РУСЬ
«Есть у слова «русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. «Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?»
1
Русь – это спелая рожь,
А русичи – люди ржи.
Русич затачивал серп, как нож,
В жатву житной межи.
Хочешь коробы полные жита –
Ступай в Аркону – дом Свентовита.
Рождение ржи – рожество,
Священного Руяна дни,
Рожичи, славя его божество,
Зажигала жертвенные огни.
Помнил ругов ещё Тацит,
Как не помнить ржаных и певучих.
Русый породой – не антрацит,
Подземный, чернявый, горючий.
2
В стороне от учёных забот
Академиков-норманистов
Проживает простой народ
Хлеборобов и гармонистов.
Сеет лён и озимую рожь,
В заповедных трудах прибывает,
На дедов староверов похож,
Богу молится, не унывает.
Бережёт золотые слова,
Обороты старинные речи.
Не болит у него голова
От заумной заморской картечи.
Место светлое русью зовёт –
Там, где солнышко припекает.
Жито русое к осени жнёт,
Племя руское в зиму рожает.
3
Вынесу цветочек аленький
Зорей утренней на русь,
Пожалею цветик маленький,
Светом ясным обернусь.
Сберегу подарок дролечки –
Друга милого тепло.
Вымету слова-расколочки
Горю-горькому назло.
Расцветай цветочек аленький
Алым цветом на руси.
На весенние проталинки
Дролю сердца принеси.
2015 г.
Есть у слова «русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: —Цветочек-то погибал.
Я его вынесла на русь — он и зацвёл! — На русь? — ахнул я. — На русь, — подтвердила хозяйка. — На русь?! — На русь.
Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, — и нет его, откажется от него хозяйка. Или мне послышалось?
Записать надо слово.
Достал карандаш и бумагу.
В третий раз спрашиваю: — На русь?.. Хозяйка не ответила, губы поджала, обиделась. Сколько, мол, можно спрашивать? Для глухих две обедни не служат. Но увидела огорчение на моём лице, поняла, что я не насмехаюсь, а для дела мне нужно это слово.
И ответила, как пропела, хозяйка: — На русь, соколик, на русь.
На самую, что ни на есть, русь.
Осторожней осторожного спрашиваю: — Анна Ивановна, не обидитесь на меня за назойливость? Спросить хочу. — Не буду, — обещает она. — Что такое — русь?
Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни: — Светлое место! Хозяйка от его рявканья за сердце взялась. — Ой, как ты меня напугал, Николай Васильевич! Ты ведь болеешь, и у тебя голоса нет… Оказывается, у тебя и голосок прорезался.А мне объяснила честь по чести: — Русью светлое место зовём.
Где солнышко.
Да всё светлое, почитай, так зовём.
Русый парень.
Русая девушка.
Русая рожь — спелая.
Убирать пора.
Не слыхал, что ли, никогда
Рожь:
На литовском Rugys, rugiai
На финском Ruis
На эстонском Rukis
На шведском Rag
На голландском Rogge
На венгерском Rozs
На английском Rye
На датском Rug, rye
На исландском Rugvisk;
На латышском Rudzu
На немецком Roggen
На норвежском Rye
На литовском светлый – s(ш)viesus, rys(ш)kus.
Древнеиндийское ruks – сияющий, блестящий.
Древнеиранское светлый – rauxs(ш)na, roxs.
От этого скорее всего и византийское росы, то есть русины (самоназвание) –светловолосые, светлолицые, светлоглазые люди, ибо так византийцы определяли их по внешним признакам, в отличие от южных словен.
У Ибн Хордадбеха (820 — ок. 912/913) в «Книге путей и стран» (первый дошедший до нас образец жанра арабской описательной географии.) русы определены как один из видов словен: «что же касается до руских купцов, а они – вид славян, то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы, и мечи из самых отдаленных (частей) страны Славян к Румскому морю, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии), и если они хотят, то они отправляются по реке Славян, и проезжают проливом столицу Хазар, и десятину с них взимает их (Хазар) правитель.»
Так же Ас-Са'алиби в известном из трудов более ранних авторов рассказе о постройке Хосровом I Ануширваном Дербентской стены упоминает наряду с турками и хазарами русов. Русов в VI в. где-то в районе севернее Кавказа помещает и Захир ад-дин.Так же о русах в VII веке, бравших Константинополь, сообщают и грузинские источники. О русах до патриарха Фотия (860 г.) есть упоминания в житиях Георгия Амастридского и Стефана Сурожского.
«Выписано на перечень изъ двух кроникъ Полскихъ, которые свидетельствованы з Греческою и з Чешскою и с Угорскою кроникою многими списатели, отъ чего именуется великое Московское государьство, и отъ коея повести Словене нарекошася, и почему Русь прозвася. «Русь же описуется по сему, яко тако сему словенскому языку глаголати, понеже власы русы и лица имуща белы, паче же РУСЬ нарицаютъ.»
(Изъ Хронографа Румянцевскаго Музея, № 558, л. 568-410; варианты изъ списка принадлежащего издателю). /Издание: « Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции /Поповъ А. – Изборникъ славянскихъ и русскихъ сочинений и статей, внесенныхъ въ Хронографы русской редакции. 1869 г.»/
О норманнах и русах у Лиутпранда Кремонского.
1.11 «Город Константинополь, который прежде именовался Византием, ныне носит имя Нового Рима, расположен посреди свирепых народов. Ведь с севера его ближайшими соседями являются венгры, печенеги, хазары, русь, которых иначе мы называем норманнами, а также болгары;» (Habet quipped ab aquilone Hungarios, Pizenacos, Chazaros, Rusios quos alio nos nomine Nordmannos apellamus,…).
Из отрывка видно, что Лиутпранд перечисляет четыре народа, которых называет норманнами. Норманнами, кроме руси, оказались печенеги, хазары и болгары. Здесь также нужно отметить, что в норманнистическом издании «Древняя Русь в свете зарубежных источников т. IV» в переводе этого отрывка вместо «которых иначе мы называем норманнами» стоит «которую иначе мы называем норманнами». Но это явная подтасовка. Местоимение qui стоит в аккузативе множественного числа в оригинале (quos-которых) и это переводчики прекрасно знают. Поэтому во всех переводах стоит такой вариант, который был приведён. Смысл этой маленькой «поправочки» норманистов состоит в том, чтобы название норманны относить только к руси, а не ко всем четырем народам.
Во втором отрывке Лиутпранд уже непосредственно русов называет норманнами, но при этом поясняет, почему он это сделал.
5.15 «В северных краях есть некий народ (именно народ, а не кучка пиратов викингов), который греки по его внешнему виду называют русиос, мы же по их месту жительства зовём «норманнами».
Ведь на тевтонском языке «норд» означает «север», а «ман» – «человек»; отсюда – «норманны», то есть «северные люди». Королём этого народа был именно Игорь, а не Ингвар, или Ингор.
Ещё один гвоздь в гроб норманизма, ибо рожь – метка пути словено-арийского Рода R1a в Европе как курганы, свастика, лошадь, колесо, переносимость лактозы...
Вот и настало время сказать о норманнах-скандинавах, якобы основавших древнюю Русь. По мнению современных, некогда советских, норманистов (Клейн, Мельникова, Лебедев, Петрухин, Джаксон, Назаренко, Кирпичников,…) их было «тьмы и тьмы», и являлись они выходцами со свейской Скандии. Оставлю в стороне археологию: трудно судить по нескольким черепкам, фибулам, молоточку Тора, одной рунической надписи и десятку захоронений как о массовом присутствие варягов-норманнов на огромном пространстве Руси-Гардарики. При этом замалчивается о широком распространение словенской керамики в Скандинавии, и многочисленных захоронениях не скандинавского – пришлого типа. Европейские и скандинавские письменные источники также хранят полное молчание о Руси как о народе вышедшим из Скандии, да ещё клянущемся Перуном и Волосом. По большому счёту не осталось ничего: ни скандинавских названий городов и весей, которые они строили (у себя не строили, у нас возводили в огромном количестве, города появляются только в 12-13 веках), ни личных имён, ни топонимов, ни драккаров, ни словарной лексики, ни одежды, ни характерных видов жилищ. «Повесть Временных Лет» чётко различает Русь, свеев, англов, готов, нурманов как разные народы, при этом «словенский язык и руский един есть». Отчасти топонимика некоторых областей Руси повторяет топонимику северо-востока неметчины. Даже более того: варяги в перечне народов, приседающих к Варяжскому морю,авторами «повести» определяются особым народом(исторические варины,вагры) Летописи 15-16 веков (Воскресенская, Никоновская-Патриаршья, Львовская, Степенная книга,…) ясно и однозначно выводит Рюрика, Синеуса и Трувора из «немец», то есть с тех мест, которые были захвачены немцами-саксами, а раньше принадлежали южно-балтийским словенам. А причиной призвания варягов отсутсвие «наряда» и «нарядника»,а не порядка, как переводил фальсификатор Д.С.Лихачёв. Искали князя себе для управы и наряда, как и продолжали делать на протяжении веков. Не нравился выгоняли взашей. Так же из «повести» мы узнаём о самоназвании «русины» в договоре Олега с византийцами. Русины противопоставлены новгородским словенам как и в «Руской Правде» Ярослава Мудрого. Странного здесь ничего нет, ибо русины были иным словенским этносом с южного берега Балтики, как ляхи, поморяне, лютичи, освоившие путь «из варяг в греки» ещё с готских времён, а вероятней ещё ранее. Убеждать «за» и «против» можно бесконечно долго, как убеждают уже три сотни лет, а воз и ныне там, ибо норманизм – не направление в науке, а некая вера сектантов от науки. Всё бы это длилось до бесконечности, если бы не появление на свет ДНК-генеологии – науке о человеческих Родах. Ежели скандинавов было много, то должно остаться множество потомков по мужской линии, то есть «тьмы и тьмы». Да они и остались, но на уровне «ДНК-генеологического «шума, проще говоря, одна бумажная пыль, гуляющая по страницам норманоидных историков и археологов. При этом заметен чёткий след со стороны Балтийских словен в Скандинавии как и на Руской равнине. Викинги (пираты из шхер, независимо от национальности; скандинавские саги называли викингами даже некоторые группы прибалтийских эстов) действительно оставили свои ДНК-генеологические отпечатки на просторах Западной Европы в Нормандии, Англии, Ирландии, Шотландии, Исландии, то есть там, где и должны были оставить по средневековым хроникам, не более и не менее того. Ещё недавно казалось странным, когда византийские греки именовали скифами росов (русинов). Выходило, что «росы» просто заместили собой саков-скифов на огромных пространствах Руской равнины. Из записок Лиутпранда читаем, что росами Русь звалась по внешнему виду, по родовым признакам: светлым глазам, волосам, розовато-пунцовому цвету лица. Проще говоря, русины и восточные словене (не южные) внешне походили на саков-скифов-скитов-сколотов (соколов-сакалиба). Действительно, саки-соколы и восточные словене вышли из одного родового гнезда, но пути были различными. Одни степняки, другие лесовики, лишь курганы у тех и других хранили память о когда-то единых предках, единой вере, одной прародине. По классификции Геродота царские скиты и скиты-пахари. По данным ДНК-генеологии можно сделать вывод, что саки-скифы и русины Рода R1a имели общего предка, родившегося около 5-5,5 тыс. лет. н. на Руской равнине. Вот только нет в нашей мужской ДНК-памяти пришлых викингов, в смысле особых, характерных только для скандинавов родовых меток, уходящих в далёкие времена легендарного Рюрика. «»
Представлены полотна следующих живописцев: Николая Рериха («Русь на Днепре», «Варяжские гости») , Ивана Билибина ( «Суд во времена Русской Правды»), Николая Рериха («Полюдье»); по середине Константина Васильева .
Свидетельство о публикации №125011500258