О единственном способе познания Высшего

Часто о Боге,как о собственном вечном благе, мы где-то со стороны, а не из источника чистой совести,откровения и святости. Ищем в мрачных развалинах сумрачного разума, или,наоборот, увлекаемся ярко-пластиковыми конструкциями  полу-домыслов своего или чьего-либо воображения, или вообще  не знаем и ничего не хотим.

А потому несколько слов исключительно к самоназиданию. И совсем не для "свиней и псов", пытающихся подменять собой нас.
Пусть в чем-то и не вполне удобовразумительно...



1. Мир познается умом, а Бог смирением.

Бог,превышающий бытие и небытие, есть Источник всего и Он - абсолютное счастье для всего. Совершенно недостижимый,никак непознаваемый и невообразимый.
Нельзя обрести Его методами мира...но можно Его же собственными средствами.

То, в чём явлено наше существование, - это видение,слышание,произносимые слова,мысли,действия,само ощущение бытия и т.д. Божье иное. В надмирной невидимости духа, - это безвидность,молчание,безмолвие,немыслимость,неощутимость бытия, и подобное.
Наше, где мы сердце и совесть, - это намерения дел и поступков в понимании их несовершенства,нечистоты и т.д. Его же, в неизреченной радости духа, - это вечное добро,любовь и подобное.

Всё Божье наполняет наше, когда через Его средства, т.е.через глубины смирения, умаляемся до подобия Его безвидности - облекаясь в бесстрастие,в созерцание Его невидимости и молчания, чем входим в радость свободы надмирной жизни, где ощутимо "Им и живем,и движемся,и существуем", находясь в Его общении - в Его заполняющем всё благом промысле о нас, равно обнаруживающем себя как в нас, так и во всех обстоятельствах нашей жизни.


2. Чуть подробнее о том же...

Нет Бога и невозможно Его увидеть тому, кто заслоняет Его собой,представляя себя чем-то неподдельно существующим, чем-то отдельно особенным, а,тем более, неким центром и "пупом земли".

Но Бог Он есть...только не как мы...а,будучи невидимым, и через это пребывающим как "всё во всём", "виден" сквозь всё тому, кто смотрит на себя и мир с открытыми глазами, познавая,что, как по существу,так и нравственно, его, как человека, вместе с окружающим миром, вообщем-то,и "нет", а есть в своей невидимости и добре только один Бог.

Основания к такому онтологическому взгляду на себя и окружающее в том, что:
- в сравнении с реальностью Божества,которым "всё живет,и движется и существует", всё остальное выглядит призрачным и подобным "ничто";
- человек и весь мир созданы Богом из ничего,а значит не только выглядят,но и по самой своей тварной природе они просто "ничто";
- ничего своего, даже в себе, ни у одного из существующего нет. Всё что есть - Божье. А потому, и в этом смысле, всё видимое представляет собой только одну зияющую пустоту "ничто".

В нравственном смысле тоже не сложно начать осознавать, что ты сам,человек, как есть сейчас в своей разделенности с миром и Богом:
- хуже любого другого из человеков,
- хуже всякого животного,
- и даже хуже самих демонов.
Почему так? Желающий знать узнает...
Отсюда и с этической точки зрения мы, взятые сами по себе, и мир который должен созидаться через нас, есть всё таже самая ирреальность небытия в отсутствии в нас воплощенного свыше добра (где всякое в покаянии раскрытое несовершенство исправляет и покрывает Собой только воскресший Бог).

Через подобное смиренномудрие, знающее себя и мир такими, какие они есть на самом деле, прозревается Бог, представая перед ищущими Его "лицом к Лицу", отражаясь и проникая в них Своею благодатью (где спасительное Божье,которое соединение с Ним в благодати,обретается только во Христе).

Бог,будучи благим (сверх) Источником,Силой и Действием всего,в невидимости для всего умаляет Себя для всего...Подобное же притягивается к подобному...
Смиряющийся до зрения своего несовершенства и безвидности (через покаяние и созерцание) возводится к превечно Смиренному.
Бог,ранее лишь воспринимаемый в Своем действии как истина и добро, будучи всем для всего, но подобный небытию для Своего творения, в этом "небытийном" образе становится "видим"(созерцаем) как тишина и невидимость,полагаемые в основе творения, - как свобода от мiра и "мирный дух" превышающий этот мiр - как благодать спасения и вечной жизни...Откуда возникает и полнота видимого явления Божества, как Света благодати.


3. Познание Бога Богом через смирение (как дыхания нашего дыхания):
- есть, в своей основе, бесстрастное и безвидное ведение (созерцание), в которое облекается свобода вечной жизни и ее надмирная радость,где человеческий дух становится единым с Духом Божьим;
- из чего происходит наполнение и выражение всего Божественным совершенством, жизнью вечной любви являемой в силе...

Вхождение в умаляющие себя глубины смирения - как, сначала, в деятельное подобие Богу по совершаемому добру, так и, далее, в созерцательное  подобие Его безвидности - единственная и одновременно универсальная возможность познания непознаваемой трансцендентности превечного Божества,
иной,простой, для простых, и единственный ,в своей сути для всех, " метод" (сверх)познания реальности и (сверх)блага Иного...


Рецензии
Интересные мысли, Дмитрий. Поучительно. Философско религиозный трактат.
С Уважением

Сергей Чеснов   27.03.2025 15:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.