Русское чернокнижие. Чары на ветер
Иван Петрович Сахаров ( 29 августа [10 сентября] 1807, Тула — 24 августа [5 сентября] 1863, имение Заречье, Валдайский уезд, Новгородская губерния) — русский этнограф-фольклорист, археолог и палеограф.
Книга содержит материалы по народной ворожбе, знахарству, заговорам и пр. Этими заговорами и чарами поселяне спасались от всех бед и недугов - от простуды до соперницы в борьбе за сердце милого. По всей работе разбросаны комментарии с высмеиванием человеческой суеверности и способности людей верить в «откровенную чушь». Читателям-эзотерикам и мистикам желаю сил вынести скепсис Сахарова.
Оно разделяется на четыре самостоятельных части: кудесничество, чародейство, знахарство, ворожба. Каждая из них имеет собственный предмет и собственные средства воздействия.
ЧАРЫ НА ВЕТЕР
Чары на ветер известны были в русском чернокнижии еще в XVI столетии. Курбский, участник славы царя Иоанна IV Васильевича, описывая казанскую битву, говорит, что казанские татары, желая очаровать русскую рать, навевали ветры со своей стены. Люди, незнакомые с русскою семейною жизнию, до сих пор обвиняют Курбского за это известие. Чтобы увериться — действительно ли существуют чары на ветер, стоит только заговорить с первым русским селянином, и сотни примеров будут пред глазами.
ЧАРЫ НА ВЕТЕР
Чары на ветер известны были в русском чернокнижии еще в XVI столетии. Курбский, участник славы царя Иоанна IV Васильевича, описывая казанскую битву, говорит, что казанские татары, желая очаровать русскую рать, навевали ветры со своей стены. Люди, незнакомые с русскою семейною жизнию, до сих пор обвиняют Курбского за это известие. Чтобы увериться — действительно ли существуют чары на ветер, стоит только заговорить с первым русским селянином, и сотни примеров будут пред глазами. <...>.
Чары на ветер составляют жестокую месть в оскорблении. Желая отомстить своему врагу, поселяне отправляются к чародею, рассказывают свою обиду, просят его почаровать на ветер. Чародей, получивши подарки: вино, деньги, холстину, спрашивает: «В какой стороне живет твой супостат?» — «Вот в этой-то сторонке, — говорит обиженный, — живет мой супостат!» — Выходят вместе на дорогу и оба смотрят: есть ли туда попутный ветер? Если есть ветер, тогда приступают к совершению обряда. Обиженный селянин берет с дороги снег или пыль, смотря по временам года, и отдает с поклоном чародею. Этот, принявши пыль, бросает на ветер, приговаривая проклятие:
«Кулла. Кулла! Ослепи такого-то, черные, вороные, голубые, карие, белые, красные очи. Раздуй его утробу толще угольной ямы, засуши его тело тоньше луговой травы. Умори его скорее змеи медяницы!»
Проговоривши проклятие, чародей глубоко задумывается, потом рассказывает: вид, приметы, место — куда долетели его чары; уверяет, как корчило этого человека, как он лишался зрения, как раздувался своею утробою, как начал чахнуть, как теперь томится недугом смертным.
Если враг оказывался жив и здоров, легче легкого объяснить это тем, что на чары попался другой, похожий на него, человек. Сахаров уверяет, что русский человек настолько простодушен и доверчив, что чародеям не составляет особого труда обмануть его. Для истребления веры в чародейство предпринимались многие усилия, но обычно они еще больше укрепляли веру в обман.
Свидетельство о публикации №125011503767