Конкурс - Метаморфозы жанра в январе 2025

  В наше напряжённое время мы все устали от плохих новостей и затянувшихся конфликтов. Что может придать нам оптимизма для создания светлых и воодушевляющих стихов? Ведь поэзия призвана призывать к свету, а не делать дни ещё мрачнее, сгущая мрачные краски. Чтобы не повторяться с историей жанра, перед началом  просьба ознакомиться или вспомнить два жанра, которые с разных сторон близки жанру, который мы будем в январе рассматривать:

1. Жанр Пастораль, август 2020 года  http://stihi.ru/2020/08/07/8707
(Эклоги - форма пастушеской пасторали с простыми деревенскими сценками и диалогами пастушков и пастушек)

2. Утопия и антиутопия, февраль  2022   http://stihi.ru/2022/02/09/458 (Несбыточная мечта будущего в светлых или мрачных тонах)

   А теперь переходим непосредственно к современной тенденции развития жанра, выросшего из этих двух:
 
         Итак, ЯНВАРЬ - 2025 объявляется месяцем современного жанра:

                ИДИЛЛИЯ

  Современная идиллия – бегство от реальности.

  По содержанию идиллии мало чем отличаются от пасторалей и буколик, хотя, в отличие от них, не ограничиваются жизнеописанием лишь пастушеского быта. Обычно идиллия — небольшая мечтательная поэма или рассказ о безмятежной жизни на лоне природы. Происходит слово от греческого eidyllion — буквально «картинка», уменьшительное от eidos — «вид, образ».

   В России реалистическая литература быстро вытеснила идиллию, и она исчезла со времен Пушкина. Однако с 1840-х гг. происходит ее возрождение – но только в антологической традиции, интерес к которой был вызван утомлением от «болезненной» романтической поэзии, стремлением обновить общую эмоциональную настроенность современной лирики. Против «плаксивого тона» выступали А. Майков, А. Фет, И. Крешев, М. Михайлов, Я. Полонский, Н. Щербина, А Пальм. Их привлекал идеальный мир гармонии и красоты. В идиллическом изображении античной жизни они находили ту цельность личности, непосредственность чувства, которые были утрачены современниками.
    Например, у Щербины красота воплощена в природе, она также персонифицируется в образе женщины, выступающей в фольклорной маске «пастушки» («Деревня», «Волосы Береники»). Природа в антологической лирике Щербины – это не только отдых, блаженство, спокойствие, это и тихий мирный труд простого сельского человека, живущего в душевном согласии с природой:

Вот пчелы роятся над тмином,
Корзины плетут пастухи,
Белеют стада по долинам,
И пахарь поет у сохи (Щербина, 1970, с. 77).

  Нить идиллической традиции не обрывается и в самые «непоэтические» годы. Классическим образчиком новой идиллии служит произведение А. Майкова «Рыбная ловля» (1856). В данном стихотворении мастерски переданы настроения, которые вызывает местный (средней полосы России) пейзаж. А у С. Дрожжина есть подражание А.В. Кольцову «Сельская идиллия» (1875), в которой по-прежнему сильны мотивы связи человека и природы. В особенности у влюбленного человека возрождается синкретизм восприятия себя и окружающего мира.
      В самом конце XIX века приобретают популярность стихотворения, например, С. Надсона, И. Анненского, также С. Андреевского и А. Плещеева, К. Бальмонта и Я. Полонского, И. Бунина и В. Брюсова, М. Лохвицкой, позже вниманием читателя пользуются стихи В. Соловьева, С. Дрожжина, З. Гиппиус, A. Фета и К. Случевского, Ф. Сологуба и K. Фофанова и др. В них подвижные и пластичные формы, которые исследователи не представляли возможным отнести к какому-либо из известных общепринятых жанров лирики. Их стали классифицировать в качестве так называемых «антологических» стихотворений на фоне всех остальных произведений с устойчивым и угадываемым набором жанрообразующих признаков. Антологические стихотворения в силу своей каноничности нередко приобретают характер стилизации. Идиллия среди антологических стихотворений встречается довольно редко, так как за ней закрепилась репутация классического, строгого, не подлежащего изменению и переоценке жанра.
   Поэзия Серебряного века вновь обращает внимание на идиллию, но это происходит эпизодически. Скорее авторов (Г. Адамович, К. Бальмонт, И Бунин и др.) привлекает «первозданность» и наивность идиллии в подходе к частному человеку.
   Задачу современной жанровой теории составляет выявление форм жанровой преемственности, хотя они в литературе нового времени и усложнились.

   Идиллия – четко заданная модель. Не случайно идиллия очень удобна для воспроизведения: если надо сказать о счастливой жизни на фоне природы, о довольстве малым, об одухотворенности быта – достаточно сказать одно только слово «идиллия», и в сознании читателя весь этот «набор» признаков сразу
 воспроизводится – не комбинация элементов, не их сложение или иерархия, а органичное их взаимопроникновение. Возможно, наиболее плодотворно эта номенклатура признаков «работает» именно с идиллией (не балладой, не элегией, например).

   Идиллия испытывала времена и полного забвения, и иронического к себе отношения, однако постоянно возрождалась как текстопорождающая модель. А на каждом новом этапе своего возрождения она наполняется новыми эстетическими требованиями, корректирующими и наше понимание идиллии как таковой.

   Важными жанроопределяющими признаками стихотворной идиллии XX-XXI вв. являются: 

 - отсутствие событийности (бессобытийность, бесконфликтность),
 - межродовая природа (принципиальная возможность «всеродовой» ориентации)

  /Остановимся немного на пояснении второго признака: традиция, восходящая еще к Платону и Аристотелю, позволяет соотносить род литературы с типом речевой организации произведения. В основе такого деления три важнейших функции слова: репрезентативная (сообщение о чем-либо), экспрессивная (выражение эмоций самого говорящего) и апеллятивная (обращение к кому-то говорящего, сообщающее высказыванию характер действия). Соответственно доминирование какой-то из этих функций в тексте словесного произведения ведет к формированию эпоса, лирики или драмы как родов литературы. Обычно один из трех родов представлен своим набором жанров. Если в отношении отдельно взятых произведений возможны определения «лиро-эпические» или «лирико-драматические» (фиксирующие их межродовой статус), то об идиллии как жанре в целом стоит говорить как о принципиально полиморфном – «всеродовом» или «полиродовом» – образовании. Ни один из родов не является доминирующим. Идиллию можно отнести к любому из трёх направлений!/

   Тематическая направленность современной идиллии:

  Классическая идиллия обладала устойчивым тематическим ореолом. Тематика современной идиллии этот ореол сохраняет, но становится разнообразнее.

1. Это мирный труд: пашня, рыболовство, скотоводство, охота, вязанье,
шитье, приготовление еды... Герои не мыслят себя без работы, необходимость которой заложена в них генетически. В качестве эквивалента идиллического труда
выступают хозяйственные заботы дачника, селянина, колхозного жителя (в текстах советской эпохи). Часто идиллический текст имеет привязку хозяйственных забот к определенному времени года. Выпадение из привычного трудового ритма воспринимается как остановка жизни.
   Полевые работы приобретают сакральный характер. Пашня, посев, жатва – всё превращалось в священнодействие:

Когда непробуженный человек
Еще сосал от сна благой природы
И радужные грезы застилали
Видения дневного мира, пахарь
Зажмуривал глаза, чтоб не увидеть
Перебегающего поле фавна,
А на дорогах легче было встретить
Бога, чем человека;
И пастух,
Прислушиваясь к шумам, различал
В дыханье ветра чей-то вещий голос,
Когда, разъятые
Потом сознаньем, силы
Ему являлись в подлинных обличьях
И он вступал в борьбу и договоры
С живыми волями, что раздували
Его очаг, вращали колесо,
Целили плоть, указывали воду, –
Тогда он знал, как можно приневолить
Себе служить ундин и саламандр,
И сам в себе старался одолеть
Их слабости и страсти.
              (Волошин, 1989, с. 283-284).

  Идиллический человек назван «непробужденным», не оторванным от природы, от
ее мифологической сущности. Здесь уравниваются не только хозяйственные работы, природа и люди – здесь сосуществуют люди и фавны, люди и саламандры,
люди и Бог. Работа – это договор с силами природы: в одиночку человек не построил бы мельницу, не нашел воду, не справился бы с врачеванием.

2. Второе тематическое направление, ярко проявившееся в идиллии ХХ века – бегство от городской суеты, жизнь в деревне, в уединении, вдали от людей, часто в одиночестве.   Уединение на лоне природы для измученного ритмом современной жизни человека – это сознательный шаг, чтобы отказаться от суеты. Иными словами, герой видит врага спокойной, размеренной жизни не столько в абстрактном цивилизованном мире, сколько в себе самом, поддавшемся беготне и суете:

Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем
Бруснику, спелую бруснику!
Пугаю ящериц на пне,
Потом валяюсь на спине,
Внимая жалобному крику
Болотной птицы…
Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной…
Я так люблю осенний лес,
Над ним – сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом...
                (Рубцов, 1984, с. 123).

3. Темой современной идиллии становится также идиллическая природа сама по себе, а не как фон для характеристики героя. Возникает «пейзажная» идиллия как таковая. К «пастушеской» тематике, конечно, жанр пасторали несводим. Каждая новая эпоха по-своему осмысливала проблему взаимосвязи человека и природы в идиллическом содержании. В пасторальном мирке для жизни есть все необходимое: свежий воздух, плодородные земли, чистая вода, прекрасные растения и т.д. Малое идиллическое пространство притянуло к себе все природные сокровища, весь мир. Вот почему важно помнить: когда в идиллии рассказывается, возможно, о конкретном участке, имении, даче и т.п., имеется в виду не простое воспроизведение родного ландшафта.
 Сосредотачиваясь на малом, художники уже в эпоху Возрождения не подменяли одно другим, продолжая воспроизводить и большой мир. Существует устойчивый пейзажный комплекс: зефиры, ветерки, заря, рощицы, тень древес, цветочки, ручьи, овечки, нимфы.., – который служит средством раскрытия гармонического мировосприятия, как в стихотворении К. Бальмонта «Глушь»:

Луг, болото, поле, поле,
Над речонкой ивы.
Сладко дышится на воле!
Все цветы красивы!
Все здесь нежит глаз и ухо
Ласкою веселой.
Прожужжала где-то муха,
Шмель гудит тяжелый.
Всюду – божие коровки,
Розовые кашки,
Желто-белые головки
Полевой ромашки.
Нежно-тонки очертанья
Задремавшей дали…
Полно, разве есть страданья?
Разве есть печали?

  Пространство в идиллии (а идеальный ландшафт пришел из древних идиллий Феокрита и Вергилия) – всегда родная сторона, родной дом, усадьба, родовое имение и связанный с ними ландшафт: горы, нивы, ручей, пруд. Жизнь всего живого в природе неспешная, неторопливая. При этом подчеркивается, что реки полны рыбы, что для пчел и шмелей есть нектар на богатых разнотравьем полях, что звери не голодные, то есть довольство и радость жизни царят во всем природном мире.

4. Важнейшей темой  по-прежнему является единение с возлюбленным (возлюбленной) на лоне природы

5. Следующая тема, воплощенная в так называемой кладбищенской идиллии, актуализирует мотивы повторяемости, цикличности времени. Кладбище появляется здесь вовсе не случайно: абсолютно вс; уравнивается перед лицом смерти. Отчасти в этом и состоит главнейшая черта жанра идиллии – и жизнь, и смерть
она принимает, не понимая их разъединенности:

Какие спокойные дремлют
мечты – в запредельном краю!
Весенние хлады объемлют
почившую душу мою.
Приходят на это кладбище,
звеня бубенцами, стада,
и птица в кустарнике свищет,
и в небе – пылает звезда...
Какие суровые грани
поставил кругом небосвод!
Когда же, волнуясь, воспрянет
и ринется время вперед, –
и эти зеркальные дуги,
и давние все времена
поднимут почившие други
взыгравшею мощью зерна.
                (Асеев, 1963).
   
    Для идиллии характерна убежденность героя в цикличности времени, его повторяемости. Идиллическое время обратимо, смертью оно не заканчивается. Вот почему герой в идиллии неотделим от природы – он не чувствует равнодушия природы: ее возрождение весной он примеряет на себя, позволяя себя вписать в круговорот годичного времени. Это мир взаимных превращений и переходов. Идиллический мир не имеет начала и конца, он «круглый»; а значит, смерть здесь не конец, смерть только приобщает героя к круговороту жизни.

6. Еще одна содержательная направленность идиллии – идея дома. Напомним, что одним из наиболее существенных признаков идиллии является «…органическая ...приращенность жизни и ее событий к месту… Пространственный мирок этот ограничен и довлеет себе, не связан существенно… с остальным миром…» (Бахтин, 1975). Как писал М. Бахтин, с архаических времен у человека выработалась потребность в закрепленности с определенным временем и местом, вследствие чего устанавливается взаимосвязь этих категорий: «Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем». Чаще всего идиллический дом безадресен. Единственными его характеристиками может служить «лес», «глушь», «у реки», «норвежская хижина» и т.п. Описание места сводится к конвенциональным саду, ограде, дому, морю, которые, взятые в совокупности, скорее отдаляют читателя от топографического прочтения.
 
   Герой современной идиллии

 Античная идиллия не предполагала освоения характера героя. Она вообще больше сосредоточена не на сюжете, а на изображенном мироустройстве – идиллической атмосфере.

  Сегодня же мир Идиллии  - это мир героя в его представлении. Какие же характеристики можно дать идиллическому герою:

 - Жизнь в замкнутом пространстве:
 – постоянный, каждодневный труд, направленный на первозданное.
 - Довольство малым.
 - его неразрывная связь со всем живым. В идиллии органически вплетены в одно целое деревья, человек, животные:

 Брезжило ветвистое сознанье,
приходил в себя рассветный сад.
В замысле едином – вместе с нами –
мир лежал, раскрытый наугад.
                (Семенов, 2004)
   Напомним, что такая гармония возможна лишь потому, что человек пребывает в состоянии лада с самим собой. Важно, что герой сам прекрасно осознает, что ему приносит радость.
 - Целостность натуры – еще одна характеристика идиллического героя. Ключевыми словами для идиллического человека становятся «равновесие», «гармония», «самодостаточность», «уравновешенность».
 - Любовь. К любви идиллический человек всегда относился как к ценности, которой не может поступиться
 - Странность. Современный идиллический герой не понимается окружающими. Отсюда, как следствие, и оценка, выносимая герою другими. Чаще всего это «странный» человек, «чудак», «дурачок». Эти оценки даются за наивный взгляд на жизнь, за неумение (с точки зрения большинства) жить, отказываясь от благ цивилизации.
________
   /приведённый выше исследовательский  материал взят частично из диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук Балашовой Елены Анатольевны. Калуга. 2015 год/

  Современная идиллия как бегство от реальности.

  Желание спрятаться от действительности, выключить себя из происходящего, окружить себя простыми и понятными вещами, поместить нечеловеческую сложность мира в контекст обжитого пространства. Разные жанры дают для этой стратегии разный инструментарий.

…Меня уже давно
на их радарах нет.
Я там, внутри того кино,
где облака и свет.         (Олег Горгун)

    Это – пример сотворения собственной идиллии, внутри которой можно чувствовать себя частью мироздания. Мы встречаем современную идиллию у Нади Делаланд, Полины Орынянской, Александра Правикова. Эта идиллия часто хорошо знает о собственной условности, потому что это условность обретенная, завоеванная.

В поле свёкла, в небе ворон,
а промежду – благодать.
Жизнь – малина у забора:
ни продраться, ни продрать.          (Полина Орынянская)

   В пространстве идиллии совершенно иной уровень контакта с повседневностью. Вещи, растения, природа здесь обретают те же права, что и люди, они равноправные действующие лица, участники отношений, и эти отношения – главный предмет озабоченности и внимания. Мир идиллии можно оценить именно в противопоставлении законам других жанров.

Там жизнь как будто новая
Идёт за ручку – не моя,
Зато над ней каштаны, клёны
Сильны, уверенны, зелёны.

Они про зиму знать не знают,
А мы рассказывать не будем.
Что с ними будет? То, что с нами.
Они уже почти как люди.           (Александр Правиков)

    В ряде случаев мы видим, что попытка отгородиться от большого мира сопряжена с прямой попыткой изображения детского или наивного сознания, которое всю сложность своих представлений о мире разыгрывает на очень ограниченном пространстве. Например, можно писать о котах, сложность отношений с ними, и это будет служить альтернативой сложности отношений с непонятным миром. Можно взглянуть на мир глазами ребёнка – героя, чьими глазами взрослый мир выглядит забавно и неугрожающе.

Ванечка учит историю
Совсем не понимает историю
Зачем постоянно мирились
А сами сжигали кремль
Нельзя быть такими доверчивыми
И верить в свое целование
Вон Танька целует мужа
А пьяного бьет по спине       (Влада Баронец)

   Правильнее было бы говорить в данном случае об идиллическом авторе в совсем неидиллическом мире, и потому автор вынужден создавать свой собственный взгляд, свой собственный мир для успокоения и равновесия, объяснения всему.

   Дух идиллии часто живет в миниатюрах с их нарочитым эстетизмом, вниманием к нюансу, плоти переживаемого мгновения. Миниатюра заменяет всю современность блаженным переживанием детали, важнее этого опыта для нее не существует. Миниатюра – жанровая молекула идиллического мира.

   Примечательно, что идиллия оказалась жанром, в котором едва ли не наиболее органично раскрывается сегодня религиозное сознание. Когда-то она не особенно требовала знания о существовании Бога, а сегодня это знание – одно из условий, создающих саму возможность идиллии. Но характерно, что внутри идиллии порой возникает ощущение запертости от мира, от настоящей жизни. И в этом есть спасение и умиротворение.

   ИТАК, постараемся выявить некоторые  особенности  современного ЖАНРА ИДИЛЛИЯ:

• отсутствие событийности (бессобытийность, бесконфликтность)
• идиллии, как жанру, не свойственно ограничиваться рамками одного рода произведений (эпос, лирика, драма). Каждое произведение может быть написано от любого лица и даже иметь назидание и нарратив, включая просто описательное повествование созданной внутри неё самой радужной до наивности картинки
• по форме и содержанию стихотворение может быть любым. При заимствовании античных образов уместен гекзаметр.
• характер героя приобретает в современной идиллии определённые черты. Замкнутость в самом себе при единении с окружающей природой. Довольство малым. Уход от городской суеты. Удовольствие от простого труда и наблюдения над природой. Восхищение простым и доступным
• Обобщённость понятий, таких как дом, лес, деревня, и отстранённость от конкретных топонимов. Безадресность.
• Возможна ретроспектива, смешение времён, включая использования древних имён, при создании своего собственного идиллического мира.
• наличие сюжета не является требованием. Всё может быть сиюминутно и фрагментарно. Миниатюра - молекула жанра идиллии
• соприкосновение с другими поэтическими жанрами, включая пейзажную лирику, любовную, а также утопию. Но в отличие от утопии идиллия  - это хотя и выдуманный мир, но реальный для автора, потому что он уже есть в его воображении и ощущении. А утопия - это несбыточная мечта о будущем
• Душевное равновесие, самодостаточность героя, нарочитая отстранённость от реальной жизни
• Взгляд со стороны, глазами ребёнка или как-то иначе - в любом случае видна большая разница между иллюзией создаваемого и реального мира

Удачи и вдохновения!

   По объёму и форме, системе стихосложения ограничений нет!
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ЯНВАРЕ 2025-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ!

   Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения В ЖАНРЕ ИДИЛЛИЯ,  ОПУБЛИКОВАННОГО В ЯНВАРЕ, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

  Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение опубликованное в ЯНВАРЕ 2025 года. Будем внимательны! Принимаются стихи ЯНВАРЯ, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии заданию.

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

   Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца ЯНВАРЯ 2025 ГОДА. Затем 1 ФЕВРАЛЯ 2025 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
_______________

Иллюстрация: Художник Евгений Кузнецов

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Благодарю всех пятерых участников, кто решился продемонстрировать этот изысканный жанр.Каждая из принятых работ послужит в дальнейшем иллюстрацией жанра для истории!

Открываем голосование по определению победителя http://stihi.ru/2025/02/02/7606

Маллар Ме   02.02.2025 20:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.