Коротко о книге и ее авторе
Александр Чуркин — выпускник кафедры истории русской литературы филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Тяжелый недуг не позволял ему присутствовать на лекциях и семинарах. Когда я впервые пришел к нему домой, чтобы принять экзамен по истории русской литературы середины XIX века, то был поражен не по годам зрелыми суждениями моего собеседника. Я до сих пор помню: речь, в частности, шла у нас о романе Герцена «Кто виноват?». Не экзамен, а беседа на интересную для нас тему. Знаю, что таким же было впечатление и моих коллег, позже приезжавших к нашему студенту.
Сергей Тимофеевич Аксаков — Александр Чуркин сам выбрал для научных занятий этого замечательного прозаика. Написал о нем отличную дипломную работу. А затем и кандидатскую диссертацию на тему «Мемуарно-автобиографическая проза С. Т. Аксакова: Проблемы поэтики», которую в 2013 году успешно защитил на филологическом факультете СПбГУ. Все эти годы я с радостным изумлением наблюдал, как стремительно расширяется научный кругозор аспиранта.
Прозой Аксакова он занимался не просто упорно, а увлеченно, с азартом. О многих интересных статьях и книгах, связанных с избранной им темой, я узнавал от него. Знание английского, болгарского и сербского языков позволило молодому филологу учесть и критически осмыслить то, что сделали в изучении творчества автора «Семейной хроники» наши зарубежные коллеги.
Главная установка в диссертации Александра Чуркина об Аксакове — осмысление поэтики его прозы. Органическое сочетание историко-литературного и теоретического подходов позволило исследователю убедительно показать, что мемуаристика тех лет демонстрирует явное возрастание художественного начала. Эта проза явно сближается с романом. Исследователь не только заявил об этих новациях в литературном процессе, он выявил эти «точки соприкосновения» романа с мемуарной прозой, а также показал, как другие жанры (очерк, анекдот, идиллия) органично входят в произведения Аксакова.
Еще один вывод диссертации, отмечу, позднее включенный и в мою преподавательскую практику, — с творчеством Аксакова в литературу, в сознание читателей входило убеждение в «праве на память любого человека, вне зависимости от его значения для истории»; в том, что «простой человек не менее достоин памяти о нем, чем великий». Подтверждением сказанного являются работы, также помещенные во второй части настоящей книги.
Исследования А. А. Чуркина вошли в академическую науку о С. Т. Аксакове.
Еще в студенческие годы Александра Чуркина я, бывая в его доме, обратил внимание на то, как стремительно разрастается его библиотека. Ларина Ильинична, мать начинающего филолога, всегда с пониманием относилась к книжным запросам сына. Наряду с томами классиков и трудами по литературоведению на полках появилось много книг по истории религии, по вопросам богословия. Это было знаком не только расширения научных интересов хозяина библиотеки, но и свидетельством его душевной и духовной потребности приблизиться к главным проблемам человеческого бытия. На этом этапе жизни Александр, не отрываясь от историко-литературных штудий, прошел трехгодичное обучение в Санкт-Петербургском Центре православного просвещения и получил соответствующий диплом. С годами он стал не просто осведомленным, а искушенным читателем и знатоком в вопросах богословия.
Читая работу Александра Чуркина о прозе святителя Игнатия (Брянчанинова) о «скептическом идиотизме и святотеческой традиции» и другие статьи, представленные в первой части книги, я ощущаю себя в позиции ученика и с благодарностью впитываю «уроки» их автора.
То, что творчество святителя Игнатия имеет отношение и к светской литературе, подсказано статьей о нем в известном и авторитетном Биографическом словаре «Русские писатели. 1800–1917». Так что автор повести «Иосиф» (богослов, публицист, святитель), как и С. Т. Аксаков, находится в ряду русских писателей XIX века.
Что же объединяет этих выдающихся деятелей русской культуры? Чем вызван неугасимый интерес к их творчеству Александра Чуркина? Вот пересказ его ответа на этот вопрос, полученного мною в одной из наших бесед. То, что объединяет святителя Игнатия (Брянчанинова) и Сергея Тимофеевича Аксакова, — их внимательное отношение к слову, его взвешенность. Это проза высокого уровня. Работая над текстом, эти авторы неоднократно меняли фразу, добиваясь ее идеального звучания.
Во времена святителя Игнатия (Брянчанинова) церковная литература и литература светская были глубоко отделены друг от друга. Это противоречило общей европейской традиции: Фенелон, Лоренс Стерн, Иоганн Арндт и многие другие являлись авторами произведений, обогативших светскую литературу, несмотря на их принадлежность к духовенству и создание ими религиозных текстов. А святитель Игнатий стремился преодолеть этот разрыв в России и вернуть церковную литературу в литературу общенациональную.
И святителя Игнатия (Брянчанинова), и Сергея Тимофеевича Аксакова отличало чувство внутренней свободы. Живя в николаевскую эпоху, они испытали многие трудности писательской жизни. Оба неоднократно подвергались цензурным ограничениям и славы своей достигли уже в пожилом возрасте. Они сумели сочетать лояльность к общественным нормам с этой внутренней свободой.
Александр Чуркин принимал участие в научных конференциях, проводившихся в Санкт-Петербургском университете и Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Вместе со своей женой Наташей они побывали в Финляндии, где он с успехом выступил с докладом на международной научной конференции.
Спасибо компьютерной цивилизации: исследователь смог принять участие в научных форумах, проходивших в разных городах России.
Об Александре Чуркине как участнике конференций и различных научных собраний скажу особо. В силу объективных причин лишенный регулярного общения с коллегами, он очень ценит такие возможности. Его силы тратятся не только на свой доклад: он тщательно готовится к обсуждению и чужих, наиболее заинтересовавших его тем. Ведь такие разговоры и даже споры взаимно обогащают собеседников. Не раз я был свидетелем, как Александр вступает в обсуждение проблемы с присущей ему, как истинному интеллектуалу, готовностью понять чужую точку зрения. Ведь настоящий диалог-спор — это совместный поиск истины, а не стремление победить или даже унизить оппонента.
Не случайно некоторые из таких споров перерастали в дружеские контакты с коллегами.
Александр Чуркин активно участвовал в сегодняшней научной жизни. Еще одно тому подтверждение — эта книга.
М. В. Отрадин,
профессор кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета
P. S. 1 января 2022 года, когда эта книга готовилась к печати, Александр Чуркин скончался…
Январь 2022 года
На фото профессор кафедры истории русской литературы
Санкт -Петербургского университета
Отрадин Михаил Васильевич,
Фото взято из интернета.
Свидетельство о публикации №125011100461