Утка на памятнике Тысячелетия

Утка, олицетворение связи воды и суши, должно быть, богиня Макош, а кто рядом с ней (на уровне стоящего в рост Годимина), чьё это изваяние, пока неизвестно (см. следующий стих). Языческий бог расположен автором выше сидящего на троне Ольгерда, должно быть, по какому-то ему известному замыслу, а не просто заполнить пустое место рядом с героиней сюжета, уткой. На монументе - утка и рядом лик какого-то божества в фас (с волосами в форме звезды), столь же условное и плоское изображение, как и Велеса (обе фигуры на заднем плане, барельефом), а Перун гораздо объёмнее, Перун - на переднем плане, его голова выступает за край пояса, даже свесилась с верхнего яруса. Перуна поднимает какой-то могучий славянин или волхв, очевидно тот, кому бог был дорог. Велес же, скотий бог у тороватых немцев, расположился за спиной Рюрика и грозит кулаком всякому смотрящему. Солнцеликий смотрит на Годимина на юго-запад, тогда как утка плывёт в сторону князя Витовта, направлением к Волхову, если привязаться к месту, на восток. Находится эта пара богов в компании с древнерусскими князьями Годимином, Ольгердом и Витовтом. Иногда их называют литовскими, но это не совсем так, они князья ВКЛ и разговаривали они на русском, и языка жмудь не знали. Если по современному, то это белорусские князья, язычники до 16 века, а край тот у историков - половецкий от слова Полоцк, полова (жёлтый). Просто так повелось в Российском образовании стирать грань между Литвой и ВКЛ, хотя это в корне не верно, также как не замечать исчезновение Пруссии, этимологии этого названия (древняя Русь). Не стоит искать Тмутаракань на Кубани - это Прибалтика. Самое интересное от историков нас ещё ждёт впереди: «по традиционной версии этимологии, русское название «половцы» происходит от др.-рус. половъ — «жёлтый». Вот уточек и рисуют жёлтыми, объясняя тем спрашивающим, что это цвет палевый, никак не жёлтый, если кажется жёлтым - думайте палевый. Так появилось слово палёнка, история от немцев.

Долго бился над загадкой,
Что за птица средь ветвей?
Её трели сердцу сладки.
Это курский соловей!
Осенило, кроме шутки,
в тишине лучами сень.
Это с виду она утка.
Приглядеться, селезень.

Пролетит над Померанью,
над Силезией - на Сейм...
Всем привет с Тмутаракани!
В Среднерусской полосе
тихо спустится на воду
Белым лебедем в Фитиж.
Птицам нравится свобода.
Ты зачем сюда летишь?

Размножаться, тихо скажет,
Я неволю не люблю...
Долгий путь крылами машет.
Утку хлебом накормлю.
Долго бился над загадкой.
И на памятник глядел.
Подсказал утёнок гадкий.
А под осень ... улетел.

На душе большая Смута,
нет Московского царя...
Расскажи кому про уток,
и за селезень я зря.
Сколько слов и мало сути!
Что хотел сказать я тем,
в реку Сож впадает Утя,
Это знали люди все.

И у Ипути начало,
Божий - бил родник ключом,
а потом их повенчали,
вот и песня, ни о чём.
Что я вижу на картине
вольно плавает Макош.
В этой маленькой лепнине,
есть и сила, есть и мощь.

С кем боролся царь Перун?
http://stihi.ru/2025/01/10/4699
Половец на памятнике Тысячелетия
http://stihi.ru/2025/01/10/4941
А Московского царя, долепить бы надобно!
http://stihi.ru/2025/01/09/6875

* Герб города, ныне у села Фитиж Курской обл.
на озере Фитиж (Старуха Сейма).
* Тмутаракань - Прибалтика ныне
*начало Ипути (Бога путь)ручей Божжи...

10.01.2025, Санкт-Петербург


Рецензии
Интересно, Сергей, правда утку что-то не нашла или плохо смотрела😊Надо будет ещё раз все рассмотреть и сопоставить!
Про Тьмутаракань не знала, что реальное место, всегда думала, что выдуманное😆
И остальные факты интересные!
Благодарю за экскурс, ещё зайду!
Всех благ!

Инна Соболева 2   10.01.2025 23:16     Заявить о нарушении
Над головой сидящего (кн. Ольгерда) маленькая фигурка в виде ковшика, клювом вправо - утка. Есть ряд публикаций, в частности:
Тмутаракань этимология и местоположение
http://proza.ru/2024/11/26/1495
Спасибо, Инна!

Сергей Курочкин 3   11.01.2025 00:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.