Брат Пушкин эссе
«Monsieur l'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.»
Может, всё не так уж и страшно? А не пройтись ли и мне по ближайшим улицам? Зима вносит свои коррективы, и далеко не все парки имеют сейчас парадный вид, да и времени маловато: несколько счастливых часов между рейсами в перелёте из Москвы в Новосибирск. Но ведь это – Питер! Каждая минута в нём стоит если не вечности, то суток уж точно!
И всё же, не хочу себе льстить. Я пока ещё не чувствую «живого» Пушкина в современном Санкт-Петербурге. Зато здесь буднично и деловито следом за ежедневной экскурсией от Мойки, 12 до Черной речки бродит его Смерть. То тут, то там слышишь: «привезли… принесли… уложили… скончался…». В Питере свои личные дороги и у жизни, и у смерти. Этот город сжимает тебя до мизера, исторгнув из общего муравейника, чтобы однажды положить на ладонь и присмотреться к самой твоей сути. Под этим взглядом мы сразу взрослеем и становимся серьёзней. В Северной столице в нас просыпается «Гражданин». На смену хлебу насущному приходят мучительные поиски хлеба духовного.
И тогда мы говорим: «Здравствуй, Пушкин!» Потому что именно Пушкин является духовным Хлебом России. И до чего же он вкусен и разнообразен!
Мы начинаем жизнь с пушкинских сказок. Осторожно и бережно вводят нас учителя и родители в мир пушкинской поэзии, в мир великого русского Слова! Без сомнений, интерес и любовь к поэзии и литературе у многих порождён полнозвучностью Пушкинского стиха. Когда ты впитываешь в себя Пушкина, он в начале врывается в тебя весёлым, светлым звенящим ручьём. Потом постепенно превращается в свежую молодую весеннюю реку и, наконец, становится Волгой, которая по всей России собирает соки полнозвучия, радости, звоны всех характеров, черт и особенностей русской души, впадая не в привычный для географии Каспий, а в дивное Море. И стоит посреди этого вечного Моря остров Буян, и старик-рыбак забрасывает свои сети, и Золотая рыбка Русской поэзии творит свои чудеса.
Каждый в детстве может взять у Пушкина столько сколько унесёт, сколько в него вместиться, и, все равно, большая часть останется впереди. А дальше будут поэмы и блестящая великолепная проза. Проза, опередившая века, по которой и сейчас не грех сверять свои, иногда куцые, строчки. Поэтому единственный выход – расти. Расти вместе с Пушкиным для Пушкина и для себя. Да, Пушкин создатель современного литературного и живого русского языка. Да, на основе языка он создал настоящий объёмный образ русского духа, русской жизни, русского характера. Глубина восприятия разнообразия русской природы, её мощи и обилия, описанные Пушкиным, выступает, как основа формирования основных типовых черт русского человека, его характера. А глубина понимания русской истории, выраженная в его произведениях, показывает невиданный объём понимания Руси в произведениях одного автора.
Может поэтому в нашей стране такое невероятное количество людей, и не обязательно пишущих, почти всю свою жизнь проводят, находясь в духовной связи именно с Александром Сергеевичем. Это имеет почти мистическое и, в то же время, практически понятное объяснение. Пушкинское слово, с детства прочувствованное, прожитое, сродни хлебу кормит поколения россиян. Его значение трудно переоценить!
И, наконец, сама жизнь Пушкина - её стремительность, яркость и неповторимость, неожиданность поворотов судьбы является отдельным историко-поэтическим жанром литературы. Когда ты, захваченный Пушкиным, всё больше и больше узнаёшь о его жизни, то возникает ощущение духовного родства.
Последние годы я шутя говорю своим друзьям, что Пушкин мне брат.
Правда при этом всегда добавляю: я-то Пушкину - никто. А ведь это не совсем так: я - русский человек. А Пушкин знал и любил русских людей, ценил их за замечательные свойства души, восхищался их яркими характерами. Будь достойным русским человеком, и ты можешь с любовью и нежностью, в мечтах сказать: - "Ну что, брат Пушкин…"
Свидетельство о публикации №125011305511