Двойственность

“Первопричина
Есть Изначальный Ум, Единое
(Пустота – недифференцированная
Всеобщность. Так как все пары
Противоположностей
Являются
Лишь представлениями обычного ума, даже крайние противоположности –
Сансара и Нирвана
При достижении Просветления сливаются в одно Сверхсознание,
И тогда осознаётся иллюзорность двойственности.”

“Иначе: субъективность и объективность. Всем сансарическим концепциям
И эмоциям даётся оценка
По субъективно-объективной модели – знающий
И знаемое,
Любящий и любимое и т.д.
Эта дуалистическая модель мысли – коренная причина Сансары.
Просветление есть уход
И освобождение от двух лязгающих челюстей тисков
Дуализма.” 


ДВОЙНАЯ ТЕНЬ (2 ВИДА ТЯГОТЕНИЯ)
“Согласно буддизму есть два вида тяготения: тяготение
К Эго и тяготение
К Дхарме.
Второе подразумевает
Врождённую склонность принимать
Становления и манифестации
За реальные
И существующие. Сама концепция «бытия»,
Заявляет Махаяна, есть продукт тяготения к Дхарме.”.

“Тяготение к Эго (санскр. атма-граха) – иллюзия постоянного
Необусловленного (свободного) Эго, вызывающая
Продолжение сансарического существования. Тяготение к Эго проявляется
В двух формах: 1) внутриприродное, или врождённое Эго,
Фундаментальное понятие «себя» и 2) приобретённое Эго,
Которое вырабатывается через опыт и образование.”


ДВОЙСТВЕННОСТЬ
“Истинно, всё в вашем естестве движется в неизменном полуобъятии,
Желанное и ужасающее,
Отвратительное
И заветное,
То, что вы ищите, и то, от чего вы бежали бы. Всё это движется
В вас, как свет и тень, слитые в пары.”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ (2 ГЛАВНЫЕ ФОРМЫ)
“По мнению Шрилы Дживы Госвами, существует две главные формы
Материальной двойственности.
Первая – различение противоположностей,
Когда человек различает материальные добро и зло, красоту и уродство,
Богатство и бедность и так далее.
Вторая – когда он воспринимает
Себя и весь материальный
Мир как нечто отделённое
Или независимое от Бога.”.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ (5 МАТЕРИАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ)
“Если мы вдруг замечаем в душе какую-то двойственность,
Это следует считать
Лишь заблуждением ума.
В действительности эта кажущаяся двойственность
Не имеет иной основы помимо нашей собственной души. Двойственность,
Состоящая
Из пяти материальных элементов, постигается
Лишь в именах и формах. Те, кто говорит, будто эта двойственность
Реальна, – лжеучёные, которые напрасно выдвигают
Фантастические теории, не имеющие под собой никакого основания.”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ (ВЫХОДИТ ИЗ-ПОД ВЛАСТИ)
“...Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (7.28):  «Кто совершал
Благочестивые
Поступки в этой
И в прошлых жизнях и полностью отрекся от греха,
Тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью
Посвящает себя служению Мне».”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ (ДВАИТА)
“Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет,
Что слово дваита, «двойственность», указывает на ошибочное восприятие
Какого-либо предмета, как имеющего независимое бытие,
Отдельное от бытия
Кришны.” (ком.).

ДВОЙСТВЕННОСТЬ (ДОБРО И ЗЛО)
“Шри Кришна сказал Уддхаве:
В Глазах того, чьё сознание обмануто
Иллюзией, всевозможные материальные объекты
Имеют разную ценность
И значимость. Такой человек строит свою деятельность
Исключительно на основе материальных представлений
О добре и зле и становится рабом этих концепций.
Поглощённый материальной деятельностью, он мечется между исполнением
Предписанных обязанностей, отказом от них и запретными действиями.”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ (КОРНИ ДЕРЕВА)
“У Ницше есть один очень важный принцип. Он говорит,
Что дерево, которое хочет достичь высот неба, должно погрузить
Свои корни в само основание земли.
Дерево, которое этого боится, должно отказаться от желания достичь неба. Действительно,
Чем выше дерево,
Тем глубже погружены его корни. Если вы хотите подняться в небо,
Вы должны опуститься и в саму бездну.
Высота и глубина – это не две различные сущности, два измерения
Одного и того же. И их пропорция
Всегда одна и та же. Ум человека всегда хочет
Выбрать между кажущимися противоположностями. Он хочет
Сохранить небо и отвернуться от ада. Он хочет
Обладать спокойствием и избежать напряжения. Он хочет
Защитить добро и разрушить зло. Он страстно желает
Принять свет и отрицает
Тьму. Он стремится
Прицепиться
К удовольствиям и избегать боли. Его ум всегда разделяет
Действительность на две части и выбирает
Одну часть в ущерб другой. А из выбора возникает
Двойственность, которая приносит конфликт и боль.”
 
ДВОЙСТВЕННОСТЬ (ПРИРОДА)
“Природа человеческая двойственна...” (Платон, «Тимей»).

ДВОЙСТВЕННОСТЬ (РАБЫ РАЗЛИЧНЫХ НАЗВАНИЙ)
“Мы являемся рабами различения «да» и «нет», субъекта и объекта; мы –
Рабы
Различных названий.
Истинная свобода, или истинная созидательность, расцветает
Только тогда, когда мы прорываемся
Через этот барьер.”
 
ДВОЙСТВЕННОСТЬ (ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК)
“Ибо только человек есть тварь двойственная. Одна
Из двух составляющих его частей проста,
Ее называют «сущностной», «сотворённой
По подобию Бога».
Другая – четверичная часть, которую называют «материальной»,
«Земной». Она составляет
Тело, которое у человека служит оболочкой божественной части,
Чтобы эта божественная часть и то, что с нею связано, –
Чувство чистого разума
Почивали сами в себе, как за стеною тела.” (Асклепий, 7б).


ДВОЙСТВЕННОСТЬ ДУШИ
“Двойственность Души – не вымысел.
 Наши физические чувства не имеют ничего общего с духовными
Способностями. Последние начинают
Действовать там, где заканчиваются
Первые – в силу той «китайской стены»
Вокруг Империи Души,
Которую называют Материей.” 74а*72-73.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЖЕЛАНИЯ И НЕНАВИСТИ
“Шри Кришна сказал Арджуне: «О потомок Бхараты,
О покоритель врагов, все живые существа рождаются
В неведении, введённые в заблуждение двойственностью, проистекающей
Из желания и ненависти». [Б.-г., 7.27.] Естественным изначальным
Положением живого существа является
Положение подчинённого
Всевышнему Господу,
Который есть чистое знание. Когда живое существо оказывается
В заблуждении, отделяющем его от этого чистого знания,
Оно попадает под власть иллюзорной энергии .
Иллюзорная энергия
Проявляется в двойственности желания и ненависти.
Вследствие желания и ненависти,
Невежественное существо хочет стать единым
Со Всевышним Господом и завидует положению Кришны,
Как Верховной божественной личности.
В этом их беда. Характерно, что жизнь таких заблуждающихся
Людей проходит в двойственности позора и чести, страдания и счастья,
Мужского и женского, хорошего и плохого, удовлетворения и боли, и т.д.
Им свойственны мысли: «Это моя жена. Это мой дом. Я хозяин этого дома.
Я муж этой женщины». Такова двойственность,
Присущая заблуждению. У того, кто сбит
С толку подобной двойственностью,
Совершенно отсутствует разум, и потому он не может постичь
Верховную божественную личность.
Для грешников, атеистов,
Глупцов и обманщиков очень трудно преодолеть двойственность, связанную
С желанием и ненавистью.”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ МЕШАЕТ СДЕЛАТЬ ДОСТОЙНОЕ
“Вы, конечно, понимаете, что сделать что-либо достойное
Человек двойственный не может.
Он во всякое дело
Привнесёт самого себя, свою жадность,
Свои сомнения и страхи.
И, к тому же, часть энергии потратит не на дело,
А на погашение внутренних противоречий. Один голос будет говорить
Ему: «Поступай благородно, не присваивай того, что тебе не принадлежит,
И так далее», а другой будет повелевать:
«Держи всё в своих руках! Пойми, деньги – это власть!
Возьми от жизни всё, что ты можешь! Не беспокойся! Оправдания всегда
Найдутся: в твоей философии, в твоей религии, в твоей политике».
Так мыслит,
К сожалению, большинство людей, но я хочу сказать вам:
Нельзя брать от жизни больше, чем вы можете ей дать,
Чтобы не нарушать баланс и гармонию. Таков закон! Многие не знают
Этого закона или не хотят считаться с ним и попадают,
Как говорится, в переплёт.”

 
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРЕДАННЫХ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ
“Шримад Бхагаватам 6.17.31. говорит, что преданные, полностью занятые
В служении Верховному Господу, бесспорно, обладают
Совершенным божественным разумом
И полностью лишены привязанности
К материальному миру. Как следствие,
Материальная
Двойственность их совершенно не интересует.”
 
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ
“Следует научиться выносить двойственность
Явлений:
Радость и горе, холод и жару и, мирясь с этой двойственностью,
Освободиться от всяких забот, связанных с приобретением и потерей.
Этот трансцендентальный уровень
Достигается тем, кто в полной мере достиг
Сознания Кришны и полностью вручил
Себя Ему.”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – «ДЕМАРКАЦИОННАЯ ЛИНИЯ»
“Реально существует «чёткая демаркационная линия»
Между двумя силами
Материи и духа; этой «стеной» подчёркнута присущая
Всякому проявлению
Двойственность, чтобы научить людей освобождаться от ограничений
Четвёртого, человеческого, царства
И переходить в пятое или духовное царство.
Проблема добра и зла, света и тьмы, правды и лжи была поставлена
Исключительно для блага
Человечества, чтобы позволить
Людям сбросить с себя оковы,
Заточающие дух, и достигнуть духовной свободы.
Этой проблемы в «полном объёме» не существует ни в низших царствах,
Ни в тех, что превышают
Человеческое. Человек на своём опыте и через страдание
Обязан усвоить факт двойственности всякого существования.” 

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – ДВОЕДУШИЕ
“Обратим тщательное внимание на нижеследующее: Не двоедушие ли наше
Укрепляет врагов наших в борьбе с нами?
Не оно ли – причина частых поражений наших?
Не сами ли мы упрочиваем власть и влияние наших
Врагов над нами, исполняя их волю исполнением наших
Плотских пожеланий, влечений, пристрастий?
Не прогневляем ли этим Бога, не удаляем ли Его от себя?
Не действует ли в нас
Миролюбие, оставляющее за нами только наружность служителей Бога,
Отъемлющее существенное достоинство Божьих рабов, соделывающее
Нас в сущности врагами Бога.” (О молитве).

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – ДВОЙНАЯ НАТУРА
“Двойное существо или двойная
Натура в разговорном смысле относится к тем,
Кто имеет две остро контрастные части в своём существе
Без связывающего контроля над ними. Иногда они
Целиком отданы высшему, и тогда в них всё в порядке: иногда же в них
Всё для бездны, и тогда они
Совсем не заботятся о высшем и даже насмехаются или бранятся над ним
И полностью отпускают поводья у низшего человека.”
 
ДВОЙСТВЕННОСТЬ – ДВУЛИЧНОСТЬ
“Необходимо научиться избегать двуличности в отношениях с другими...”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – ДУХ ОТРИЦАНИЯ
“Дух отрицания, столкновение мнений,
Категоричность свидетельствует
О двойственности ума, препятствуют пониманию сути и гасят творческий
Потенциал.”
 
ДВОЙСТВЕННОСТЬ – ИЛЛЮЗИЯ
“Именно сознание двойственности ввергло род человеческий
В великую иллюзию.”
 
ДВОЙСТВЕННОСТЬ – КОГДА МЫ КЛАССИФИЦИРУЕМ И СОРТИРУЕМ
“Вне словесный, конкретный мир не содержит
Ни классов, ни символов,
Которые всегда означают или указывают на что-то иное.
Поэтому он свободен от дуализма. Дуализм возникает
Только тогда, когда мы классифицируем, сортируем свои переживания
По умственным ящичкам, а каждый ящик
Не был бы ящиком,
Если бы не имел своего «внутри» и «снаружи».” 
 

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – МАТЕРИАЛИСТИЧНОЕ ОБЩЕСТВО
“Материалистичное общество предполагает двойственность.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – МАТЕРИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

“Чем больше человек развивает в себе духовное сознание,
Тем меньше он зависит от двойственности, порождённой
Материальными качествами.”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР
“Материальны мир – это мир двойственности. Здесь нельзя испытать счастье,
Не познав горя, и наоборот. Поэтому материальный мир называют
Царством относительности. Однако духовное счастье
Выше двойственности материального мира, и испытать его
Может тот,
Кто достиг совершенства в йоге.”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – ПОМУТНЕНИЕ РАЗУМА
“Человек видит двойственность в жизни вследствие помутнения разума:
Мудрый, просветлённый, видит реальность
Вещей, незамутнённую
Ложными идеями.”
(Эно, шестой патриарх Дзэн-буддизма). 

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ
“В «Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 4.176) сказано: «Представления
О хорошем и плохом, бытующие в материальном мире, –
Всего лишь порождение ума. Поэтому тот, кто говорит:
Это хорошо, а это плохо, заблуждается». Мы должны
Понять, что в материальном мире, мире противоположностей,
Нет ничего хорошего или плохого –
Всё это лишь игра
Воображения. Такой образ мыслей, однако,
Не следует имитировать; сначала нужно подняться
На духовный уровень и стать
По-настоящему безразличным к любым проявлениям двойственности.”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – РАЗДЕЛЕНИЕ НА ДРУЗЕЙ И ВРАГОВ
“Пока живое существо мыслит двойственными категориями, считая одних
Своими друзьями, а других
Врагами, оно, несомненно, находится во власти майи.
Находясь в обусловленном состоянии,
Мы считаем одних живых существ своими друзьями,
А других – врагами,
И в этом проявляется двойственность нашего материального бытия.”

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – СТАДИЯ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕГО СОЗНАНИЯ
“Смею напомнить, что двойственность – это лишь стадия
Эволюционной дуги, приводящая в конце концов к реализации Единства.” 

ДВОЙСТВЕННОСТЬ – ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ВСЕЙ ЖИЗНИ
“Это неправильное разделение просто является ложью в тот момент,
Когда человек
Встретится с малейшей трудностью, оно проявит
Себя внутренним спором и неправильным пониманием.”
“Мы очень многим
Интересуемся, очень во многое входим,
Но почему-то совершенно не замечаем
Несоответствия между нашей духовной жизнью и нашей
Жизнью на земле. У нас образуются две жизни. В одной мы
Необыкновенно строги
К себе, анализируем тщательно всякую идею, прежде чем
Высказаться о ней –
В другой мы наоборот чрезвычайно легко допускаем
Всякие компромиссы, чрезвычайно легко не замечаем
Того, чего не хотим заметить. И мы примиряемся
С этим разделением. Мы как будто даже не находим
Нужным проводить реально в жизни наши высшие идеи, почти возводим
В принцип не смешение «реального» с «духовным».
В результате этого получаются все безобразия современной жизни –
Вся бесконечная фальсификация нашей жизни –
Фальсификация печати, искусства, театра, науки, политики; –фальсификация,
В которой мы задыхаемся,
Как в вонючем болоте, но которую мы сами же создаём,
Потому что мы же и никто другой
Являемся слугами и данниками этой фальсификации.
У нас нет чувства личной ответственности,
Нет смелости, и нет даже сознания их необходимости.”
“Пока индивидуальная душа
Не освободится от незнания или от веры в двойственность, она
Принимает нечто другое за себя.” (Макс Мюллер).

ДВОЙСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ
“Будда настаивал на том,
Чтобы его ученики не мыслили
Двойственными категориями. И если ученик был не в состоянии мыслить
Целостно, его отстраняли от дальнейшего обучения.”
 
ДВОЙСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
“Можно сказать словами Асанга:
 «Итак, дуальность предстаёт в видимости, но не в реальности».”
 
“Сознание является единственной реальностью,
Помимо обусловленного Сознания,
Которое даёт Самсаре,
Природе, её иллюзорную видимость реальности.
Ничто не имеет независимого существования.”.
“Закон дуальности, как он наблюдается в природе, является кажущейся,
Но не абсолютной
Истиной; мудрость, что все дуальности представляют просто аспекты
Одного Единства,
Лежащего в основе всех вещей, есть
Конечная Истина.”.

“Дуалистические представления, будучи врождёнными
В духовно-неразвитом Разуме,
Разматываются, или раскрываются, из них самих,
И должны затем быть
Нейтрализованы Правильным Знанием.”

ДВОЙСТВЕННЫЕ СИЛЫ
“Маги считают, что всё во Вселенной состоит из двойственных сил,
И что мы подвержены такому дуализму
Во всех аспектах нашей жизни.” 


ДВОЙСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
“Дуалистичный (двойственный) человек тот,
Которого покинул божественный бессмертный дух, оставив
Только животную форму и астральное тело,
Отдав его во власть инстинктов, т.к. он был побеждён
Всеми грехами. С этого момента он
Становится послушным орудием в руках невидимых тонких
Сущностей, носящихся в атмосфере и готовых в любую минуту
Инспирировать...”


Рецензии