Сказ о детском крестовом походе
Неоднократно, в разное время и в различных информационных источниках, коих сейчас великое множество, я натыкался на информацию о детском крестовом походе, который состоялся летом 1212 года от Рождества Христова. К коротеньким заметкам, как правило, прилагались рисунки или фото старых гравюр, на которых были изображены подростки и совсем ещё малыши, разодетые в одежды того времени, с вышитыми на груди католическими крестами, детские лица были одухотворены. Мальчики несли хоругвии* и большие деревянные кресты, трубили в трубы. Шагавшие рядом девочки распевали церковные гимны.
В нескольких строках об этом событии сообщалось о времени действия и месте так называемого мероприятия. Лично у меня складывалось впечатление, что это была некая пропагандистская акция, организованная под патронажем Католической церкви. Своего рода – Крестный ход в пределах стен какого-нибудь города, участником которого были дети-христиане. Торжественно-показательное мероприятие - шумное, пышное, безопасное, проводимое под бдительным контролем духовных лиц, администрации и стражи города, неусыпным присмотром родителей.
Но всё оказалось не совсем так, как я предполагал. В процессе поиска дополнительной информации на эту тему, мне повезло. Я нашёл книгу, изданную уже в прошедшем 2024г., автор Игорь Попов.
Название книги – 1212 или художественно-историческое вольное повествование о детском франко-германском, крестовом походе.
Не стану тратить ваше время, излагая свои впечатления от этого замечательно написанного произведения и огромном труде автора, который он проделал, работая над книгой. Многоуважаемый читатель может сам прочесть эту книгу и составить своё личное мнение и о событиях тех лет и отдать должное уважение автору.
История детского крестового похода, замечательно описанная в вышеуказанном произведении, сподвигла меня попытаться в стихотворной форме изложить предпосылки, которые способствовали этому походу и те трагические последствия, которые получились в конечном итоге.
В своём варианте я ограничился описанием лишь франкийской части истории детей-крестоносцев.
ПименОВ.
*хоругвь – религиозное или геральдическое знамя
на произведение Игоря Попова «1212».
Сказ о детском крестовом походе
часть первая
Тысяча двести двенадцатый год,
Тринадцатый век, начало,
Событий тех лет тугой переплёт
Узнать нам время настало.
Средневековье стоит на дворе,
Быт, нравы, свои законы,
В среде этой жить, расти детворе,
Чтить церкви святой каноны.
В Европе тех лет свои короли,
И город там каждый - крепость,
За крепкой стеною монастыри,
Охрана ворот свирепа.
Борьба за умы и души людей,
Где тонко, а где нахрапом,
Понтифик не жалует королей,
А те ненавидят Папу.
- А кто виноват за ряд неудач
Былых крестовых походов?
Не слышен за спорами горький плач,
Ни материнский, ни вдовий.
Где силу искать разбить сарацин,
И выручить Гроб Господень,
Кто сможет изгнать с христианских святынь
Арабов небогоугодных?!
И падает церкви авторитет,
И Папу боятся меньше,
И жертвуют реже в церквях монет,
Верхом кто и те, кто пеше.
Случиться бы чуду, небо молчит,
Либо какой-то знак свыше,
Ну, чур, в сутане к воротам спешит,
Свиток сжимая подмышкой,
Франкийский аббат, его звать Вейкар,
Доклад о парижском госте,
Воистину, гость этот - Божий дар,
Аббата к понтифику просят.
Вещает гость, не вставая с колен,
Пылью покрытый дорожной,
- В аббатство под утро пришёл Этьен, -
Начал аббат осторожно.
Мальчик-пастух из деревни Клуа,
Там рядом с ней город ВандОм,
Поведал о том он, как снизошла
К нему благодать за селом.
Когда он в тот день пас стадо овец,
Мальчишке явился Христос.
- Ты веришь ему, пацан не шельмец?! -
Задал ему Папа вопрос.
- Этьену Спаситель для короля
Из рук в руки свиток отдал.
- Письмо от Христа королю ой -ля-ля,
И что же он в нём написал? -
Лоб сморщив, зАдал понтифик вопрос,
Почти не скрывая сарказм.
- Возглавить крестовый поход Христос
Велел ему, - молвил Вейкар.
Повисла гнетущая тишина:
- Письмо мне скорее подай,
Его написать мог сам сатана,
Нет, лучше ты сам зачитай.
Латыни в письме возвышенный слог,
Но смысл его полный бред,
Письмо это точно писал не Бог,
Мошенника где искать след.
- Отправить в крестовый поход детей,
В мечах и щитах нет нужды,
К победе - молитва, пламя свечей,
Душ чистых лучи теплоты.
- Детское войско под стягом Христа
Сотрёт в пыль всех магометан, -
Шепчут аббата сухие уста,
Являя написанный план.
Ересь письма, его полный абсурд,
Единственный, видимо, шанс,
Чистые души, вот крайний ресурс,
Что даст церкви этот пацан.
часть вторая
Этьен, крестьянский ребёнок-пастух,
Двенадцати от роду лет,
Свой день начинал, как пропел петух,
И спал, как заката гас свет.
За братом донашивал он штаны,
И обувь носил его он,
Работал, не разгибая спины,
Обычный уклад тех времён.
С раннего детства «Ход чёрных крестов»*
Этьена всегда потрясал,
В память, кто жизни за гроб Христов
Свои в Палестине отдал.
Набожен мальчишка был наш весьма,
А где ещё силы черпать?
И часто мечтал, представить стремясь,
Как в бой ведёт божию рать.
Пася в майский день отару овец,
Трудом добывая кусок,
Монаха увидел наш сорванец,
Водой поделиться лишь смог.
Поведал тогда монах-пилигрим,
Что видеть ему пришлось,
Про мавров и град Иерусалим,
И тайну раскрыл – Он, Христос!
*В апреле, в день Святого Марка, проходили процессии, на которых несли кресты, затянутые чёрной тканью и возносили молитвы за погибших в Святой земле и мучимых там в рабстве.
Мальчишка внимал, глаза округля,
И прыгало сердце в груди.
- Возьми этот свиток для короля,
Отдай ему, не подведи.
Он принял письмо чумазой рукой,
Черна под ногтями кайма.
- Незримо теперь я всегда с тобой,
И дел у нас много весьма.
Свиток завязан шнуром золотым,
Письмо от Христа – королю.
- Крестовый поход в Иерусалим
Тебе я возглавить велю, -
Сказал пилигрим и сразу исчез,
Ушёл, улетел в облака?!
Наверно, следит за ним он с небес,
Ждёт действий он от пастушка.
В деревне Клуа безграмотный люд
Бессмысленно пялился в текст,
- Ишь ты, письмо от Христа-королю, -
Орал во всю глотку отец.
Заляпан руками шнур золотой,
Откушен письма уголок,
Дует от важности щёки герой,
Местный божок - пастушок.
Едва в оконца забрезжил рассвет,
Сквозь пузырей бычьих муть,
Надев почти новый отца жилет,
Герой наш отправился в путь.
Но до того, к королю как попасть,
Логично Этьен рассуждал,
Проведаю я духовную власть,
Аббат чтоб совет нужный дал.
Ворота аббатства, что в Сен-Дени,
Закрыты, глубокая ночь.
До крови дорогой сбиты ступни,
Хоть что-то поесть он не прочь.
День новый себя не заставил ждать,
Явился в положенный час,
Аббату доклад - Желает попасть
К Вам мальчик, есть новость для Вас.
Вейкар с письмом королю от Христа
В повозке несётся в Рим,
Мысли сбивают удары хлыста
По крупам конским, тугим.
Монах в Сен–Дени читает псалтырь,
Пастух обустроен и сыт,
На ужин был козий, отличный сыр,
Этьен под латынь сладко спит.
А в Риме, примерно в тот самый час,
Торжественно благословил,
(Узрел Папа в тексте святую связь,)
Желая удачи и сил.
Этьену, возглавившему поход,
Пусть дети свой выполнят долг,
Отлучен от церкви святой будет тот,
Кто смысл не видит и толк.
В великом стремлении светлых душ
За братьев своих и отцов,
Войною идти в палестинскую глушь
Без копий, мечей и щитов.
часть третья
В узкое горло вандомских ворот
Течёт человеков река,
Из разных мест разношёрстный народ,
Кто дочек привёл, кто сынка.
Есть много, сбежавших с росчерком розг
На мягких участках тел,
Собрал их в Вандоме мальчишка – бог,
Пастух из Клуа, Этьен.
К повозке, два белоснежных коня,
На ней шатёр красной парчи,
- Веди нас, Этьен, меня и меня, -
Толпа исступлённо кричит.
На нём белоснежный камзол «катарди»,
В руках выше роста крест,
И чёрный, как ночь, по центру груди
На белом камзоле крест есть.
Июля конец, солнце жарко печёт,
Толпа распевает псалмы,
Калеченный люд к пастуху идёт,
Пихаясь зло между детьми.
- Куда, рыжий, прёшь, не видишь, я слеп?
- Заткнись, слепой, я с детства глух.
И каждый поправился и окреп,
Глухому вернул Этьен слух.
Хромой старичок пошёл резво в пляс,
И видел слепой неба ширь,
- В крестовый поход веди, Этьен, нас,
Ты наш командир и кумир.
Ревела толпа, полно детских лиц,
Полно рож бандюг всех мастей,
И падшие женщины падали ниц
Пред войском святым из детей.
Есть дети знатных, богатых семей,
Охрана и няньки при них,
Но большая масса из тех детей,
Плевать на которых родным.
Умчался в священный поход пацан,
А, значит, если лишний кусок
Оставшимся в доме голодным ртам,
Тем, кто не ушёл на восток.
Монах – францисканец через толпу
Ведёт под узцы жеребцов,
Но кто там поднЯл у ворот суету,
Теснит лошадьми пацанов.
- Да это сановники короля!
- А с ними, гляди, глашатай!
- Король Филипп – Август строго велят
В поход вам не выступать.
- Детей по домам, по десять всем розг
Добавить тем, кто не поймёт! -
Герольд им торжественно произнёс,
- Никто по домам не пойдёт!
Сановникам смело Этьен возразил,
Ему его нравилась роль:
-У вас нету прав, а, главное, сил,
Как нас остановит король?!
Толпа зашумела, теснила коней,
Сановники двинулись вон,
Без армий нет власти у королей,
Хоть десять напяль ты корон.
Король Филипп-Август, здравый монарх,
И богобоязненный муж,
Он разбирался во многих вещах,
Но чем одолеть эту чушь?
Известный прагматик, Филипп второй,
Знал силу и мощь сарацин,
Войска всей Европы шли на них в бой,
Финал всех походов один.
В священной земле хоронит песок
Сражённых людей и коней,
Какой от детишек там будет толк?!
Не мог он понять, хоть убей.
- Как Папа поход тот благословил?
Так этот пастух из Клуа
Месяц по Фракии всей колесил,
Его популярность росла.
- А если действительно, сам Христос
Явил откровения свет,
Где могут решить непростой вопрос??
Парижский университет!!
Визит короля не застал врасплох
Собравшихся профессоров:
- Детей отправляет в поход не Бог,
А некий больной богослов.
На здравый указ толпе наплевать,
В поход на Иерусалим!!!
Покроет верёвку слезами мать,
Что смог перегрызть её сын.
Узлы проверял на прочность отец,
Такими вязал он быков,
Но путы зубами разгрыз пострелец,
И как говорят - Был таков.
Процессия покидает Вандом,
Весьма разношёрстная рать,
Висит над колонною пыль столбом,
Но пылью кого здесь пугать.
Гарцуют на сытых, крепких конях
Подростки из знатных семей,
В мокрых штанишках, мордахи в соплях,
Вприпрыжку бежит кто быстрей.
Пяти-шестилетняя малышня,
Из них почти каждый босой,
Задора хватило их на полдня,
Потом захотелось домой.
Псалмы поют детские голоса,
Великий душевный подъём,
Молча шагают чеша телеса,
Шлюхи, бандиты, жульё.
часть четвёртая
Монахи из братства знают маршрут,
Как войску до моря дойти,
Святого Франциска монахи чтут,
Всего-то быть месяц в пути.
Ползёт крестоносцев-детей змея,
Почти тридцать тысяч бойцов,
Съедят, что подали, пьют из ручья,
А спят на земле у костров.
И видя лишения малышей,
Бог сжалился, взял часть себе,
Всё больше больных шагает детей,
Готовых к священной войне.
Шёл, помню, похода десятый день,
Ворот не открыл город Тур,
Глазели граждане Тура со стен,
Как дети себя поведут.
Темнело, войско готовилось спать,
Пылали внизу костры,
Мнилось турянам, пришла вражья рать,
Снимал морок гам детворы.
В ту самую ночь пошла круговерть,
Измотанных, спящих детей,
Решили мазурики не жалеть,
Стащив и еды, и вещей.
Падшие женщины тоже хотят
Не меньше других вдоволь жрать,
Их цели постарше найти ребят,
И грудь за еду показать.
Пепел остывший погасших костров
Детей не способен уж греть,
Армия спит, смотрит тысячи снов,
И даже во сне хочет есть.
Утром священники города Тур
Шагали по стану детей,
Им пот покрывал макушки тонзур*
И делались лица мрачней.
Картина, что видеть тогда пришлось,
Ввергала священников в шок,
Подобное как допустил Христос?
Какой в этом хаосе толк?!
Спят дети чумазые на земле,
Меж ними опившись вином,
Шваль разная бродит навеселе,
Воняет мочой и дерьмом.
*Выбритое место на макушке головы у католических духовных лиц
На рваные платья слёзы текут
Обильной, солёной рекой,
Спящих от света костров волокут,
Рты грязной зажав рукой,
Девочек, дочек, спаси их, Этьен,
Но тот спит в роскошном шатре,
Сон его крепок, он плотно поел,
Его ждут дела на заре.
И рассказать пастушку кто б посмел,
Что ночью творил разный сброд,
Этьена тревожить никто не смел,
Хватает Этьену забот.
У взрослых мужчин по коже мороз,
И шаг их стал менее твёрд,
- Спаси неразумных детей, Христос,
Зачем тебе этот поход?!
Рыдания глушат слова молитв,
И всё остаётся, как есть,
Послы кротко ждут, когда разрешит
В шатёр свой пустить их Этьен.
Мальчишка не внял разумным речам,
И доводом здравым не внял.
- Мы победим, и нам всё по плечам,
Поддержку понтифик нам дал!
- Пришлите еды, нам надо идти,
Победы нас славные ждут.
- В курсе, что море на вашем пути?
- Я знаю, но воды падут.
- Продолжим поход тогда мы по дну,
Как раньше ходил Моисей.
- Давайте мы розог всыплем ему,
Не станет смущать он детей, -
Главному в ухо помощник шептал,
Маячил за правым плечом,
Ему же «Добро» Папа сам дал,
А мы то тут здесь причём?!
Выразил мысль, тот кто слева стоит,
Глаза капюшоном закрыв,
- Верую, он сарацин победит.
Сам Бог ему благоволит.
Часть пятая
Мы месяц шагали, вот он Марсель,
Чушь тихо лопочет прибой,
Рядом похода конечная цель,
Католиков рана и боль.
Войско Христово в финале пути,
Его трудный путь потрепал,
Решительно вышел к срезу воды
Смелых детей грозный вал.
В благоговении город смотрел,
Как, стоя по пояс в воде,
Молил стихию морскую Этьен,
Дать путь крестоносной орде.
Море не внемлет, пути не даёт,
Шёл третий, томительный час,
Громко смеётся на стенах народ,
Стал мужества таять запас.
Вместе с мужеством, что должно быть,
Вера уходит за силой,
- Мальчик, заканчивай с морем шутить, -
Толпа, хохоча, просила.
Жалкий и мокрый, с тяжёлым крестом,
Дал армии мальчик приказ:
- Всем в море войти, псалмы пропоём,
Чтоб море разверзлось для нас.
Пели псалмы, нахлебались воды,
Коленями мяли песок,
Но нет изменений водной среды,
По войску пошёл ропоток.
В молитвах и пении длинный день
Под шелест волн медленно шёл,
Детское войско без спроса с колен
Поднялось, ногам хорошо.
Плохо Этьену, морская вода
Наполнила туго живот.
- Завтра вернёмся молиться сюда! -
С опаской он войску орёт.
Примерно три дня у моря стоит
Почти тридцать тысяч детей,
В ответ на псалмы прибой шелестит,
Этьен с каждым днём всё грустней.
В день пятый примерно или шестой,
Плюс-минус, не стану я врать,
Пришли два купца, один с бородой,
Другой сжимал в пальцах печать.
Визит к пастуху теперь без труда,
Не тот нынче авторитет,
- Могу чем служить я вам, господа? -
И ждать не заставил ответ…
Почтенных гостей, богатых купцов,
Их знает весь город Марсель.
- Делу святому готовы помочь,
Нам денег не нужно совсем.
- Гуго Ферреус и Ульям Поркус,
Мы будем молиться за вас!
- Есть семь кораблей, доставить чтоб груз,
- Когда отплываем?! - Сейчас..
Тоннаж судов точен, семьсот детей,
На семь кораблей ты умножь,
Кто вытянул жребий, бегут быстрей,
Скрывая волнения дрожь.
В трапы босыми ногами стучат,
Всё ближе заветная цель,
Льют зависти слёзы сотни ребят,
Кого приютит Марсель.
Вскоре суда поглотил горизонт,
Ну всё, сарацинам конец,
Но ужас, навстречу судам идёт
Шторм жуткий, с названием «Жнец».
Жнец человеков, товаров, судов?!
Детей загоняют в трюмы,
Удары в борт волн, Жнеца страшный рёв,
Как в общем - то я и думал.
Шторм буйствовал где-то восемь часов,
С собою забрал два судна,
Без мачт, такелажа, без парусов,
На пятый день ранним утром.
К алжирскому берегу пять судов
С укаченным в трюмах войском,
Девчонок доставили, пацанов,
Бесплатно, считай, по-свойски.
Распахнуты трюмы, войско вперёд,
- Мы что, уже в Палестине?!
И кто-то от счастья псалмы поёт,
В чалме, с глазами пустыми.
Погонщик рабов считает товар,
Девочек ставят отдельно,
Из порта колоннами на базар,
Дадут где хорошую цену.
Рынок рабов разбросает детей,
У каждого своя доля,
Умрёт в Египте рабом и Этьен,
Мотыгой махая в поле.
ПименОВ.
Свидетельство о публикации №125011106888