но дней весёлых, но дней весёлых,
Знаток дубин, а не рапир,
Я б раздобыл на славный пир.

У Родиона милое родство,
Пропал бы он, про главное забыв.
Но Родион не любит никого,
Всегда угрюм и так честолюбив.

Вы, Дуня, та же, но и не та же.
И я в каком-то ажиотаже.
Сестра вы брата своего
И не похожи на него.

Ах, Дуня, вы – источник доброты!
И так я рад, что с вами я теперь.
А люди все – последние скоты,
И Лужин – гад, ничтожество и зверь!

Зачем нам Лужин, зачем нам Лужин?
Он нам не нужен, совсем не нужен.
Пускай дрожит, пускай бежит,
Дурак и плут, фигляр и жид.


СЦЕНА 17: К Раскольникову пришла Соня с приглашением на похороны Мармеладова. Одета на сей раз просто, но в шляпке и с зонтиком. Кроме матери и сестры тут Разумихин и Зосимов. Соня от присутствия сконфузилась и села на стул у двери, а Пульхерия Александровна не могла отказать себе в оценивающем взгляде.

26. ПЕСНЯ СОНИ

Знала ль я заранее мнение молвы.
Завтра отпевание – будете ли вы?
Нам от недоимок бы не уйти сейчас.
И без вас поминок бы не было у нас.

Всё теперь туманами застило зарю.
Родион Романыч, я вас благодарю
От себя за батюшку, что вчера угас.
Вы утешьте матушку и на этот раз.

Вы делами добрыми оказали честь.
Может, я не вовремя появилась здесь?
Может даже статься, я слишком сирота.
Да и репутация у меня не та.

На поминки скромные мы собрали стол.
Траты не огромные, кто бы ни пришёл.
Никакого аиста нам не надо звать.
Мы на Митрофаньевском будем отпевать.

Уходя, Дуня поклонилась Соне, чем очень сильно смутила девушку. Провожая родных, Раскольников признаётся матери в своей перемене.

27. РАСКОЛЬНИКОВ О СОНЕ

Как в снегах занесённого,
Отогрела меня
Сердцем Софья Семёновна,
Лучик нового дня.

Душу чувствуя чуткую,
Перемены боюсь.
И за каждой минуткою
Всё нежней становлюсь.

Мне, поверишь ли, нравится
Состоянье моё.
И могу я не справиться
От улыбки её.

Разбудить меня сонного
Эта прелесть смогла.
Входит Софья Семёновна
И расходится мгла.


___Антракт___



ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СЦЕНА 18: Раскольников и Разумихин едут к Порфирию. По дороге Раскольников допытывается, отчего Разумихин так странно себя стал вести при Дуне.

28. ДУЭТ РАСКОЛЬНИКОВА И РАЗУМИХИНА

Раскольников:
Дмитрий, что ты нынче значишь?
У тебя то смех, то страх!
То ты мнёшься, то ты скачешь,
То краснеешь, точно рак.

Что, приятель, за оправа,
Не пойму, ей-богу, я.

Разумихин:
Ничего… да что ты, право?
Отвяжись уже, свинья!

Раскольников:
Ты теряешься несмело,
Будто школьник – доложу.
Посмеёмся же, Ромео,
Как я маменьке скажу!

И при этом ты помылся,
Ногти барином остриг!
И куда ты устремился:
Говори же напрямик!

Из тебя бы вышел клоун,
Уж попался под вожжу!

Разумихин:
У Порфирия – ни слова!
Или череп размозжу!

Не на ту шагаем встречу,
Не хватало быть нагим.
Будет время – я отвечу,
Не мешай одно с другим.

СЦЕНА 19: В доме Порфирия Петровича оказался Заметов. Смеющийся Раскольников и красный, как пылающий пион, Разумихин так и вошли в комнату. Да ещё Разумихин со злости хватил кулаком по столу, с которого слетел вдребезги чайный стакан.

29. В ДОМЕ У ПОРФИРИЯ

Порфирий:
Не поспи хотя бы день ты –
И как будто всё во сне.
Ну, и что же вас, студенты,
Привело таких ко мне?

Тут и так дела зловещи,
Не хватало вам орать.

Раскольников:
Мне заложенные вещи
Не мешало бы забрать.

Порфирий:
Видел вашу я, представьте,
Преопасную статью.
Как же вляпались некстати
Вы в сию галиматью?

Вам и молодость, и удаль
На чужие голоса
Так мозги свихнули, сударь,
Дыбом прямо волоса.

Говоря о встрече нашей,
Дабы истину добыть,
Ведь могли б под тою кашей
Вы ограбить и убить.

Раскольников:
Есть у каждого пороки
И своя на случай роль.
И никто не знает сроки,
Чтобы кончился контроль.

Порфирий:
Уверяю вас как сыщик,
Вам не минуть западни.
А вот был ли там красильщик,
У старухи, в эти дни?

Разумихин:
Родиона тут не свалишь,
Друг Порфирий, на ура!
Был у бабки мой товарищ
За три дня до топора!

Порфирий:
Вы мотаетесь над бездной,
Бездны шеи-то свернут.
А вещицы вам, любезный,
Разумеется, вернут.

Студенты уходят от Порфирия.

30. ПЕСНЯ ПОРФИРИЯ ПЕТРОВИЧА

Если больно судьба пристукнула,
Не щадя ломовые лбы,
Получаем тогда преступника
Или жертву лихой судьбы.

Я бы зло по ворсинке выщипал,
Перешёл бы на хлеб да суп.
Столько дел на земле у сыщика,
Что и выспаться недосуг.

И не надо, не надо вину искупать
Мне руками своими чистыми,
Просто надо мне, надо мне всё раскопать
И добраться до самой истины.

Есть такие прожекты смелые,
Что помог бы холодный душ.
В Петербурге, где ночи белые,
Много тёмных и злобных душ.

Смотрят фикусы с подоконников
Или кошки в ночи орут,
Я ищу день и ночь покойников,
Не считая сие за труд.

И не надо, не надо вину искупать
Мне руками своими чистыми,
Просто надо мне, надо мне всё раскопать
И добраться во тьме до истины.

СЦЕНА 20: По возвращении Разумихин решил-таки поведать другу Родиону о своих чувствах к Авдотье Романовне. И чтобы его как-то успокоить после дискуссии с Порфирием, и не видя другого времени для этого.


31. ПЕСНЯ ДРУГА ДМИТРИЯ

Извини-ка ты, подвинься
С гонором своим.
Но с тобой мы породнимся
И напьёмся в дым.

Знает всё судьба-ведунья,
Что поможет вновь.
У тебя сестрица Дуня,
У меня любовь.

Пусть из грязи и не в князи
Разом попаду,
Всё едино в этом разе
Я не пропаду.

Дуня на ноги поставит,
Ну, и вообще.
И тебе полегче станет,
Может, на душе.

Возле дома друзья расстались, а Родиона поджидал незнакомец.

32. ОБВИНЕНИЕ НЕЗНАКОМЦА

Раскольников:
Нет, я не мышь среди людей
И полон лишь своих идей.
И не ревнивец, и не паршивец.
А кто же я тогда?
А кто же я тогда?
А кто же я тогда?

Незнакомец:
– Убивец!!!

Раскольников:
Все люди пыль, а мир – бедлам.
Сердца в утиль сданы, как хлам.
Не вольтерьянец, не якобинец,
А кто же я тогда?
А кто же я тогда?
А кто же я тогда?

Незнакомец:
– Убивец!!!

Раскольников:
Куда пойду, куда приду?
Я как в аду в моём бреду.
Нет, у фортуны я не любимец.
А кто же я тогда?
А кто же я тогда?
А кто же я тогда?

Незнакомец:
– Убивец!!!


СЦЕНА 21: Дома Раскольникова снова начала мучить лихорадка. Юноше приснился этот незнакомец, который манил его за собой к квартире старухи-процентщицы. Родион ударил Алену Ивановну по голове топором, но она смеется. Студент пытается убежать, но видит вокруг толпу осуждающих его людей. Родион просыпается.
К Раскольникову приходит Свидригайлов.

33. ДУЭТ СВИДРИГАЙЛОВА И РАСКОЛЬНИКОВА

Свидригайлов:
Нет на мне пробы – попробуй тут выстой.
Правят хворобы душою нечистой.
Как она будет чиста
В тени святого креста?

Дом и семья не препятствуют блуду.
Совестью я угрызаться не буду.
Но на своём берегу
Ближнему сам помогу.

Не злоумышленник, хоть и порочен,
Единомышленник нужен мне очень.
Может, у смытой черты
Это, Раскольников – ты?

Ум воспаляя и сердце неволя,
Мы с одного, понимаешь ли, поля.
Всем дуракам вопреки,
Разве мы не двойники?

Мы не богаты, но мы и не нищи,
Дуне супруга велела три тыщи
За неудобства воздать.
Будет тогда благодать.

Я положу ещё сверху десятку.

Раскольников:
Это, Аркадий, похоже на взятку.
Я б не устроил как брат
Этот сестрице парад.


СЦЕНА 22: Раскольников и Разумихин наведываются к матери и сестре Родиона. Там Лужин.


34. ДУЭТ ЛУЖИНА И ДУНИ

Лужин:
Вы не сдержали уговор,
Я не могу при посторонних.

Дуня:
Из ваших полагаю хроник,
Что речи брата вам – топор.

Лужин:
Вы позабыли, что бедны,
Вы отрекаетесь от счастья.
И моего плоды участья
Вам совершенно не видны.

Дуня:
Зачем диктуете вы мне,
Что вы теперь дороже брата.
И какова моя расплата
В такой навязанной вине?

Лужин:
Я был бы вам Пигмалион,
А вы бы были Галатея.
Но в этой мелкой суете я
Такой возможности лишён.

Решили выправить вы путь
На свидригайловские деньги.
А на мои уже идейки
Не покупаетесь ничуть.

В этот момент Разумихин порывается расправиться с Лужиным, Раскольников его удерживает.

Дуня:
Да вы совсем хамелеон!
Ни слова более, ни звука!
И счастья в том уже порука,
Что я велю вам выйти вон!


35. ДУЭТ РАЗУМИХИНА И РАСКОЛЬНИКОВА

Разумихин:
Из Невы не выйдет Припять,
А из Волги – Дон.
Почему бы нам не выпить,
Милый Родион?

В состоянье не шутейном
Оба мы горим.
В заведении питейном
Переговорим.

Раскольников:
По законам жизни строгим
Скинуть надо груз.
Я тебе обязан многим
За такой союз.

Мой туманный разум, Дмитрий,
Где слова пусты,
Ободряющей палитрой
Скрашиваешь ты.

Разумихин:
Наша дружба – без подмены,
Горе не беда.
Раскольников:
У меня когда проблемы –
Рядом ты всегда.

Если женщины – подруги,
То друзья – стена!

Разумихин:
Мы с тобой на этом круге
Вместе, старина!


СЦЕНА 23: Раскольников приходит к Соне, её «комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

36. УБИЙЦА И БЛУДНИЦА

Рождает удивительные миги
У бедных душ мучительный надлом,
Когда сошлись за чтеньем вечной книги
Убийца и блудница за столом.

Бессмертны строки Нового Завета,
И воскресятся души из могил.
Убогая восстанет Лизавета,
А я прибавлю, кто её убил.

Ах, Соня, Соня, ты меня послушай:
Давно уже душа моя дымит.
Ты на склады наведалась бы лучше
Да принесла оттуда динамит.
.
Выделываясь там или фасоня,
Раскольников и прежде не живал.
И кроме чувств к тебе, родная Соня,
Доселе никого не убивал.

Слагается судьба не из симфоний,
А скрежета и визга от обид.
И надо, Соня, быть последним соней,
Которому не нужен динамит.

И на тебе тяжёлая обуза,
Гнетёт и давит, мучает и ест.
Не скинешь ты страдальческого груза,
За всех людей неся вот этот крест.

Раскольников кланяется в ноги Соне за её страдания. Весь их разговор слышит Свидригайлов, находящийся в соседней комнате.


СЦЕНА 24: Раскольников снова приходит к Порфирию Петровичу за вещами, а тот всё пытается его прощупать.


37. ОТРИЦАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА

Порфирий:
Вас как будто кто-то сглазил.
Совесть – это не кафтан.
И её не кинешь наземь,
Как копеечку в фонтан.

Раскольников:
Что, помилуйте, за тренья,
Что ваш чёрт нагородил?
В чём, простите, подозренья,
Чем я вам не угодил?

Круг или овал, круг или овал,
Отведи мою проруху!
Я не убивал, я не убивал,
Я не убивал старуху!

Разве знает населенье,
Кто убийца, кто тут вор?
Это недоразуменье
И лукавый наговор.

Порфирий:
Вижу, дело ваше скверно,
Мира нет, одна война?
Полагаю я примерно,
Это всё-таки вина.

Раскольников:
Круг или овал, круг или овал,
Отведи мою проруху!
Я не убивал, я не убивал,
Я не убивал старуху!

Распускайте хоть по свету
Обо мне за слухом слух.
У меня охоты нету
Покушаться на старух.

Круг или овал, круг или овал,
Отведи мою проруху!
Я не убивал, я не убивал,
Я не убивал старуху!

38. ОТВЕТНАЯ ПЕСНЯ ПОРФИРИЯ

Все говорят, что я смешон,
И что комичен и циничен.
И, дескать, я – Амикошон
И не совсем патриотичен.

А у меня всё очень просто,
На мне служебная короста.
Не доводите до греха,
Не то обижусь – ха-ха-ха!

Скажу, Раскольников, я вам
Не в канцелярии за дверью:
Не верю вашим я словам!
Ну, хоть убей меня – не верю!

Вам, как попавшему на остров,
Не избежать моментов острых.
Вы, сударь, дали петуха!
Вы оплошали – ха-ха-ха!

Я не пойду по головам,
Как молодой щелкун Замётов.
Делю я души пополам –
На Санчо Панс и Дон-Кихотов.

Идеалист или простак ты,
А где не чист – покажут факты.
Варить кисель из лопуха
Я не намерен – ха-ха-ха!


СЦЕНА 25: Раскольников идёт к Соне. Он понимает, что должен всё рассказать.


39. ДУЭТ РАСКОЛЬНИКОВА И СОНИ

Родион:
Моя тоска меня печёт,
Не пережить обузу эту.
Когда б не с ведьмою расчёт,
То не убил бы Лизавету.

Да нет, не я, а тот, кто был…
А, впрочем, зря, – их я убил.

Соня:
Вы так несчастны, боже мой,
На вас лицо бледнее смерти!
И я на каторгу зимой
Пойду за вами вслед, поверьте!

Ведь не хотели вы украсть,
Зачем пошли на эту страсть?

Родион:
Меня смутил Наполеон,
Его резон меня запутал.
Могу ли я – как волен он,
Или останусь лилипутом?

Он завладел моим нутром,
Как чёрный демон с топором.

Соня:
Вы не разбойник, не бандит
И не похожи на кликушу.
Признанье вас освободит,
Оно очистит вашу душу.

Господь растопит в сердце лёд
И жизнь вам новую пошлёт.

К Родиону, находящемуся у Сони, подходит Свидригайлов.


40. ДУЭТ СВИДРИГАЙЛОВА И РАСКОЛЬНИКОВА

Свидригайлов:
Позвольте же и мне покрыть трудом
Все ваши погребальные расходы.
Определю детей в сиротский дом
И Соне отворю врата свободы.

Остались десять тысяч у меня,
О них сестрице Дуне доложите.
И только горделивого коня
На этот раз хотя бы придержите.

Раскольников:
Вы как-то неожиданно щедры
Среди такой уже недоброй своры.

Свидригайлов:
Вы с бедной Соней не были хитры,
И слышал я все ваши разговоры.

Пусть мой почин теперь не пропадёт,
Едва ль уже нам выйдет повидаться.
И коль в Сибирь вослед она пойдёт,
То ей там эти деньги пригодятся.

СЦЕНА 26: У Раскольникова всё меньше простора для манёвра.

41. РАЗУМИХИН, ПОРФИРИЙ, РОДИОН

Разумихин:
Родион, твоя мать больна.
Помешательство, но вначале.
Как-то разом сдала она,
Пребывая в большой печали.

Обошёлся ты без принцесс
И простую нашёл подружку.
Но судебный, боюсь, процесс
Измотает твою старушку.

Порфирий:
Вы каким предпочтенье снам
Отдаёте, не хорошея?
Не пора ли с повинной к нам,
Не устала ль от камня шея?

Вы на самом уже краю,
Не избегнете божьей кары.
На решенье два дня даю
И прошу с узелком на нары!

Раскольников:
Погодят ваши рудники,
И на воле я – как в капкане.
Двойники всюду, двойники,
Разобраться бы с двойниками.

Я и сам потерял портрет,
Недосказанность душу гложет.
Мармеладова больше нет,
Свидригайлов меня тревожит.

СЦЕНА 27: Родион встречает Аркадия Ивановича в трактире.

42. ПЕСНЯ СВИДРИГАЙЛОВА О ПЕТЕРБУРГЕ

В городе с царственным именем
Души секутся плетьми.
Дьявол себе его выменял,
Стали его мы детьми.
Города этого тёмное дно
С горем людским заодно.

В рубищах и робах не пропасть ещё б
В городе микробов, в городе трущоб.
И выходит будто ядами туман
Из Санкт-Петербурга к нам.

В городе вида державного
Из теремов и лачуг
Лепятся призраки жабами
Грудой воров и пьянчуг.
И говорит фосфорический свет
То, что спасения нет.

В рубищах и робах не пропасть ещё б
В городе микробов, в городе трущоб.
И выходит будто ядами туман
Из Санкт-Петербурга к нам.

В городе страшном и скованном
Духом недолго упасть.
Смерть померещится скоро нам,
Скаля беззубую пасть.
Карикатурный на ней капюшон
Всякой надежды лишён.

В рубищах и робах не пропасть ещё б
В городе микробов, в городе трущоб.
И выходит будто ядами туман
Из Санкт-Петербурга к нам.

СЦЕНА 28: Свидригайлов встречается с Дуней.
 
43. СВИДРИГАЙЛОВ

Человек убъёт человечишку,
Не палач по природе он.
Да и ставь ему сразу свечечку:
Упокойся, мол, Родион.

Вы послушайте меня, барышня,
Среди адских живя долин.
Позабудем о нашем давешнем
И усилья объединим.

Ожидает убийцу каторга.
Не пеняя и не виня,
Родиону помочь бы надобно,
Положитесь же на меня.

Сделка очень проста, сударыня,
Не разделимся если мы.
Будет вами любовь подарена,
Брата вытащу из тюрьмы.

Девушка хочет уйти, но дверь оказывается запертой. Дуня достает припрятанный револьвер, несколько раз стреляет в мужчину, но не попадает.

44. ДУНЯ

Что вы делаете – простите?
Это вовсе не мой фасон.
Отпустите же, отпустите
И развейте ужасный сон!

Как вы можете так бесчестно,
Как покойник среди живых?
Брат сказал, что у вас – невеста,
У меня уже есть жених…

Свидригайлов дает Дуне ключ. Девушка, бросив оружие, уходит.

45. СВИДРИГАЙЛОВ

Не вышло влюбиться,
Тоска без любви.
Осталось напиться,
Трактиры – мои.

Нет фарта в законе
Не здесь и не там.
Зайду-ка я к Соне
И деньги отдам.

Всё пошло, вульгарно,
Всё радости без.
Она лучезарна,
Как ангел небес.

Жених я неважный,
Но друг всё же ей.
Пусть кончит с продажной
Любовью своей.

Свидригайлову ночью снится девочка-подросток, которая давно из-за него погибла, утопившись после того, как мужчина разбил ей сердце. Наутро Свидригайлов стреляет себе в голову из револьвера Дуни.

СЦЕНА 29: Раскольников прощается с сестрой и матерью.

46. ПРОЩАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА

На воле измаешься,
Вина – как лишай.
Прощай, моя матушка!
Сестрица, прощай!

Душа вся изранена,
Хоть в яму ложись.
Иду на заклание,
На новую жизнь.

Я вовсе не статуя
На теле коня.
Не вышло диктатора,
Увы, из меня.

Тюрьма моя комната,
А жизнь моя – грош,
Чтоб совесть напомнила,
Какая я вошь.

Раскольников обращается к Соне.

47. СОНЯ

Ты в страхе не расписывай,
Где змий, где арахнид.
Пусть крестик кипарисовый
Тебя оборонит.

Пронизанный до косточек,
Ты дальше не горюй.
Сходи на перекрёсточек
И землю поцелуй.

Не всё решают бублики,
Не всё и калачи.
А ты себя на публике
Сперва разоблачи.

Над уличными видами,
Терзаясь и скорбя,
Заразу эту выдохни
Прилюдно из себя.

Девушка надевает на него кипарисовый нательный крестик.
 
48. ДУЭТ РАСКОЛЬНИКОВА И СОНИ

Раскольников:
– Ах, Соня милая моя,
Чего ты хочешь от меня?
Соня:
– Я, Родион, помочь хочу.
Раскольников:
– Ты шутишь, Соня!
Соня:
– Не шучу.
Вместе:
– Какие нас испытанья ждут?
Какие за нами тьмы грядут?
Раскольников:
– Ты подруга мне одна.
Соня:
– Речь твоя не холодна.
Вместе:
– Отчего мы порознь пропадаем тут?

Раскольников:
– Ах, Соня верная моя,
Чего ты просишь у меня?
Соня:
Чего же я могу хотеть?
Раскольников:
– Не понимаю – ты ответь.
Вместе:
– Какие нас испытанья ждут?
Какие за нами тьмы грядут?
Раскольников:
– Ты подруга мне одна.
Соня:
– Речь твоя не холодна.
Вместе:
– Пропадём с тобою мы, родная, тут.

Соня:
Не разорвать нам этот круг…
Раскольников:
– Иди ко мне, любезный друг.
Мы победим и эту тьму,
Тебя я нежно обниму.

Вместе:
– Какие нас испытанья ждут?
Какие за нами тьмы грядут?
Раскольников:
– Ты подруга мне одна.
Соня:
– Речь твоя не холодна.
Вместе:
– Если пропадём, то нас уж не найдут.

СЦЕНА 30:

49. ПОРФИРИЙ И РАСКОЛЬНИКОВ

Порфирий:
Как пришло вам в голову,
Чтобы вы не в духе
Проломили голову
Обухом старухе?

Что за иступление
Разом накатило?
Как на преступление
Духу-то хватило?

Родион:
Судите вы нАскоро,
Фантазёр отменный!
Порфирий:
Вы убили, ласковый!
Вы, мой драгоценный!

Зря ль законы учите,
Повышая знанья…
Родион:
Вряд ли вы получите
От меня признанье!

Порфирий:
Никуда не канете,
Сядете, коллега.
Родион:
Вы до допускаете
Моего побега?

Порфирий:
Ваше дело сделано,
Груздем уж назвались.
Вы в своей идее-то
Разочаровались.

Иль не сыты драмой той
Ото лба до пупа?
Человек вы грамотный,
И скрываться глупо.

Совокупной суммою
Вам не до побега.

Родион:
Я ещё подумаю.
Порфирий:
Думайте, коллега.


СЦЕНА 31: Раскольников в участке у квартального.

50. РАСКОЛЬНИКОВ.
ПРИЗНАНИЕ

Какой оборот, скажите,
Случился во мне самом!
Берите меня, вяжите,
Клеймите меня клеймом.

Доверьтесь такому факту
При тёмных у вас делах.
Пойду я в Сибирь по тракту
В халате и кандалах.

Сибирское небо, сибирская ширь.
Острожного хлеба отломит Сибирь.
Есть место в остроге на подвиг и пост.
Дошли бы лишь ноги и выдержал мозг.

Во мне усмирился демон,
Терзавший меня, как гриф.
Закроете это дело,
Сдадите его в архив.

Одну не оставит Дуню
Товарищ у этих врат.
А мне надо много думать
Над морем моих утрат.

Сибирское небо, сибирская ширь.
Острожного хлеба отломит Сибирь.
Есть место в остроге на подвиг и пост.
Дошли бы лишь ноги и выдержал мозг.

Душа у меня распята,
Но лучик в неё проник.
И разве не мне расплата,
Что пал и второй двойник?

И кровь от известий стынет,
Но, видимо, мир таков.
Один я в моей пустыне,
И нет уже двойников.

Сибирское небо, сибирская ширь.
Острожного хлеба отломит Сибирь.
Есть место в остроге на подвиг и пост.
Дошли бы лишь ноги и выдержал мозг.

СЦЕНА 32: После суда у выхода из здания с соответствующей вывеской.

51. РАЗУМИХИН И ДУНЯ

Дмитрий:
Башни города кверху задраны,
Звёзды зыблются в синеве.
У Пульхерии Александровны
Помешательство в голове.

Вместе:
Не в раю она, не в аду она,
Всё запутала второпях.
И ушла она в мир придуманный,
Где родной сынок не в цепях.

Дуня:
Отличаются все возможности,
Богу – богово, людям – бог.
И решил судья всё по-божески,
Восемь лет за всё да острог.

Вместе:
Хоть на каторге время тянется,
Что положено – заплати.
Но немало ведь и останется,
Не до смерти же взаперти.


СЦЕНА 33:

52. РАСКОЛЬНИКОВ НА КАТОРГЕ

Не отмолишь на паперти
В бурой крОви обУх.
Не отнимешь у памяти
Убиенных старух.

Кто среди невольников
Дьяволом клеймён?
Родион Раскольников –
Не Наполеон.

Душу ждут пропащую
Кары в три ряда,
Где котлы кипящие
И сковорода.

Ходит-бродит он пО свету,
Слёзы капают в снег.
Кто убил, да не сослепу,
Тот и проклят навек.

И среди невольников
Он или не он?
Родион Раскольников
Не Наполеон?

Знают все неспящие,
Как попасть туда,
Где котлы кипящие
И сковорода.


СЦЕНА 34:


53. РОДИОН И СОНЯ В ГОСПИТАЛЕ

Раскольников:
Смерть Свидригайлова достойна,
А я пустил бы пулю в лоб?
И так на сердце неспокойно,
Что упокоит только гроб.

Меня всё тот же бред уводит
По бесконечной полосе.
И не выходит, не выходит
Мне быть таким же, как и все.

Соня:
Ты мог бы быть добрей и проще,
Не осуждая никого.
Нельзя в один поспешный росчерк
Списать иное существо.

Ты говоришь, а будто спящий,
Живёшь, себя и всех виня.

Раскольников
(обнимая колени Сони):
Я без тебя совсем пропащий.
Ты выйдешь замуж за меня?

Соня
(испуганно):
Ты болен, ты себя погубишь,
А мне достаточно потерь!
Раскольников:
Люблю тебя!
Соня:
Я верю – любишь…
Раскольников:
Ты не бросай меня теперь.

Вместе:
Пусть тут разбойники, но люди ж.
А мы – единое, поверь.

Жених я твой, а ты невеста.
Я верный муж, а ты жена.
Любовью будущность воскресла,
Любовью смерть побеждена.

54. К ЗРИТЕЛЯМ

Мы вниманье ваше задержали,
Как и вы, в страдательном венце,
Чтоб и вы, не только каторжане,
Осознали истину в конце.

А что выходит в сумме и кто кому жених?
Раскольников не умер, живя внутри живых.
И пусть не у мерзавца, но выйдет с богом спор,
То может оказаться в руке его топор.

55. БАЛЛАДА О ТОПОРЕ
финальная

Эта драма – наука для школьников
И в столице, и в дикой глуши,
Потому что несчастный Раскольников –
Хрестоматия русской души.

Что в корнях, то и будет на дереве
От царизма до нынешних пор.
Если вы заразились идеями,
То возьмётесь легко за топор.

Над Россией от века грома рычат,
Сотрясают Россию грома.
Вся вина Родиона Романыча –
Роковая горячка ума.

Персонаж этот, может, не Гамлет, но
Непростые наводит мосты,
Доводя, униженьем задавленный,
До погибельной самой мечты.

Точно хмарь беспросветно-осенняя,
В горьком тленье души красота.
Не выходит вот только спасения,
И топор не заменит креста.

КОНЕЦ
_____________________________________
2020 г.


Рецензии