Хорватские усташи
Перепечатал из сети для памяти:
yeniceri (yeniceri_turk) написал в mil_history
2009-10-30 20:56:00
****
ХОРВАТСКИЕ УСТАШИ - PREDISTORIA
OZIDAEM: ETA RABOTA VIIDET V NOIABRE. NO AVTOR - MOI PRIATEL - NE UEREN, CHTO IZDATEL NE REDAKTIROVAL TEXT I NE SDELAL IZ USTASEI KONFETKU I ANGELOV. POTOMU ON PROSIL YENICERA ZAPOSTIT REALNI TEXT ZDES.
Глава 1. Истоки усташеской идеологии и зарождение движения.
Хорватский национализм ХХ вв. был основан на идее создания независимого и этнически однородного государства хорватов. За идеал поборниками этого течения принималось существовавшее в IХ-ХI вв. средневековое хорватское княжество (впоследствии – королевство), как правило, трактовавшееся в идеальном и далеком от исторической реальности ключе: в раннем средневековье говорить об оформлении хорватской национально-государственной традиции было преждевременно. Важную роль в хорватском национализме играл религиозный компонент – католичество, трактуемое как неизменный атрибут «хорватства»; однако здесь были возможны вариации. Определяющим идеологическим моментом являлся также образ врага, формировавшийся вокруг жесткого противостояния с сербским народом и православием, трактовавшимся, в первую очередь, как вера врагов-сербов. При этом следует отметить, что в основе этого противостояния лежало этническое и религиозное самосознание, так как лингвистически и этнотипически сербы и хорваты очень близки. Также в разное время в различной степени присутствовали антисемитизм, неприязнь к цыганам (рома) и к боснийцам-мусульманам.
Идеологическую канву хорватского национализма, приведшую к рождению «усташества» как его крайне-правой, наиболее агрессивной и ксенофобской формы, можно проследить с 30-40-х гг. ХIX в., т.е. со времени становления идеи «иллиризма». Это общественно-политическое движение, возникшее под влиянием общеевропейского «пробуждения народов» накануне революции 1848 г. и бурного экономического и культурного развития хорватских земель в составе Австрийской империи Габсбургов, встретило широкую поддержку в среде славяноязычной буржуазии, интеллигенции и прогрессивных кругов аристократии в Хорватии и Славонии. Сторонники «иллиризма», наиболее видным среди которых был хорватский поэт и публицист Людевит Гай (1809-1872), направили свои усилия на национальное просвещение хорватского народа, оформление хорватского литературного языка и формирование национального самосознания хорватов. Их программой-максимум являлось создание «независимого югославянского государства вне границ империи Габсбургов» , обозначавшегося введенным Наполеоном Бонапартом названием Иллирия; разумеется, под хорватской гегемонией. Показательно, что «иллиризм», оформивший в общих чертах этно-культурный и государственный аспекты будущего хорватского национализма, не имел четко выраженного клерикального характера (в эту эпоху чрезмерная религиозность «была не в моде») и эксплуатировал несколько иной образ врага (т.к. хорватские земли в основном подчинялись венгерской короне в составе Австрийской империи, это были венгерская знать и Габсбурги). После революционных событий 1848-49 гг. иллиризм был запрещен, однако его вклад в становление идеи «хорватства» сложно переоценить.
Своим воинственным содержанием хорватский национализм в значительной степени обязан другому направлению в своей ранней истории, возглавленному генералом австрийской службы баном (герцогом) Йосипом Елачичем (1801-1859). В хорватской национальной традиции Йосип Елачич известен как «старый бан». В условиях военно-политического кризиса, в который повергли империю Габсбургов революционные выступления в Венгрии и в Вене 1848-49 гг., он организовал 60-тысячную армию преимущественно из хорватских крестьян. Вдохновив свои импровизированные войска идеей борьбы против засилья венгерского дворянства и реликтов крепостной зависимости, Елачич внес решающий вклад в подавление венгерской революции и мятежа в столице империи. Считается, что его целью было создание самоуправляющейся Хорватии под властью Габсбургов, хотя отношение хорватских авторов к его роли в национальном освобождении остается неоднозначным. «Как сын хорватской нации…, как подданный Австрии, я предан конституционному императору… и я желаю великой, свободной Австрии» , - провозгласил Елачич в своем манифесте к хорватам в августе 1848 г. Во всяком случае, с 1848 по 1859 г. ему удалось возглавить бановину (герцогство) Хорватию, а в 1868 г. хорватско-славонская автономия (Konigreich Kroatien und Slawonien) была установлена в составе Австро-Венгрии с весьма широкими правами, вплоть до создания собственных воинских частей в имперских вооруженных силах. Надо отметить, что именно бану Елачичу принадлежат первые документально зафиксированные агрессивные заявления в отношении «сербских еретиков и разбойников» в новой истории Хорватии. Очевидно, для него они носили характер политического маневра, призванного отвлечь враждебность хорватов от австрийских Габсбургов и «умиротворенной» Венгрии, однако впоследствии эти семена упали на благодатную идеологическую почву. Отметим, что установленный в Загребе в конце XIX в. памятник Йосипу Елачичу указывает саблей именно в сторону Белграда, хотя с сербскими войсками «старый бан» не воевал ни одного дня, а среди сербов на австрийской службе у него даже были друзья и соратники (например, генерал Тодорович).
В 1861 г. эстафету хорватской национальной идеи приняла Партия права (Stranka prava), созданная Евгеном Кватерником (1825-1871) и Анте Старчевичем (1823-1896), впервые вышедшая на политическую арену с идеей создания хорватского независимого государства (не панславистского, а национального) в сочетании с борьбой за широкие демократические преобразования. Сторонники партии, получившие название «праваши» (prava;i), сочетали широкую издательско-просветительскую деятельность и активное участие в местно-представительных органах с элементами заговорщичества. Благодаря последнему в обиход хорватской национально-освободительной борьбы был введен и получивший впоследствии печальную известность термин «усташи» (ustasi), дословно переводящийся с хорватского языка как «повстанцы». Кстати, впервые термин «усташи» был применен еще «старым баном» Елачичем для обозначения хорватских добровольцев в его войсках с целью подчеркнуть различие их юридического статуса с австрийскими военными. В ноябре 1871 г. смелый авантюрист Евген Кватерник попытался воспользоваться недовольством военно-административной политикой Вены в среде «граничар» - австрийских пограничников хорватского и сербского происхождения, проживавших в военных поселениях на границе с Османской империей (частью которой в то время являлись автономное княжество Сербия, а также Босния и Герцеговина). Ему удалось поднять несколько сотен «граничар» на вооруженную борьбу и сформировать Временное народное хорватское правительство (Privremenа narodnа hrvatskа vladа) в местечке Раковице. Показательно, что среди его последователей, принявших самоназвание «усташей» и впервые выступивших под хорватским национальным знаменем с бело-красными геральдическими «шаховницами» короля Томислава, были как этнические хорваты, так и сербы. Последних Кватерник считал «природными союзниками хорватов в борьбе против австрийско-швабской тирании Габсбургов и мадьярско-дворянской доминации» . Однако быстрая реакция австро-венгерских военных властей, бросивших на подавление Раковицкого мятежа (Rakoviсka buna) регулярный пехотный полк и жандармерию, положила конец этой первой попытке провозглашения хорватской государственности. Евген Кватерник с несколькими соратниками погиб в бою, многие «усташи» были схвачены и приговорены военным судом к расстрелу или длительным срокам заключения, а уцелевшие бежали в Сербию.
Другой из создателей Партии права, доктор Анте Старчевич, стяжавший репутацию кропотливого исследователя хорватских древностей и жесткого аскета, внес, пожалуй, наиболее фундаментальный вклад в создание идеологической концепции хорватского национализма. Он выступил с концепцией происхождения хорватов от древнегерманского племени готов, осевших на Балканах во времена «великого переселения народов», смешавшихся с местным славянским населением и усвоивших его язык. В то же время, выводя этноним «сербы» из латинского слова «servus» - «раб», он выдвигал гипотезу их происхождения из «наиболее низких, подчиненных славянских племен», создавая идеологическую основу для провозглашения воинствующими националистами превосходства «хорватоготов» над сербами по праву этногенеза. Доктор Старчевич также сделал немало для сближения хорватской национальной идеи с католическим клерикализмом. Авторство лозунга «Бог и хорваты», закрепившего союз «хорватства» и католичества и поднятого на щит усташами ХХ в., принадлежит ему.
Поворотным моментом для хорватского национализма и исторических судеб Хорватии стала Первая мировая война. Хорватская нация подошла к ней с вполне сформировавшимися национальными приоритетами и институтами. Благодаря постепенному развитию парламентаризма и местного самоуправления в Австро-Венгерской империи, хорваты имели развитую политическую традицию борьбы за свои интересы и права, а также систему общественно-политических организаций. Довольно существенные привилегии, которыми они пользовались в империи Габсбургов, не отвечали, тем не менее, основной национальной цели, до которой хорватский народ вполне «дозрел» к началу ХХ в. – национальному независимому государству. Хорваты в это время переживали всплеск национальной пассионарности (с различным накалом он продолжался в течение всего ХХ в.), которому немало способствовало быстрое развитие центробежных тенденций в одряхлевшей Австро-Венгрии, и который сопровождался сглаживанием социальных и стратовых противоречий под влиянием главенства национального фактора в их самосознании. Тем не менее, более 80 тыс. хорватов приняли участие в Первой мировой войне в составе австро-венгерских вооруженных сил, сражаясь преимущественно на Сербском фронте, а также в военно-морском флоте на Адриатике (при общей численности хорватского населения Австро-Венгрии 1,638 млн. чел. согласно переписи 1911 г.). Перспектива неизбежного поражения государств Центрального блока в войне, со всей очевидностью вставшая перед хорватским обществом в 1917 г., вызвала в нем раскол по вопросу о будущем Хорватии. Ряд сил, придерживавшихся панславянской ориентации, организовали в Лондоне так называемый Югославянский комитет (Jugoslovenski odbor), к которому присоединились схожие по настроениям деятели из Словении и Черногории, который 20 июля 1917 г. подписал совместно с правительством Королевства Сербии Корфскую декларацию, предусматривавшую по окончании войны создание единого Королевтсва Сербов, Хорватов и Словенцев (Kraljevina Srba, Hrvata I Slovenaca, сокращенно: «Королевство СХС»). Власть в нем должна была получить сербская династия Карагеоргиевичей, однако «названия, национальные символы, язык и вера» трех народов-соучредителей декларировались равноправными . В то же время наиболее влиятельные хорватских политических организации – Партия права, Хорватская объединенная крестьянская партия (Hrvatskа puсkа seljaсkа strankа) и т.д. – резко выступили против таких перспектив.
Ко времени Первой мировой войны относится появление на политической сцене Хорватии человека, которому суждено было основать и возглавить усташеское движение – Анте Павелича. Он родился 18 июля 1889 г. в боснийско-герцеговинском местечке Брадина, закончил гимназию в Загребе и в 1910 поступил на юридический факультет. Воспитанный в традиционной католической хорватской семье, Анте Павелич еще в гимназические годы стал бескомпромиссным приверженцем идеи «хорватства» и включился в работу наиболее радикальной «Чистой» фракции Партии права. В последние годы жизни председателя фракции Йосипа Франка (1844-1911) молодой партиец фактически выполнял функции его личного секретаря и, по его собственным словам, «прошел курс чистого хорватского патриотизма у главного наставника» . В юности Павелич увлекался поэзией и даже публиковал свои сочинения; наиболее знаковым из них стала появившаяся в партийной газете «Хорватское право» («Hrvatsko pravo») написанная в националистическо-мистическом ключе поэма «Король Томислав и свобода», где говорилось о «завете» средневекового монарха Хорватии «на крови врагов поднять знамя хорватской свободы» . Это стало политическим кредо всей жизни Анте Павелича.
В годы Первой мировой Павелич, в отличие от многих молодых хорватов, счел неуместным сражаться за империю Габсбургов, препятствовавшую независимости его родины и избежал мобилизации, согласно официальной версии, «по состоянию здоровья». Продолжая активно участвовать в политической деятельности Партии права, он сначала возглавляет партийный секритариат, а к 1917 г. становится и заместителем председателя партии. Одновременно Павелич сделал удачную адвокатскую карьеру, после окончания университета и докторантуры в 1915 г. открыв практику в Загребе.
С распадом Австро-Венгерской империи 28 ноября 1918 г. хорватский Сабор (парламент) принял решение о присоединении к Королевству СХС при оппозиции многих депутатов от Партии права и Крестьянской партии. Бурных верноподданнических изъявлений в хорватском обществе это не вызвало, однако надежда на более заметную автономию Хорватии в объединенном государстве южных славян, чем в австро-венгерские времена, тем не менее, присутствовала. К этому времени хорватские земли были «де факто» заняты сербскими войсками. В ряде случаев это сопровождалось насильственными эпизодами. В Загребе произошли столкновения между сторонниками хорватской независимости и сербскими военнослужащими, в ходе которых с хорватской стороны были убиты и ранены более 60 человек. Сербскими националистами были без суда убиты несколько десятков хорватов, считавшихся причастными к австро-венгерским репрессиям на оккупированных территориях Сербии в 1914-1918 гг., несколько сот бывших австро-венгерских военнослужащих были арестованы по тем же обвинениям. Имели место и немотивированные задержания сербскими военными и полицейскими властями хорватов, ранее служивших империи Габсбургов; наиболее значительное из них произошло в столице края Воеводина городе Нови-Сад, где на несколько недель были брошены в казематы крепости Петроварадин 111 бывших австро-венгерских военнослужащих, хорватов и венгров, в т.ч. инвалиды войны. Анте Павелич, активно включившийся в компанию за освобождение «111 петроварадинских узников», отмечал: «От грубых и высокомерных сербских чиновников мы встречаем оскорбления и унизительное отношение… Те, кто не таковы, боятся вести себя иначе» . Налицо была явная поведенческая модель: «победитель – побежденный». Все это обостряло отношения между сербами и хорватами с самого начала существования Королевства СХС. Ситуацию серьезно ухудшило принятие в 1921 г. новой конституции, с подачи короля Александра I Карагеоргиевича (проявлявшего очевидную склонность к деспотизму и пансербизму) централизовавшая власть в Белграде и упразднившая внутренние границы в Королевстве.
Общественную и парламентскую борьбу за независимость Хорватии в 1920-х гг. возглавляет Хорватская республиканская крестьянская партия (Hrvatska republikanska selja;ka stranka), возглавляемая ветераном хорватской политики Степаном Радичем (1871-1928). Анте Павелич, избранный от Партии права сначала в городской парламент Загреба, а затем и в Народную скупщину (парламент) Королевства СХС, в эти годы активно участвует в парламентской борьбе. Своими дерзкими речами против великосербского шовинизма и в поддержку самостоятельности Хорватии, неоднократным удалением с заседаний, а также регулярными стычками с депутатами-сербами в кулуарах (в ходе которых он неоднократно наносил и получал травмы) Павелич завоевывает скандальную популярность, особенно в среде националистически настроенной хорватской молодежи. Тем не менее, Степан Радич, союза и дружбы с которым буйный парламентарий тщетно добивался, в 1927 г. дает его парламентской деятельности уничтожающую оценку: «Отсутствие четких политических ориентиров и вечный оппортунизм, которые г-н Павелич принимает за тактическую хитрость и прагматизм, делают его недальновидным политиком-любителем» . Тем не менее, когда 20 июня 1928 г. Степан Радич и четверо его соратников были расстреляны* во время острого конфликта в парламенте депутатом от правящей сербской Народно радикальной партии (Narodna radikalna stranka) Пунишей Рачичем (двое погибли на месте, Радич через полтора месяца скончался от ран, двое были ранены), Анте Павелич немедленно выехал в Загреб и принял активное участие в массовых акциях протеста, проходивших под лозунгом: «Непоколебимо стоять на защите самостоятельного хорватского государства». Ситуация быстро переросла в массовые беспорядки, реакцией Белграда на которые стало применение жандармерии, а великосербские шовинисты ответили убийством нескольких хорватских политических и культурных деятелей. В эти дни Анте Павелич возглавил начавшую создаваться стихийно националистическую группировку «Хорватский домобран» (Hrvatski domobran), ставившую своей целью защиту участников протеста от правительственных сил правопорядка и формирований сербских националистов. Как лидер этой организации, в августе 1928 г. он написал «Декларацию хорватской самообороны» , в которой изложил основные идеи, легшие впоследствии в основу усташеского движения:
1. Сербский террор исключает возможность компромисса с великосербскими гегемонистами.
2. Независимость Хорватии является непосредственной целью, которая оправдывает любые средства ее достижения. Естественными союзниками в борьбе являются все силы и государства, пострадавшие от установленной в Европе после 1918 г. Версальской системы.
3. «Хорватство» и католицизм являются наивысшей ценностью при борьбе за государственность, а инонациональное и иноконфессиональное присутствие в Хорватии – основной опасностью.
4. Территориальная целостность вторична по отношению к государственной независимости. Германско-швабские, итальянские и венгерские территориальные претензии могут быть признаны в случае признания этими силами государственного права Хорватии.
5. Либерализм, антиклерикализм, германофобия и мадьярофобия, свойственные хорватскому освободительному движению, оказались непродуктивными. Залогом успеха должны стать жесткая иерархия, дисциплина, бескомпромиссность и верный выбор союзников.
Несмотря на то, что вышеприведенная программа не была обнародована и оставалась «внутренним документом» организации, Анте Павелич и его сподвижники в 1928 г. перешли на полуподпольное положение. За будущим лидером усташей в те дни шли довольно широкие круги хорватской учащейся, рабочей и мелкобуржуазной молодежи, однако складывалось впечатление, что он сам еще не вполне ясно представлял себе формы и методы борьбы, а единственным видом деятельности являлось издание националистической газеты «Хорватский домобран». При этом в условиях ужесточения Белградом полицейского режима на хорватских территориях аресты сторонников Павелича стали обычным делом. К Рождеству 1928 газета «Хорватский домобран» была закрыта югославскими властями за «антигосударственную анитацию». А 6 января король Александр I совершил в стране государственный переворот, распустив парламент, запретив деятельность политических партий, отменив конституцию и установив режим жесткого полицейского и цензурного контроля всех областей общественной и экономической жизни . Важной составляющей частью переворота стал «югославянский унитаризм», выразившийся, в частности, в изменении названия Королевства на «Югославия». Топоним «Хорватия» был фактически стерт с политической карты.* Хорватские земли в Королевстве Югославия были разделены между Савской, Приморской и несколькими соседними бановинами (административными единицами). Противники «шестоянварского» режима подвергались жестоким репрессиям.
Чтобы избежать ареста, Анте Павелич и его ближайшие сподвижники по «Хорватскому домобрану» ушли в подполье. 7 января 1929 г. на конспиративной квартире в Загребе на собрании нескольких руководителей «Домобрана» было принято решение о его трансформации в Хорватскую революционную организацию «Усташа» (Ustasa - Hrvatska revolucionarna organizacija). Это означало окончательный переход хорватских националистов к насильственным методам борьбы. Устав организации Анте Павелич продиктовал практически на одном дыхании; он был единодушно принят первыми усташами и записан лидером молодежного движения Бранимиром Еличем в обычной ученической тетради. «Усташа», хорватское освободительное движение, имеет своей целью всеми средствами, вплоть до вооруженного восстания, освободить из-под иностранного ярма Хорватию, чтобы она стала полностью независимым государством…, - гласил устав. – Когда эта цель будет достигнута, усташеское движение будет всеми силами защищать независимость Хорватии и национальную аутентичность хорватского народа, и бороться за то, чтобы в хорватском государстве всегда правил исключительно хорватский народ, и чтобы он был полновластным хозяином всех материальных и духовных ценностей в своей стране, прогрессивно и справедливо устроенной…»
В уставе «Усташи» определялась также ее организационная и иерархическая структура с соответствующими полномочиями. Организация формировалась по территориальному принципу. Низшим подразделением являлся «рой» (roj) во главе с «ройником», формировавшийся в отдельно взятом населенном пункте, и далее, по мере возрастания территориальной административной единицы они объединялись в «tabor», «logor», «stozer», возглавляемые соответственными начальниками. Главный штаб организации именовался «Главным усташеским станом» (Glavni Ustaski Stan) и «управлял всеми делами, касающимися всего движения и освободительной борьбы». «Усташеский стан» возглавлял «поглавник» (poglavnik), выбиравшийся «усташами-учредителями», и имевший в организации практически неограниченные властные полномочия. Он имел право назначать и смещать членов «Усташеского стана» - 12 «доглавников» (doglavnike) и 7 «помощников» (pobo;nike); издавать «Усташесткому стану» приказы о назначении местных начальников и лиц, наделенных «специальными полномочиями», включая судебные; принимать практически полный спектр решений, касающихся деятельности организации и т.д. Показательно, что срок деятельности «поглавника», равно как и его отчетность, не оговаривались. Организация создавалась по классическому «вождистскому» принципу. Членом «Усташи» мог стать «каждый хорват, способный к усташеской борьбе, полностью преданный усташеским идеалам…, готовый взять на себя и исполнить все приказы и обязанности, которые дадут ему усташеские власти». Каждый вступающий в ряды организации приносил клятву, текст которой также был приведен в присяге: «Клянусь Богом всемогущим и всем, что мне свято, что буду следовать усташеским идеям и законам, безусловно исполнять все приказы поглавника, что всякую поверенную мне тайну буду строжайше соблюдать и никому ничего не выдам. Клянусь, что буду бороться в усташеских рядах за завоевание независимости хорватского государства и сделаю все, что мне прикажет поглавник… Если я нарушу эту клятву…, пусть меня по усташеским законам настигнет смертная кара. Помоги мне Бог! Аминь!» Первые усташи принесли эту присягу немедленно, по свидетельству Бранимира Елича «положив руку на Библию, поверх которой были скрещены кинжал (kama) и револьвер». После этого Анте Павелич был единогласно избран «поглавником».
Кожемякин
****
Цитат перепечатал ещё материал, для более глубокого понимания ситуации?
Хорватский синдром
Похоже, нацистов сегодня реабилитируют не только на Украине
Святослав Князев
25.10.2022
Хорватский синдром
На Балканах тихо сходит на нет грандиозный политический скандал, разразившийся между Сербией и Хорватией летом текущего года. В конце июля президент Сербии Александр Вучич публично заявил о том, что он трижды (в сентябре 2021 года, а также в марте и июле 2022-го) пытался организовать поездку в бывший концентрационный лагерь Ясеновац, расположенный на территории Хорватии, и каждый раз сталкивался с запретом со стороны официального Загреба.
Незадолго до июльского заявления Вучича министр иностранных и европейских дел Хорватии Гордан Грлич Радман объявил, что попытки сербского лидера посетить Ясеновац нарушают действующий протокол и якобы являются не искренними. При этом слова хорватского чиновника прозвучали, по меньшей мере, странно — лично к Вучичу они могут относиться по-разному, но практически все его родные по отцовской линии погибли в годы Второй мировой войны в результате этнических чисток со стороны хорватских усташей. Какая уж тут неискренность может быть?
Но официальный Загреб уже «понесло». Премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович после ответа Вучича назвал реакцию официального Белграда на происходящее «истеричной». Глава хорватского правительства в издевательской манере отметил, что Вучичу еще в марте передали: «сейчас не время для такого визита».
«Это вещь, которая имеет свои политические осложнения и последствия, и… должен наступить в нужный момент и для принимающей страны, и для того, кто желает прибыть…Такой подход указывает на истерическую реакцию Белграда, и не только властей и чиновников, но и СМИ», — заявил Пленкович.
Вучич попытался развить дискуссию с официальным Загребом, и добиться своего, сделав ряд публичных заявлений в августе и сентябре 2022 года. В частности, он превселюдно напомнил, что это его родные погибли от рук усташей, а не наоборот.
Но власти Хорватии, поняли, что публичное обсуждение сложившейся ситуации им не на руку, и просто замолчали. Будет ли Вучич и дальше развивать неудобную для соседей тему — непонятно. Нельзя исключать того, что это, как и многое другое, ему попытаются запретить из Брюсселя.
Обсуждение проблем Второй мировой войны — тема болезненная для всей Европы. Не зря в Рунете грустно шутят о том, что после выхода Британии из ЕС, Евросоюз превратился в клуб стран, у которых была хотя бы одна дивизия на стороне вермахта на советско-германском фронте.
История с Хорватией — одна из наиболее ярких. Дело в том, что хорватские националисты — единственные, кого, по словам историков, упрекнул в недостаточном гуманизме сам рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер.
Предшественница движения усташей, националистическая «Хорватская партия права» Анте Павелича, была создана в 1919 году, но на первых порах особой популярностью не пользовалась. В 1920-е годы Павелич перешел к террористическим методам борьбы против внутриюгославских интеграционных процессов, и вскоре ему пришлось бежать из страны. В то же самое время подконтрольные ему члены ультраправой вооруженной организации усташей продолжили террористическую деятельность на территории Югославии.
Находясь в эмиграции, Павелич сблизился с политическими элитами фашистской Италии. Когда Адольф Гитлер принудил Югославию присоединиться к Тройственному пакту, официальный Рим потребовал от своего союзника прекратить его антиюгославскую деятельность. Однако после переворота в Белграде и прихода к власти в Югославии антифашистских сил, все изменилось. В поддержку хорватских ультраправых высказался лично Гитлер. 29 марта 1941 года Бенито Муссолини принял Павелича. В обмен на поддержку со стороны фашистов, Павелич с радостью согласился отдать Италии Далмацию.
На фоне вторжения в Югославию нацистских войск Павелич провозгласил марионеточное «Независимое государство Хорватию». Местная власть оказалась полностью в руках усташей. После некоторых колебаний власти Третьего рейха согласились утвердить Павелича главой «правительства» нового «государства». В начале лета 1941 года «хорватского премьер-министра» принял Адольф Гитлер, согласившийся передать в состав Хорватии Боснию, Герцеговину и Санджак.
На перешедших под контроль Павелича территориях организованные по принципу немецкой СС отряды усташей развернули геноцид сербов, цыган и евреев. При этом, согласно абсурдной расовой теории, сформулированной Павеличем и его окружением, хорватов объявили не славянами, а «истинными арийцами» — потомками готов. В Хорватии вступили в силу радикально-националистические нормативные акты, созданные на основе гитлеровских «Нюрнбергских законов». Кириллица была запрещена, «арийская кровь» подлежала защите, а все сербы принуждались к ношению на одежде буквы «П» («православный»). В мае 1941 года в Хорватии была запрещена православная церковь, а в июне — закрыты все православные учебные заведения.
«Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них. Для сербов, цыган и евреев у нас найдётся три миллиона пуль», — публично заявлял 22 июня 1941 года официальный лидер усташей Миле Будак.
Массовые убийства сербов на подконтрольных хорватам территориях начались еще в апреле 1941 года. В Гудоваце близ Беловара 27-28 апреля 1941 года были расстреляны около 200 сербов, в Благае в начале мая — убиты еще около 400. Четыре — пять тысяч сербов уничтожили усташи в районе Любишки. В Галиньево несколько сот сербов сбросили в Дрину со связанными руками. Но эти расправы носили неофициальный характер. С лета же массовые убийства стали частью хорватской национальной политики. Всего за шесть недель 1941 года усташи уничтожили около 180 тыс. сербов.
В ноябре 1941 года в Хорватии были официально узаконены уже созданные к тому времени 22 концлагеря, в том числе — наиболее известный лагерь в Ясеноваце, тот самый, к мемориалу на месте которого теперь не пускают Вучича.
Историки сегодня спорят о масштабах устроенного хорватскими националистами геноцида. Но о них можно судить по отдельным дошедшим до нас цифрам. Так, всего за три месяца 1942 года в крематории одного только лагеря в Ясеноваце было сожжено около 15 тыс. тел погибших узников. А 29 августа 1942 года студент францисканского колледжа Петар Брзица, участвуя в соревнованиях на «ловкость» среди палачей, лично убил 1300 человек. В качестве приза он получил золотые часы, сервиз и поросенка…
Количество поименно установленных жертв концлагеря в Ясеноваце — более 80 тыс. Общая же их численность, согласно подсчетам сербских историков, 700-800 тыс. Своих жертв изуверы-усташи уничтожали целыми родами. Поэтому о большинстве из погибших просто некому было заявить.
Следует отметить, что даже среди немецких преступников-эсэсовцев многие, не имея ничего против массовых убийств в принципе, непосредственно наблюдать за гибелью своих жертв не любили. Из-за этого главное управление имперской безопасности изобрело специальные машины-душегубки, а расстрелы на территории оккупированной УССР поручали исполнителям из числа украинских националистов. С хорватами все выглядело иначе. Усташи получали от жестоких убийств садистское удовольствие. Казни осуществлялись максимально кровавыми способами. Например, для ускорения процесса убийств был сконструирован специальный нож-«серборез».
Собственно, претензии Гиммлера к усташам возникли по двум причинам. Во-первых, немцы считали, что казни должны быть не кровавой вакханалией, а упорядоченным процессом. А, во-вторых, по мнению представителей Третьего рейха, их не стоило слишком сильно афишировать, чтобы не провоцировать массовых выступлений на Балканах. Но усташи все равно действовали по-своему…
После освобождения Югославии от нацистов многие рядовые усташи были казнены, однако значительная часть их лидеров сумели бежать. Сам Павелич, пользуясь поддержкой ряда западных стран, благополучно жил в Италии, Аргентине и Испании. Он был даже советником по безопасности президента Аргентины Хуана Перона, а в 1956 году основал террористическую организацию Хорватское освободительное движение. Скончался он на 71-м году жизни в одной из больниц Мадрида.
В 1991 году, на фоне распада Югославии, находившиеся в эмиграции усташи получили разрешение вернуться в Хорватию. Правые политики начали делать из них национальных героев.
«В республике фактически были реабилитированы усташские традиции: символика новой Хорватии повторяла символику фашистской НГХ, было сформировано общество "Хорватские домобраны" (так называлось регулярное войско в период НГХ), реабилитированы некоторые военные преступники времен Второй мировой войны, осквернялись памятники жертвам фашизма, могилы партизан. Появились кафе и рестораны с названием "У", что означало "усташа", во многих казармах и общественных местах были вывешены портреты А. Павелича», — описывала ситуацию в Хорватии начала 1990-х историк Елена Гуськова.
Многие топонимы были переименованы в честь усташей, а памятники героям-антифашистам — снесены или осквернены.
В процессе героизации усташей участвовали, в том числе многие представители партии Хорватское демократическое содружество (ХДС), которая сегодня фактически является в Хорватии правящей. Столь откровенное прославление массовых убийц, правда, вызвало некоторое раздражение в Европе. В начале 2000-х в ХДС несколько скорректировали свою идеологию — она стала более умеренной. Затем волна обновления схлынула. Партийный руль снова оказался в руках «патриотов», но более тихих. Хорватские правые явно симпатизируют усташам, но делают это аккуратно.
«Режим усташей вновь стал для государственной политики фигурой умолчания — о нем стараются лишний раз не вспоминать, поскольку критиковать его непатриотично, а оправдывать неприлично», — очень метко описал происходящее журналист Дмитрий Бавырин.
Фактически в Хорватии, точно так же, как на Украине или в Прибалтике, идет переписывание истории. Из антифашистов технично куют образ врага, а из коллаборационистских преступников, воевавших на стороне Гитлера, — «хороших парней», «борцов за независимость и западные ценности».
Где-то это происходит быстрее и более явно, где-то — скрытно и не так быстро. Но суть процесса — одна. С учетом того, что в британских и американских учебниках Вторая мировая война описывается фрагментарно, а Голливуд и вовсе превращает память об их этих событиях в постмодернистскую мешанину, не стоит исключать варианта развития событий, при котором лет через 20-30 основная масса западных обывателей будет верить, что напал на всех злобный Советский Союз, нанесший ядерный удары по мирной Японии, а мир спасли хорошие американские парни, в рядах которых уже тогда сражались представители ЛГБТ-движения.
На этом фоне срывы мероприятий, вроде визита Вучича в Ясеновац, — понятны и логичны. Ведь посещение бывшего концлагеря президентом Сербии — это повод освежить память о настоящих исторических событиях, что категорически невыгодно сегодня ни властям Хорватии, ни их западным хозяевам.
Специально для «Столетия»
Свидетельство о публикации №125011202160