И льется поэзии чистый родник...

Вот только что я опубликовала статью о Пастернаке, где говорила о том, что когда мастерство и вдохновение разъединено рождается графомания, а что же бывает, когда вдохновение соединяется с мастерством?.. А вот почитайте это стихотворения Набокова и вы поймете, что такое высокое мастерство в союзе с вдохновением.

ВЛАДИМИР НАБОКОВ
ОКНО

«При луне, когда косую крышу
лижет металлический пожар,
из окна случайного я слышу
сладкий и пронзительный удар
музыки, и чувствую, как холод
счастия мне душу обдает,
кем-то ослепительно расколот
лунный мрак, и медленно в полет
собираюсь, вынимая руки
из карманов, трепещу, лечу,
но в окне мгновенно гаснут звуки,
и меня спокойно по плечу
хлопает прохожий: «Вы забыли, -
говорит, - летать запрещено».
И, застыв, в венце из лунной пыли,
я гляжу на смолкшее окно...»

<1924>

В  чем тут высшее мастерство?.. В том, что невероятно сложные образы, как неожиданная музыка поставлены рядом, и кажется, что наш мозг не справиться с таким наплывом картин, но они удивительным образом сообразуются в одну картинку, и мы не утопам в словесных кроссвордах, не начинаем логически понимать смысл, а схватываем картинку сразу с ее эмоциями и образами. И это удивительно. Как из такой мозаики у нас появляется ощущение происходящего будто с нами самими и естественное восприятие таких образов, будто картина Пикассо, но в поэтическом формате. А все благодаря вдохновению. Если бы  не оно, то образы ушли бы в умозрительность,  как это часто бывает с поэтами, которые увлекаются внешним описанием без магии вдохновения.


Рецензии