Из древнеиндийского эпоса

***
Вступление

Найди похожести сюжетов -
Переплетенье в том культур.
В палитре мифов, их советов -
Увидь и разницу натур.
__________
Примечания:
1. В сборнике представлен краткий поэтический пересказ отдельных сюжетов древнеиндийского эпоса «Махабхарата», «Рамаяна», пурины и др.
2. Разбивка на главы и их нумерация - от автора пересказа

***
Глава 1
хх
Средь Ничего вода явилась
И породила вдруг огонь.
Яйцо Златое получилось,
Тепло дало, но год - не тронь.

Яйца Зародыш - прародитель,
Бог Бра'хма(1), стал яйцо делить:
Верх это небо - вечный зритель,
А низ - землёю должен быть.

Меж ними - воздух, есть порядок,
Есть страны света, время есть.
Но Мир такой ему не сладок,
Среди существ - себя лишь счесть.

Того не долго он пугался.
Зачем бояться Никого?
Но радость тоже не дождался -
Печален, жизнь скучна его.

хх
От мысли Бра'хма стал родитель,
Так семь приходят сыновей,
Восьмая дочь и то примите -
За брата замуж поскорей.

Сын старший(2) - из души родился,
Того сын - жизнь созданьям дал:
Богов Мир, демонов явился,
Людей, животных - Мир не мал.

Седьмой сын(3) - из большого пальца,
Он в жёны получил сестру.
Их дочерей - сладки объятья,
Их внуки - поведут войну.

хх
Асу'ры(4)-демоны роди'лись,
Богов стал целый пантеон.
Бои в Вселенной разразились,
Был долго слышен битвы звон.

Асу'ры - старшие то братья,
Им ведомо всё волшебство:
Меняли образ свой и платья,
В невидимость тож их несло.

Три города они имели -
Железа, злата, серебра.
Объединив их, осмелели,
Что накопили столь добра.

Сначала те асу'ры - до'бры,
Гордыня превратила в злых
И счастью стали не удобны,
Оно к богам ушло от них.

Богов двенадцать народилось,
Бог И'ндра(5) их властитель был -
Грозы и грома повелитель,
А Ви'шну-бог(6) их Мир хранил.

С асу'рами бог И'ндра бился,
Потом бог Ру'дра(7) подоспел -
Из гнева Бра'хмы появился
И всех асу'ров одолел.
__________
(1) Бра'хма - в брахманизме бог-созидатель, в индуизме Брахма вместе с Шивой и Вишну образует три формы высшего божественного начала Тримурти
(2) старший сын Бра'хмы - Мари'чи, божество в индуизме, его сын Кашья'па стал прародителем всех созданий
(3) седьмой сын Бра'хмы - Да'кша, божество в индуизме, родился из большого пальца правой ноги творца, получил в жёны Вирини, родившуюся из пальца левой ноги творца, их дочери отданы замуж за Кашья'пу
(4) асу'ры - в индуизме низшие божества, называющиеся также демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами, родились у Кашьяпы от старшей дочери Да'кши - Ди'ти, находились в оппозиции к богам - сурам, родившимся у Кашьяпы от третьей дочери Да'кши - Ади'ти
(5) И'ндра - в индуизме царь богов и повелитель небесного царства, властелин Сварги (рая), где царит радость ментального и физического бытия и отсутствует смерть, божество света, молнии, дождя, речных потоков и войны, предводитель воинства богов в их борьбе с асурами
(6) Ви'шну - в индуизме один из богов триады божеств Брахма-Шива-Вишну, охранитель Мироздания, ему поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его аватар - Кришну и Раму
(7) Ру'дра - одна из форм индуистского бога Ши'вы (с санскр. «милостивый»), связанная со смертью, охотой, грозой, ветром, бурей, исцелением, персонифицирует гнев, ярость

***
Глава 2

У Бра'хмы из чела родился -
Бог Ру'дра, гневен этот бог.
Как разрушитель объявился,
Но и целителем быть мог.

Ушёл на север - край там горный,
Чтоб жить, над зверем власть иметь.
Сам красен, волосом был чёрный,
С ним чёрный лук - всех одолеть.

От стрел его - болезни, смерти,
И исцеление давал.
Молите, в его милость верьте -
И Ши'вою народ назвал.

А Да'кша, он существ Владыка,
Отдал за Ру'дру дочь свою.
Не зная - будет дочке лихо,
О том попозже пропою.

В конце Златого века - горе:
У добродетели - надлом.
Надумал Да'кша жертвы вскоре -
С богов согласья делал он.

Для действа - на горе чертоги,
Где Ганг(8) теченье начинал.
Приглашены туда все боги,
А Рудру он не приглашал.

Обиду дочка не скрывает -
Что мужа не позвал отец.
Сати-жена в огонь шагает -
Великой муки был венец.

Чтоб отомстить, приходит Ру'дра,
Качает горы, землю тряс,
Спустилась тьма, хоть было утро -
Всё это Ру'дры грозный глас.

Стрелою жертву поражает,
Та антилопою - наверх,
С тех пор в созвездье обитает,
Стрелка увидьте - ближе всех.

И Ру'дра всех богов калечит -
Он выбивает Бха'ге(9) глаз,
А тот за счастье был в ответе -
И слепо счастье впредь для нас.

А Да'кше голову он сносит
И не смогли её найти.
Козлиную кой-кто приносит,
С тех пор с такой его пути.

Утихомирили те страсти -
В реке потопит Ру'дра гнев.
Он - к Бра'хме, новые напасти:
«Раз жертвы всем, не хуже всех».

И стали Ру'дру-Ши'ву славить,
Давая жертвы и почёт.
Его сынам, что же лукавить,
Судьба различья принесёт.

Одни сыны - то ру'дры-духи,
В обличье змей они живут.
Об их злодействах ходят слухи,
Болезни, смерти всем несут.

Родились и другие дети:
Был как-то в образе быка,
Земля - коровою на свете,
Быку понравились бока.

И трижды семь сынов родились -
Могучи и прекрасен вид.
Все к И'ндре в воинство явились -
С асу'рами ждёт много битв.
__________
(8) Ганг - одна из крупнейших рек Южной Азии и третья по полноводности река планеты, берёт своё начало в Западных Гималаях
(9) Бха'га - божество в индуизме, воплощение счастья, владыка богатства и сокровищ, распределитель даров и удачи между людьми

***
Глава 3

Любимым И'ндра был сыночком,
Ади'ти-мать(10) горда твореньем:
Могуч, не маленький росточком,
Доспехи золота - с рожденьем.

Не молоком его вскормили -
Орёл ему приносит сому.
Питьём тем силу сотворили
И впредь орёл - слугою дому.

С отрочества героем стал,
Асу'ров-демонов он бил.
Эму'ша-вепрь зерно украл,
Чрез горы вепря поразил.

Над змеем Шу'шну - победитель,
Высиживал тот в яйцах зло,
Воды небесной похититель,
Но с И'ндрой всё ж не повезло.

«Он главным будет» - просят боги
И Бра'хма просьбу исполняет.
На небесах его чертоги,
Дружина силу прибавляет.

Дружина - сыновья то Ру'дры,
Мару'тами в народе звали.
Советники тож были мудры,
Пути к победам указали.

Десятки сотен тех столетий,
Что И'ндра с демонами бился.
Другие подвиги отметим,
Когда победы крик случился.

Бежала Ша'чи от несчастья -
Отец-асу'р принёс ей стоны.
Спасенье - И'ндры то объятья,
Её себе берёт он в жёны.

У И'ндры друг асу'ром был,
Все знали про того Наму'чи,
Но разругались - зло творил.
Был средь асу'ров он могучий.

Заключат договор друзья те -
Условья битвы ставят важным:
«Ни днём, ни ночью, ни в воде,
Ни на земле сухим иль влажным».

Наму'чи обессилел И'ндру -
Добавил в со'му свою су'ру.
Хоть И'ндра одолел и гидру,
Он не учёл врага натуру.

Но боги сумерек сказали,
Как все условья соблюсти:
Час сумерек они назвали,
На берегу тот бой вести.

А на оружье - пену в дело.
Наму'чи И'ндрой был сражён.
Из крови - зелье льют умело,
Тем зельем И'ндра возрождён.

И снова сила появилась,
Но иногда он с ней чудил:
Обида У'шас причинилась -
Ей колесницу повредил.

Зари богиня - эта У'шас,
Лучи - коровы у богини.
И без лучей - ей просто ужас,
Так ей однажды удружили.

Коров раз па'нии украли,
Лучи зари коровы были.
Как демонов воров тех знали.
Их одолев, всё возвратили.

Воры' вели коров далёко,
За реку Ра'са и - в скалу.
Их демон Ва'ла пас жестоко,
В пещере пас, не на лугу.

Сначала И'ндра шлёт собаку,
Коров зари, что отыскать.
Нашла собака их, однако,
Никто не думал отдавать.

Там одурманили собаку,
Собака лжёт - мол, не нашла.
Пришлось затеять И'ндре драку,
Разверзлась от молитв скала.

И У'шас вновь коров имеет -
Вновь воссияет зари свет
И солнце Мир опять согреет.
У И'ндры поражений нет.
__________
(10) Ади'ти - в ведийской религии олицетворяет собой женское начало, высшее воплощение материнства и световой энергии Вселенной, мать двенадцати богов-адитьев (су'ров)

***
Глава 4

Виви'сват - младший И'ндры брат,
Ади'ти сын восьмой.
Для бога не имел талант,
А облик - не простой.

Он - круглый и без рук, без ног.
Исправить то решили -
Всё отрубили, кто что смог,
Созданье сотворили.

Так появился человек,
А из отрезков - слон.
И с тем молва пошла навек,
Что родственник нам он.

Виви'свату жену дают,
Сара'нья - бога дочь.
Что человек он - признают,
Сара'нье то - невмочь.

Когда родился сын Яма'
И дочь Ями' вослед,
Сара'нья убежать смогла,
Тем принесла всем вред.

И кобылицею вдаль мчит,
Но образ создаёт -
«Жену» Виви'свату вручит,
Ману от той придёт.

Не любит фальш-жена Яму',
Его раз прокляла.
Виви'сват понял - зло в дому,
Не хороши дела.

С расспросом к тестю он идёт:
«Не может мать проклясть!»
Виви'сват правду узнаёт -
Конём жену искать.

Виви'сват Са'рью ту нашёл,
Ашви'ны(11) родились -
То боги сумерек, учтём,
Что от коней взялись.

Перед рассветом с этих пор -
Два юноши прекрасных
По небу мчат во весь опор,
На колеснице, ясно.

Коль к людям-родичам близки,
Ашви'ны помогают -
Несчастья чтобы обошли,
В болезнях исцеляют.

хх
Виви'сват многих породил,
Бессмертны были люди.
Век Золотой их наградил:
Греха нет - счастье будет.

Но слишком много тех людей,
Земля груз не выносит
И к Брахме с просьбою скорей -
Пусть часть людей он скосит.

От гнева Брахмы всё в огне,
Но Шива молит всё ж:
«Пустыню сотворишь вполне,
Обратно - не вернёшь».

Огонь Создатель обуздал,
Гнев Деву в свет выносит.
Она прекрасна, Смерть назвал:
«Пусть Смерть людей и косит».

Не хочет Дева, слёзы льёт:
«Меня возненавидят».
А Брахма слёзы соберёт -
От них впредь смерть увидят.

Болезни стали убивать
И страсти, и пороки.
Не станут Деву обвинять -
Веленья ей жестоки.

хх
Яма'-сын тоже смертным был,
Путь в Царство проложил -
В загробным мире первым жил,
Отец в том услужил.

Владыкой Царства он назвал,
Туда идут все души.
Царь справедливо там решал
И всех умерших слушал.

Когда Яма' ушёл - сестра,
Любимой что была,
Скорбела долго у костра,
Унять плач не могла.

И боги сжалились над ней -
Создали они ночь,
За ночь печаль уйдёт скорей,
Беду с ней - превозмочь.

хх
Был Ма'ну тоже смертный сын,
Потоп он пережил.
Он человеком добрым был,
Судьбу тем изменил.

Рыбачил как-то он в тиши
И рыбка зашла в сеть.
Сказала: «Жизнь ты не глуши,
Награду жди с тем впредь».

В кувшин ту рыбку посадил,
Потом отправил в пруд.
В гиганта выросла она,
Ей в море - тесно тут.

Сказала рыба: «Потоп жди.
Корабль себе построй,
Все семена с собой возьми,
Волненья успокой».

И Мир потоп обрушить смог,
Но Ма'ну был спасён -
На голове у рыбы рог,
Корабль крепит он.

Бушует море, к горе' путь,
Названье - Химала'я.
Там переждёт он как-нибудь,
Судьба не будет злая.

От Ма'ну возродился род,
Погибли остальные.
И до сих пор тот род живёт -
Добро важно и ныне.

хх
К богам Виви'сват путь найдёт,
Бог Солнца впредь - Сурья'.
И от того - бессмертных род,
Иные сыновья.

Огонь он людям подарил -
Дух ветра ввысь послал,
На небесах огонь тот был,
Спасеньем людям стал.
__________
(11) Ашви'ны - в индийской мифологии божественные близнецы-всадники, боги видимых небесных световых явлений, появляющиеся первыми на утреннем небе, принося людям первые лучи света

***
Глава 5
хх
Когда в творенье был конец,
Из пу'па Бра'хмы - боги.
Их восемь, каждый - молодец
И с И'ндрой все в чертоге.

Агни' - огня бог был шестой.
Собранье так желает:
«Агни', мы видим, не простой,
Жрецом пусть пребывает».

Агни' в тревоге: «Догорит
И с жертвой он исчезнет?»
Он в водах спрятаться спешит,
Тьма на Земле как прежде.

И сонм богов Агни' искал,
Им рыбы подсказали.
Проклятье рыбам Агни' дал -
В еду рыб назначали.

Просили боги у Агни':
«Потоп Ману' не снёс.
Но чтобы люди быть могли,
Он жертву нам б вознёс».

Агни' согласен, но просил -
Бессмертье ему дать.
И Бра'хма это разрешил -
Все будут почитать.

Агни', а вместе Со'ма-брат,
С тех пор владыки в храмах.
За службу много им наград -
Во всех подлунных странах.

хх
Из пу'па Бра'хмы третьим был -
Луны бог, Со'ма звали.
Он звёзд властителем там слыл,
Обряды с ним справляли.

Гордиться красотою стал
И славой бог тот Со'ма.
Жену царя как-то украл,
Увёз прямо из дома.

И за красавицу Тару' -
Звездой она была,
Случились битвы в их миру,
Кровавые дела.

Асу'ры - Со'му поддержать,
А боги - за царя.
Земля же стала возражать -
Трясутся, мол, поля.

Вмешался Бра'хма, бой и стих,
Жену ту возвратили.
А Со'ма в жёны взял других -
У Да'кши дочки были.

Смог Сома лишь одну любить,
Другие - до отца:
«Как можно с этим Со'мой жить?
Обида ж без конца».

Напрасно Со'ма не учёл -
Накажет Да'кша Со'му:
Недуг какой-то вдруг пришёл,
Всё чахнет - урон дому.

Худеет Со'ма и весь мир,
Что у него во власти.
И к Да'кше боги: «Ты б простил,
Зачем нам всем несчастье».

Прощает Да'кша, указал:
«На запад его путь»,
Там бурный океан лежал.
- «Грех смоет как-нибудь.

Но впредь полмесяца худеть,
Таков ему урок,
Вторую чтобы часть толстеть».
Луны в том виден срок.

Другое кто-то говорит:
«Луна так убывает -
Богам и душам пир творит,
Пир сому выпивает.

Но Солнце сому снова льёт,
В сосуд, что есть Луна,
Она той сомою живёт,
Наполнится сполна».

***
Глава 6

Ману', когда потоп прошёл,
Бросает жертву в воду:
Немного масла он нашёл
И творог вслед - в угоду.

От жертвы дочь он получил,
Стал тестем Сомы сына.
Так Лунный род он породил -
Востоком власть хранима.

Пуру'рувас - то внук Ману',
Себе был на уме.
Приходят гости раз к нему,
Довольны не вполне.

Желанье с Выгодой войдёт
И Добродетель - третьей.
Он Добродетель позовёт,
Двух первых - не заметил.

От двух проклятье получил,
Беда впредь в жизни ждёт -
Любовь с Разлукой обручил,
Смерть корысть принесёт.

В обители богов - покой,
Но Урваши' нарушит -
Арса'ру(12) бог назвал женой,
А ей другой шёл в душу.

И Ми'тра(13)-муж прогнал с небес,
Хотя она - прекрасна.
Средь смертных жить ей без чудес,
Печально то - всем ясно.

Пуру'рурвас и Урваши' -
Увидев, полюбили.
И на Земле дни хороши -
В любви лишь только б были.

Согласна быть она женой,
Коль муж то не забудет:
Ягнят берёт двух на постой,
Нагим пред ней не будет.

И были счастливы они,
На небесах ж - тоскуют.
«Вернуть бы надо Урваши'» -
Гандха'рвов(14) мысль волнуют.

Те ночью во дворец идут,
Ягнёночка хватают,
Муж наг, замешкался, не ждут,
С ягнёнком исчезают.

Жена: «Трус ты!» - ему орёт,
«Мне муж такой без толка».
Вторую ночь он наг встаёт,
Чтоб не отдать ягнёнка.

Осветит молния его -
И нагота видна,
Теперь в кровати никого -
Исчезла вмиг жена.

Пуру'рурвас искал жену,
Он к озеру приходит.
Там лебеди - свой лик ему,
Средь них жену находит.

Ей говорит: «Вернись, прости,
Иначе - брошусь вниз».
Она в ответ: «Ты не грусти,
Домой живым вернись.

Я - вольный ветер, ты учти,
Что женщина - не друг.
Чрез год сюда же приходи,
Жду сына - недосуг».

Чрез год приходит, там дворец,
Весь золотом горит.
«Ко мне вернёшься, наконец?» -
Жене он говорит.

- «Желанье завтра скажешь ты,
Гандха'рвы скажут путь».
- «Желанье - жить возле жены».
- «Про жертву не забудь».

Огонь гандха'рв ему вручил,
Чтоб в лес его отнёс,
Огонь чтоб на трое делил
И жертву там вознёс.

В лесу жаровню бросил он -
Решил, что обманули.
А во дворце не шёл вновь сон,
Раздумья в лес вернули.

Жаровни нет, но есть кусты,
Он веток наломает.
Хоть много было маеты,
Огонь он зажигает.

И первым среди смертных стал,
Гандха'рвой впредь живёт,
Огонь священный кто достал.
С Урва'ши жизнь идёт.

Настигнет та проклятья часть,
Что Выгода сказала:
Решил у бра'хманов(15) украсть,
От корысти - не стало.
__________
(12) Ми'тра - божество в индуизме, связанное с дружественностью, справедливостью, договором, согласием и солнечным светом
(13) апса'ры - полубогини в индуизме, духи облаков и воды, прекрасные танцовщицы
(14) гандха'рвы - полубоги в индуизме, сведущие в равной степени в музыкальной и военной науках
(15) бра'хманы - высшая каста в древнеиндийском обществе, жрецы, мудрецы


Рецензии