Я не медный вопль тревоги...
А если вам понравилось, то можно и штаны.
О бедном Сигизмунде словцо замолвит Ундинг –
Мюнхгаузена подручный, из Северной страны.
Рабочие поэты поют свои куплеты.
Их глас медноголовый заходится в набат.
А у меня стишата – тишайшие мышата.
Шуршат и копошатся, не празднуя Шаббат.
Не Вопль я Тревоги. Худой и длинноногий.
Мабыть, и долговязый, как мой знакомец Грин.
Сижу – пишу новеллы. Порой бываю смелым.
Решитесь – заходите. За Жизнь поговорим.
О смыслах несуразных. О фактах и фантазмах.
О Гофмана сюжетах. О Вороне у По.
Я буду не злословен, товарищи-панове,
Убо премного странен, но также не убог.
13.01.2024
PS:
[Кржижановский преподавал в Государственном музыкально-драматическом институте имени Лысенко и в еврейской студии. У молодежи он пользовался популярностью и любовью. Его лекции посещали не только студенты, но и заинтересованные слушатели со стороны.
Однажды в еврейской студии была получена партия кем-то пожертвованной одежды и обуви. Сигизмунду Доминиковичу предложили подать соответствующее заявление. Он написал: «За лекцию о Глинке прошу ботинки, за подход с литературной стороны – штаны». Перед отъездом в Москву ему удалось получить в студии еще и демисезонное пальто, очень поношенное, неопределенного цвета, но зато по росту.
Несмотря на то, что политическую жизнь города лихорадило, наробраз не снижал активности. Но задания его часто носили неожиданный, аварийный характер, что, конечно, сказывалось на качестве выполнения их.
.................................................
Участие в одном таком задании стоило мне напряжения, о котором я и сейчас вспоминаю не без волнения. Мне предложили выступить в бывшем Соловцовском театре в большом концерте с чтением революционного стихотворения поэта Казина. Вручили мне стихи за день до концерта. Об отказе не могло быть и речи: моя фамилия стояла на афишах, писанных от руки и расклеенных по всему Крещатику. А между тем я привыкла подготовлять исполнение произведения загодя, хотя бы за два дня, и потому не доверяла своей памяти, не говоря уже о беспокойстве за качество работы. Наступил вечер... Я на сцене перед переполненным залом, произношу с трепетом первую строчку: «Я медный вопль тревоги...», за ней вторую, третью и вдруг теряю рифму, за исчезнувшей рифмой исчезает весь текст. Меня охватывает ужас, хочется самой исчезнуть, провалиться сквозь пол. Кровь приливает к корням волос. Не знаю, что делать. Уйти? Продолжать? Но что говорить? И тут меня осенило, какая-то сила подхватила, я начала импровизировать – очень нескладно, но с какой-то непостижимой силой, убедительностью, какой в себе до сих пор не подозревала. Помню, что часто повторяла строчку: «Я медный вопль набата... Бам... бам, бам». Вероятно, это длилось несколько секунд. В сознании с удивительной ясностью возникла третья строка, а за нею и весь текст. Я начала все снова. Охватившее меня волнение придало исполнению яркую выразительность и силу. По окончании зал бушевал от аплодисментов, криков, требований повторить. А я, добравшись до кулис, почувствовала, что ноги меня не держат и что меня подхватили чьи-то услужливые руки. Придя в себя, я с трудом добралась домой и тут же, не раздеваясь, повалилась в постель и крепко заснула. На другой день встретивший меня Дейч спрашивал: «Говорят, вы вчера потрясающе читали. Что такое вы читали?» Пришлось открыть правду о причине успеха.
................................................
Приходили и Буцкий с Кржижановским. Я как-то пожаловалась им на то, что в первые два-три дня я с непривычки всю ночь просыпалась от звона чудесных мелодичных курантов Лавры: они отзванивали каждые четверть часа. Кржижановский написал об этих курантах стихотворение «Восемь звонов восходящих, восемь звонов нисходящих». Буцкий положил его на музыку. Это было единственное стихотворение, услышанное мною в те киевские годы. Говорили, что Кржижановский пишет стихи, но никому не показывает и не любит говорить о них.
Только после смерти Сигизмунда Доминиковича, разбирая его архив, я нашла две тетради его юношеских стихов. Очевидно, это была проба пера, тщательная подготовка к предстоящей литературной работе. Впоследствии С. Д. пользовался стихотворной формой только при переводе зарубежных поэтов и для своих оперных либретто: «Поп и поручик», «Суворов», «Фрегат «Победа»». В стихах ранних лет чувствуется влияние таких поэтов, как Александр Блок и Саша Черный. Вполне оригинален и интересен небольшой, из восьми стихотворений, цикл «Философы». Каждому философу отведено особое стихотворение, в котором автор пробует перевести на язык образов сущность системы данного философа.
И влияние таких разных поэтов, как Блок и Саша Черный, и цикл «Философы» очень показательны для понимания творческих путей Кржижановского, для понимания пережитого им кризиса в процессе самоопределения и окончательного выбора профессии. Цикл «Философы» явился мостом, переброшенным от абстрактного мышления к образному, от философии как науки к искусству, к художественной литературе.]
(А. Г. Бовшек. Глазами друга)
Свидетельство о публикации №125011304936
Сергей Лысенко 2 13.01.2025 18:29 Заявить о нарушении
А с этим Сигизмундом мне можно всю Оставшуюся копошиться. Выкидывая по ходу какие-то стишата.
Местами мы с ним забавно похожи. Местами... При всей непохожести )
Дзякую, за дачыненне!
Вольф Никитин 13.01.2025 19:04 Заявить о нарушении
Улыбаюсь, конечно.Но мне интересно ....
Будь здрав, боярин!
Сергей Лысенко 2 16.01.2025 20:29 Заявить о нарушении
Ему и без меня 90 процентов нарисуют. Пусть он и ноги еле-еле таскает. Не говоря о другом...
А мой "голос" ему (полный "благодарности") ждёт своего Полного Издания. Но это - уже после...
Вольф Никитин 16.01.2025 20:37 Заявить о нарушении
Вольф Никитин 16.01.2025 20:40 Заявить о нарушении
Сергей Лысенко 2 16.01.2025 21:10 Заявить о нарушении