Пьяные без голоса, трезвые о России тужат...

230 лет назад 4 (5) января (по старому стилю) 1795 года в Москве родился Александр Сергеевич Грибоедов.
Биографы А. С. Грибоедова довольно дружно отмечают черту присущую таланта этого замечательного человека — глубокое, неизменное тяготение его к музыке, к игре на фортепиано... Друзья Грибоедова свидетельствуют, что он «имел необыкновенную способность к музыке, играл отлично на фортепиано, если бы посвятил себя только этому искусству, конечно, сделался бы первоклассным артистом».  В Петербурге музыкальность Грибоедова сделалась настолько общеизвестной, что по воспоминаниям современников он заявил министру Нессельроде на предложение отправиться на службу в Персию: «Музыканту и поэту нужны слушатели, читатели, их нет в Персии...». Но обстоятельства оказались выше желаний и заставили Грибоедова покинуть Петербург и принять предложенную службу при персидской миссии.
Заброшенный в далекую страну, он скучает по любезному сердцу фортепиано, которое ему не высылали, может быть, потому, что считали его уже неспособным к игре после дуэли с Якубовичем, который прострелил ему в Тифлисе ладонь. Грибоедову остается в Персии только чутко прислушиваться к своеобразию восточной музыке и мотивам, внутренне сопоставлять их с русскими солдатскими песнями. При выводе из Персии русских пленных солдат в 1819 году — этом смелом патриотическом подвиге молодого дипломата, — Грибоедов записал в своем дневнике: «Песни: «Как за реченькой слободушка», «Во поле дороженька». «Солдатская душечка, задушевный друг». Воспоминания. Невольно слезы накатились на глаза. «Спевались ли вы в батальоне?» — «Какие, ваше благородие, песни? Бывало, пьяные без голоса, трезвые об России тужат»...
Но Грибоедову, к счастью, только слегка свело мизинец после дуэли и когда ему удалось наконец вырваться из Тавриза к Ермолову на службу, он спешно приобретет у П. Н. Муравьева едва ли не единственное в Тифлисе фортепиано, игрой на которым будет наслаждаться целыми днями.
Музыка занимает Грибоедова и при поездке в Бахчисарай. В симферопольской гостинице пришлось столкнуться с путешественниками, которым имя Грибоедова оказалось хорошо известным: «потому ли, что фортепианная репутация моей сестры известна, или чутьем открыли, что я умею играть вальсы и кадрили, ворвались ко мне, осыпали приветствиями, и маленький городок сделался мне тошнее Петербурга».
Высочайший приказ об аресте настиг Грибоедова в крепости Грозной, откуда с фельдъегерем в январскую стужу курьерские кони повезли поэта ответу в Петербург за стихотворение «Хищники на Чегеме». 

О копайтесь рвами, рвами,
Отразите смерть и плен —
Блеском ружей, твержей стен!
Как ни крепки вы стенами,
Мы над вами, мы над вами!
Будто быстрые орлы
Над челом крутой скалы.

Тревожные думы бродили в голове арестованного, но и при тяжелых обстоятельствах потребность поделиться настроением с другом фортепиано ни на минуту ее покидала Грибоедова.
Ведь «Горе от ума» — гордость и слава Грибоедова — начинается не с человеческой речи, а со звуков, из-за сцены слышатся фортепиано и флейта, которые должны создают первое настроение, подготавливают зрителя к последующему действию. Мотив грустного вальса, под который кружатся все, заканчивает 3-й акт и главный монолог Чацкого. Поставленная 19 апреля 1910 года на сцене Мариинского театра опера М. М. Иванова «Горе от ума» доказала скептикам, что грибоедовский сюжет — отменная тема для музыкального произведения.

#Грибоедов #Юбилей

[id424105846|Александр Костерев]


Рецензии