Почему стара, коса стоит Казань?

Владимир Маяковский

"Казань"

Стара, коса стоит Казань.
Шумит бурун: «Шурум… бурум…»
По-родному тараторя,
снегом лужи намарав,
у подворья в коридоре
люди смотрят номера.
Кашляя в рукава,
входит робковат,
глаза таращит.
Приветствую товарища.
Я в языках не очень натаскан —
что норвежским, что шведским мажь.
Входит татарин:
«Я на татарском
вам прочитаю «Левый марш».
Входит второй.
Косой в скуле.
И говорит,
в карманах порыскав:
«Я — мариец.
Твой «Левый» дай тебе
прочту по-марийски».
Эти вышли.
Шедших этих
в низкой двери
встретил третий.
«Марш ваш — наш марш.
Я — чуваш,
послушай, уважь.
Марш вашинский
так по-чувашски…»
Как будто годы
взял за чуб я —
— Станьте и не пылите-ка! —
рукою своею
собственной щупаю
бестелое слово «политика».
Народы, жившие,
въямясь в нужду,
притершись Уралу ко льду,
ворвались в дверь,
идя на штурм, на камень,
на крепость культур.
Крива, коса стоит Казань.
Шумит бурун: «Шурум… бурум…»
1928 г.

   Первыми строками стихотворения поэта Владимира Маяковского украшена доска, вывешенная на улице, названной его именем, в Казани. И порой вызывает недоумение - почему "стара, коса стоит Казань"?

   Сначала вспомним историю создания стихотворения...
 
   Поэт Владимир Маяковский побывал в Казани трижды. Впечатления о городе нашли  отражение еще в двух  стихотворениях - «Три тысячи и три сестры», «По городам Союза». В третий раз поэт посетил город в 1928 году. Судя по многим источникам, 23 января  он выступал в здании Татарского государственного академического театра имени Г. Камала, который тогда находился по адресу: улица Горького, дом 13. Поэт сделал доклад о современной литературе. В книге «Летопись Казанского университета» А.П. и Е.П. Исаковых сообщается, что 28 февраля  Маяковский выступал перед студентами Казанского университета. Жил поэт в номере гостиницы «Казанское подворье» на улице Баумана, дом 9/10. В гостиницу непрерывным потоком шли молодые поэты, журналисты, среди них был молодой татарский поэт Адель Кутуй, прочитавший ему "Левый марш" на родном языке, за что получил крепкое рукопожатие в знак благодарности. Эта встреча и нашла своё отражение в строках из стихотворения «Казань»: «Входит татарин: я на татарском вам прочитаю «Левый марш».

   Ища ответ поставленному вопросу, вернёмся на 1928 год, когда был приезд поэта и написано стихотворение. 1928 год - год непростой. В этом году участились аресты оппозиционеров; 30 оппозиционеров, включая Льва Троцкого, отправлены в ссылку. Усилились разногласия внутри партии по поводу выработки экономической стратегии. Сталин утверждал, что необходимо ускоренными темпами развивать тяжёлую промышленность и проводить коллективизацию сельского хозяйства. «Правые» во главе с Н. Бухариным, А. Рыковым и М. Томским стояли за продолжение НЭПа и за союз с крестьянством. Появились процессы, участников которых, являвшихся преимущественно представителями старой (дореволюционной) технической интеллигенции, обвинялись в создании подпольной контрреволюционной организации, связанной с зарубежными антисоветскими центрами. Это - время разрыва с «правыми элементами», возврат к оборонительной тактике, направленной в первую очередь против социал-демократов, начало первой пятилетки.

   К 1928 году у В. Маяковского футуристические «скандалы» кончились. Определяющими для него были уже же не футуризм, не программа маленькой эстетской группы, а огромные социальные потрясения, переживаемые страной.

   Думается, В. Маяковский имел в виду "искоса смотрит Казань", а для ритма стиха укоротил слово, представляя, что город смотрит не прямо, искоса, испытывающее, не доверяя, ожидая, что будет дальше... А в последних строках захотел "поиграть" словами - "крива, коса стоит Казань".

     В глазах, чувствах поэта Казань предстал как старый, мудрый, многое переживший город в ожидании будущих перемен...


Рецензии