А поисках лесных сокровищ

(Рассказ 3+)

Я хорошо помню своё детство. Когда мне было лет пять, я жила в бревенчатом доме в деревне вместе с моими родителями, вместе с бабушкой и делом. Это была уральская глубинка. Летом бабушка и дед много работали в огороде: садили, пололи, поливали… Чаще всего, я возле бабули крутилась, где-то с клубникой ей помогу, где-то сорнячки повытаскиваю. Работой сильно меня не нагружали, а вот в разговорах я многое узнавала о растениях, о ягодных кустах. По листочку могла определить, где нужное растение, полезное, а где сорняк растёт.
Летом в выходные дни, если погода была теплая, то мы всей семьёй шли купаться. А если погода  была не купальная, то мы ходили в лес. В июне мы ходили за жимолостью, потом за земляникой, в июле голубика и морошка поспевали, а за ними  шиповник зрел, в августе грибы, брусника, а там  шишки кедровые и по первым морозам отправлялись за клюквой…
Когда мы с мамой бродили по лесу, мама о многом мне рассказывала. А я всё время мечтала найти клад. Мама смеялась и говорила мне:
Зачем тебе клад? Учись, как выживать в лесу! Слушая и запоминай, пока я живая! Знания – это сила! Вот, смотри, Полинка, это трава, лист тонкий, длинный с одной стороны гладкий, а с другой шершавый. С виду обычная трава,  а рукой не правильно дернешь её и руку порежешь!  Не хватай в лесу руками растения все подряд. Это я тебе не просто так говорю, это опасно бывает, доченька! Многие растения полезны, но в лесах встречаются и ядовитые экземплярчики. Видишь, травинка, про которую я тебе рассказывала, лист у неё тонкий, безобидный, а руку режет, словно нож! Но зато, старые люди рассказывали про эту траву всякие чудеса.  Если сорвать её целый пучок и натереть подошву твоих сапожек, то даже самая умная собака не сможет тебя найти по следу, не учует!  Трава не причинит вреда собаке, но и запаха от тебя даже не останется.
- А зачем мне от собаки прятаться? – спрашивала я
- А представь, что человек заблудился в лесу, сбился с дороги и до темноты из лесу не смог выбраться. Знаешь, что будет?
- Что?
- А вот что! Ночью по лесу бродят опасные животные: лисы, волки, рыси, медведи…  Вот если подошву такой травой натереть, то никто из животных за тобой не увяжется и не погонится.
А я шла и думала: - «Такой лес тихий, спокойный, откуда тут медведям взяться и рысям? Лучше бы клад искали!»
А мама не унималась:
- Смотри, Поля, это растение называется лопух.
- Знаю, знаю! У нас в садике так детей называют, которые вещи свои на место не кладут!
- Вещи здесь не при чём, это просто выражение такое! А вот у лопуха есть отличительная черта от других растений – это большой широкий лист. Старое растение сразу видно по листу, лист большой иногда в дырках. Молодой лопух не большой, но зато может стать спасителем.  Если у тебя нет с собой хлеба или другой еды, то молодой лопух может стать твоей пищей!  – с выражением рассказывала мама, потом срывала лист лопуха под самый корень, убирала сам лист, а корень зачищала небольшим перочинным ножом. Длинна такого лакомства была примерно десять сантиметров. Я тоже пробовала розово-белый корешок  лопуха и удивлялась, что это даже вполне съедобно. А мама говорила:
-  Лопух - это лекарственное растение, парочка съеденных корешков утолит голод и пользу принесёт.  А вон, смотри трава с тремя листочками – это Заячья капуста, на вкус она кислая, её тоже можно есть без вреда для организма. В народе называют заячья капуста, а в книгах пишут кислица. Выходит, что в лесу можно не только ягодами питаться, но и растениями!
Мы часто ходили в лес, каждый раз мама знакомила меня с новыми ягодами и с новыми растениями. От неё я знала, что  волчья ягода растёт на кустах, она опасна человеку, а костяника сладкая и полезная сдвоенная ягодка красно-розового цвета. Вороний глаз ягода темно-синего цвета, ядовитая, есть её нельзя. Заметочка на ней есть - белый налёт!  Дерево черёмуха имеет кисточки, а на них сладкие ягоды черные блестящие. Есть в лесу лже-черёмуха, ствол у неё отличается от обычного ягодного дерева, у дже-черёмухи он гладкий, словно глянцевый, золотисто- коричневый. Ягоды у такого дерева чернильные, для человека опасные.
А я слушала маму,  училась читать лес, запоминала названия полезных и опасных растений, съедобных и несъедобных ягод и грибов. Училась наблюдать, как живут птицы, где строят муравьишки муравейники, как выглядят осиные гнёзда. Запоминала, как можно читать по лишайникам, растущим на деревьях, где север, а где юг. Изучала с мамой следы животных, училась пить березовый сок, делать из бересты ложечки и  не переставала мечтать, что однажды в лесу найду клад и стану обладательницей лесных сокровищ…


Рецензии