Храм Покрова в поместье князя Дмитрия Пожарского

Анастасия СОКОЛОВА

ХРАМ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ
В ПОМЕСТЬЕ КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО

               
 
         В  подмосковном селе Медведкове  на высоком берегу реки Яузы четыре столетия назад вознесся к небесам  храм  Покрова Пресвятой Богородицы,    воздвигнутый  предводителем всенародного ополчения  князем Дмитрием Пожарским  в память  освобождения Москвы от европейских оккупантов. 
         Древнее село Медведково  принадлежало князьям Пожарским  с  XVI века.  Название села происходит от  его  первого  владельца  князя Василия Федоровича  Медведя Пожарского.   Для рода Пожарских, как  и  для многих других княжеских родов,   прозвища  становились частью  родового  имени.   После смерти  князя  Василия  село перешло к его ближайшему родственнику, князю Федору Ивановичу Немому Пожарскому, деду Дмитрия  Пожарского.
          В писцовой книге 1623 года принадлежащее князю Дмитрию  Михайловичу Пожарскому  село Медведково  упоминается, как «старинная отца его вотчина». 

                Освобождение Москвы

          В  Смутное время  (1605-1612)  с октября 1610 года  Москва находилась в руках  европейских интервентов: поляков,  украинцев, литовцев, венгров и немцев, во главе которых стояли польские воеводы Жолкевский,  а затем Гонсевский.  Захватившим полстраны   польским военачальникам    прислуживала предавшая страну  Семибоярщина.  В народе тогда  появилась пословица: «Лучше грозный царь, чем Семибоярщина». 
           В марте 1611 года  первое земское  народное ополчение предприняло попытку   освободить Москву от оккупантов. О боях ополченцев   упоминается в русских летописях: «И собралися по улицам, на Устретенской, и на Покровке, и за Неглинной, и за Тверской, и на Никитской, и  на Орбате, и на Знаменке,  и на Чертольской – и с Поляками и с Литвою билися». 
            Отряд князя Пожарского  сражался  на Сретенке, понес большие потери и был вынужден отступить, а сам князь «изнемогши от великих ран, паде на землю».  Тяжело раненного   князя  вывезли из Москвы в родительскую вотчину  в Медведково, а оттуда – под защиту  Троице-Сергиева монастыря.
            
           Во время московского восстания открыто выступил против оккупантов Патриарх Гермоген,   за что  был заточен в подземелье Чудова монастыря, и подвержен пыткам. В заточении Патриарх написал грамоту, которая  верными ему людьми была доставлена  в Нижний Новгород.  Патриарх обращался к народу с призывом встать на борьбу  с врагами за свободу Земли Русской, за веру православную.  17 февраля 1612 года Патриарх Гермоген скончался  от голода и холода, приняв на себя мученический венец.
            Патриарший  призыв был услышан. «Грамоты эти воскресили Русь, ополчив ее на врагов, воздвигли и гражданина Минина, и князя Пожарского, и их сподвижников» –  писал исследовать Москвы, профессор В.В.Назаревский.
            
             В   1612 году   князь Пожарский становится во главе   второго общенародного ополчения, собранного нижегородским земским старостой  Козьмой Мининым.  Вместе с русскими в ополчении  участвовали  марийцы, чуваши, татары,  коми и другие  народы. Новое могучее  ополчение   выступило из Нижнего Новгорода   через Ярославль  к  Москве.   В Ярославле  был создан временный «Совет всей Земли». 
             По пути к Москве  Минин и Пожарский прибыли в Борисоглебский монастырь, чтобы получить  благословение   высоко почитаемого в народе старца Борисоглебского монастыря затворника  Иринарха Ростовского.  Старец  благословил ратников,  дал в помощь свой крест и предрек будущую победу.
            Ополченцы подошли к Свято-Троице-Сергиевой Лавре 18 августа. Троицкий архимандрит  преподобный Дионисий  благословил   воинов  на священную брань за свободу  Отечества, за веру православную.
            Путь к  Москве проходил по Троицкой дороге  через  село  Ростокино и  родовую вотчину князя Пожарского – село Медведково.  На землях  этих подмосковных сел   отряды народного ополчения  сделали последний привал. После трехдневного поста и молебна   22 августа 1612 года  русские ратники  вступили в Москву.
            Решающий бой начался 24 августа. На помощь стоящему в Кремле гарнизону поляков и немцев  прибыл  гетман Ходкевич,  интернациональный  отряд которого, состоящий их запорожских казаков,  венгров, немцев, литовцев и поляков,  насчитывал 12000 человек.    В течение дня успех сопутствовал Ходкевичу, но к вечеру гетман с войском отступил на Воробьевы горы, а утром следующего дня ушел в Литву.
           Враги еще два месяца сопротивлялись наступлению  ополченцев на Кремль.            Оборону Кремля  держали 3000 поляков и немцев.
           Пришедший из Казани  отряд ополченцев принес с собой список чудотворной   Казанской иконы Божией Матери.  Отслужив молебен перед образом Богоматери,  22 октября/4 ноября  ополченцы   приступом взяли   Китай-город. Как сообщает летопись:
«Иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября была первовзята круглая башня Китай-города».   
           Через несколько дней  засевший в Кремле  польский гарнизон  сдался.  Ополченцы  во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, несшим икону Царицы Небесной впереди войска,  вошли победителями в Московский Кремль.  В Успенском соборе был отслужен благодарственный молебен.
            В честь этого события 22 октября/4 ноября  Русской Православной  Церковью  установлено   празднование  Казанской иконе Божией Матери.
            Ныне 4 ноября отмечается, как общенациональный государственный праздник – День народного единства.

            Освобождение  Москвы от европейских оккупантов стало началом возрождения нашего Отечества. В Москву  на Земский Собор со всех городов были созваны уважаемые люди. На Соборе единодушно    было принято решение восстановить прежнюю власть царя-самодержца.  Выбор остановился на роде  бояр Романовых –  состоящих в близком родстве с  русской царицей Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой  –   материю  последнего  государя  из династии Рюриковичей,  сына царя Ивана Васильевича Грозного,  Феодора Ивановича (Рюриковича-Романова), не оставившего потомства.
            21 января 1613 года был подписан акт избрания на царство  шестнадцатилетнего Михаила Феодоровича Романова, которому предназначено было основать национальную династию и восстановить разрушенное до основания Русское государство.         

           После победы над Смутой   Дмитрий Пожарский  служит Отечеству, на государственных и военных должностях.   С 1619  по 1628 годы   князь ведает Ямским, а затем Разбойным приказами.    С 1628 по 1631 годы состоит воеводой в Новгороде,   в  1632 году сдерживает осаду польских отрядов в Клину и Твери,  направляется воеводой «по Крымским весям» против татар.   Возвратившись в Москву,  князь назначается начальником Судного приказа.

                Строительство храма-памятника

          Уничтоженное интервентами  село Медведково числилось пустошью, но  уже в начале 20-х годов  было отстроено.   После одержанной победы   Пожарский  подолгу жил  в своем подмосковном поместье.
            В 1623 году для  старинной деревянной шатровой   церкви  в честь  Покрова  Пресвятой Богородицы    князь    повелел отлить особенный  чугунный колокол  в память освобождения Москвы от интервентов.  Храм имел  придел, освященный в честь св. Петра Александрийского – небесного покровителя первого сына Дмитрия Пожарского.   
           В 1635 гг.  на месте деревянной  шатровой церкви   князь   строит   каменный  шатровый  храм   в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.  Возведение  шатровых храмов   исследователи связывают с традицией строительства храмов-памятников, в честь какого-либо значительного события.
          Покровский храм, возведенный в  Медведкове  князем Пожарским,   является   одним из первых «на Москве» храмов-памятников,   строительство  которых  связано с  победой народного ополчения над Смутой.
         Зодчие проявляли изобретательность в украшении и варьировании деталей, и каждый храм был уникален. 
         Белоснежный   Покровский храм  в Медведкове  по праву считается шедевром  каменного  шатрового  зодчества, появившегося на Руси на рубеже  XV-XVI вв. 
          В 1652 году при патриархе Никоне  на строительство шатровых храмов был наложен строгий  запрет. Каменный  храм Покрова Пресвятой Богородицы  на высоком подклете, завершенный шатром, стал одним из последних московских одношатровых храмов.      В дальнейшем храмовое  строительство  придерживалось   западных  архитектурных  канонов.               
           С 1638 года князь состоял воеводой в Переяславле-Рязанском.
           Земной путь князя  Дмитрия Михайловича Пожарского закончился в 1642 году.  Похоронен   князь  в Спасо-Евфимиевом  монастыре города Суздаля.
           После смерти Дмитрия Пожарского Медведково переходит к его сыновьям:  стольнику  Петру и  Ивану, пережившему брата на 20 лет.  Иван был  окольничим, Новгородским наместником, ведал Челобитным приказом. 
          Сыновья Пожарского строят в  своем родовом поместье   богатые хоромы. Ивану наследовал его единственный сын  – стряпчий  Юрий Иванович, который  умер в 1685 году, не оставив потомства.  С его смертью    знаменитый род  князей  Пожарских прервался.
           Владельцем  Медведкова становится  Василий   Васильевич Голицын –  фаворит и главный советник царевны Софьи Алексеевны. 
           Для храма  Василий Голицын приобрел  два колокола. Один  –  весом 4 пуда 27 фунтов  был  вылит мастером  из  знаменитой династии Моториных Дмитрием. 
          Другой колокол вылит взамен  разбитого,  приобретенного  для храма Дмитрием Пожарским, о чем свидетельствует  запись на колоколе: «Лета 7195 по Указу Великих Государей дана вотчина царственных большие печати и Государственных Великих Посольских дел оберегателю ближнему боярину и Наместнику новгоротцкому Князю Василию Васильевичу Голицыну в московском уезде село Медветково з деревнями а в том селе у церкви Покрова Пресвятыя Богородицы колокол прикладу боярина Князь Дмитрея Михайловича Пожарскаго, весом был пуд 28 фунтов и тот разбит а ныне по приказу боярина и оберегателя Князя Василия Васильевича тот разбитой колокол променян, а взят вместо того сей колокол, весу в нем 2 пуда 4 фунта и сему колоколу быть в селе Медве, что у церкви Покрова Пресвятыя Богородицы в веки неотъемлемо».
         Голицын  старался   всячески украсить  доставшиеся ему хоромы князей Пожарских.  Представить,  как выглядели хоромы  фаворита царевны, позволяет нам хорошо сохранившаяся  подробная опись.   Горницы стояли на высоких подклетях. Украшениями палат служили облицованные цветными узорчатыми изразцами печи и расписанные красками наподобие витражей слюдяные окна. Двери и ставни были обиты изнутри алым сукном, имели железные луженые крюки и скобы.  В столовой палате на особом возвышении стоял большой орган –  любимый народный  инструмент допетровской Руси, на котором играли во время парадных застолий. У дома росли плодовые деревья, и находился большой пруд.
         После того, как в 1689 году   Софья  потеряла власть,    Голицын  оказался в опале и отправлен в ссылку. В 1671 году   село Медведково  было передано во владение родному дяде  Петра I  Федору Кирилловичу Нарышкину, после смерти которого,  в 1698 году имение перешло к его родному брату Льву Кирилловичу, а впоследствии –  к его внуку Льву Александровичу. При нем был выстроен новый барский дом, разбит парк, спускавшийся террасами к реке Яузе.
   
          В начале  XIX века  село Медведково  было перепродано надворному советнику А.Р.Сунгурову, предки которого были крепостными семейства Голицыных, и  помещику Н.М.Гусятникову.            
          Известно, что в 1812 году   владельцы  имения на свои средства снарядили 21 ополченца из местных крестьян для борьбы с Великой Армией  Наполеона. Бонапарт взял Москву, но  вскоре бежал из России, по пути  растеряв  свою полумиллионную Гранд Армэ.
           После отмены в 1861 году  крепостного права   село начинает пустеть. Если в 1812 году в Медведкове  жили 160 мужчин и 181 женщина, не считая пятерых дворовых, тот в 1884 году в селе остались проживать всего 37 мужчин и 46 женщин при 14 крестьянских дворах.   Владельцем усадьбы становится купец первой гильдии Н.М.Шурупенков.

           В XIX  веке  село Медведково  –  любимое  место  отдыха   московских дачников и представителей творческой интеллигенции.  Живописные окрестности подмосковного  села,   величие и красота Покровского храма,  тишина и патриархальный  сельский  уклад жителей, а также удобное сообщение с Москвой,  располагали к отдыху, раздумьям, творчеству.               
            Молодой художник Константин Коровин,  будучи  студентом Московского училища живописи и зодчества, подолгу жил в Медведкове.  Его частыми гостями были  художники Михаил Врубель и Исаак Левитан.  Поэт Валерий Брюсов  в автобиографической повести «Моя юность»  восторженно писал о детских  годах, проведенных  в  Медведкове.
               
             Даже в самые жестокие времена богоборчества,  древний  храм Покрова Пресвятой Богородицы   не закрывался.            
             В 20–40-е  годы  XX  века богослужения совершались в нижнем храме, а после Великой Отечественной войны возобновились в верхнем.
             Село Медведково  во второй половине  прошлого века   становится северо-восточной окраиной Москвы.  По плану реконструкции и массовой застройки города,  село было снесено.  На освободившейся территории выстроены благоустроенные    современные  жилые кварталы.
             Произошедшие  перемены   не  коснулись  территории  вокруг   берегов  реки Яузы,   на высоком берегу которой     четыре столетия назад   вознесся   к небесам   Покровский храм, являющийся выдающимся храмом-памятником русской истории и культуры.
               
                Святыни храма
          
           Для Покровского храма  под руководством знаменитого  придворного изографа «золотописца» Посольского приказа Карпа Ивановича Золотарева в 1686-1687 году  был сооружен многоярусный иконостас центрального придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы.   В творчестве Золоторева прослеживаются   черты «фряжского письма»: «живоподобие» образов, облаченных в роскошные одежды с золотыми пробелами и изящными орнаментами, многоплановое построение пространства, пышная позолоченная  горельефная резьба в стиле московского барокко.
           Из общего ряда  икон, написанных в конце XVII века, выделяются  храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, и  Ветхозаветная Троица,  написанные в традиции московской школы иконописи первой половины  XVII  века.
           В 1686–1687 гг. вкладом в храм было дано знаменитое напрестольное Евангелие с миниатюрами, которые, согласно преданию, были выполнены рукой самой царевны Софьи.  Евангелие хранилось в алтаре до 1919 года. После его следы были утрачены.
           Уникальный колокол храма, отлитый в 1687 году Дмитрием Федоровичем Моториным,  хранится сейчас в музее-заповеднике «Коломенское».
           На колоколе отлита надпись: «Лета 7195 ноября 23 дня царственные большие печати и царственных великих посольских оберегатель ближней боярин и  Наместник Новгородской Князь Василей Василиевич Голицын приложил сей колокол в подмосковной своей вотчине к церкви Покрову Пресвятыя Богородицы, весу в нем 4 пуда 27 фунтов и сему колоколу быть у той церкви Божией в веки неотъемлемо. Лил сей колокол Дмитрий Моторин». 
           В приделе Преподобного Сергия имеются две иконы с частицами святых мощей  преподобных старцев Оптинских и блаженной Матроны Московской.      
           В 60-70-е гг. XX  века   для храма  была написана большая икона Покрова Пресвятой Богородицы. Существует предположение,  что  над созданием иконы трудилась  монахиня Иулиания Соколова, которая в то время преподавала в иконописном классе при Московской Духовной Академии.
           В это же время была создана плащаница Успения Пресвятой Богородицы, которая расположена в западной галерее над главным входом в храм.               
           Перед входом в храм  в центре соборной площади установлен  большой мраморный крест, на котором начертано:  «Крест – победа над смертью». 
               
                Память               

             В 1818 году на собранные народом средства   был отлит и  на Красной площади  установлен  памятник нижегородскому  купцу  Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.  Скульптор Иван Мартос.
            На параде по случаю открытия памятника честь героям   1612 года  отдавали  полки русской регулярной армии,  в  1812 году  вместе с народным ополчением изгнавшие из страны  «непобедимую» армию Наполеона.    Командовал парадом  Государь Император Александр I. 
             На постаменте памятника  начертано:  «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лета 1818».
             Любовь народа к героям  отражается в каждой строке стихотворения  из дореволюционного учебника   «Наше родное» за 1914 год :

 Много есть на Руси монументов, колонн,
В память доблестных дел, в честь великих имен.
Благодарная Русь ими чтила людей
Что в поту и труде порадели о ней;
Послужили родной, кто мечом, кто пером,
И оставили ей память многим добром.
Много есть на Руси монументов таких,
Но один я люблю как-то больше других:
Он стоит средь Москвы, пред заветным Кремлем,
И глубокая мысль отразилася в нем:
В деле земском сошлись гражданин здесь и князь
И над ними в выси крест Кремлевский горит.
«Князь!», мне слышится, так гражданин говорит.
«Меч начальства прими. Мы пойдем за тобой
И за матушку Русь станем крепко стеной.
Храмы Божьи и трон отстоим, оградим
И в обиду родной никому не дадим…».

              В 2012 году  в  год празднования 400-летия победы  над Смутой  в Ростокино был установлен обелиск  в память о подвиге  многонационального российского народа, «купно и заедино»,   оружием и верой с Божией помощью освободившего Россию от польских оккупантов.         
              В   храм  Покрова Пресвятой Богородицы, «что в Медведкове»,   ведет широкая тропа, по которой притекают паломники, чтобы помолиться о мире и   отдать долг благодарной памяти  предводителю народного ополчения  князю Дмитрию Пожарскому,   увековечившему подвиг народа  в построенном им храме.   
              Так продолжается  четыре столетия, из века в век,  изо дня в день.  И так будет всегда.


Рецензии
"... и так будет всегда!"
Абсолютная правда Ваша, Анастасия Сергеевна!
Благодарю Вас за исторический экскурс в подмосковное село Медведково! Мы Русские! История наша должна быть доступна пониманию каждого ...
Добрейшего Вам утра и красивого зимнего дня!

Марина Сехина   23.01.2025 09:58     Заявить о нарушении
От всей души благодарю Вас, Марина, за внимание, отзыв и благопожелания!
Доброго Вам здоровья и больших творческих успехов!
Сердечно!

Анастасия Сергеевна Соколова   23.01.2025 12:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.