Маккавеи

«…Но они (евреи) не отвечали, т. е. не сопротивлялись им (язычникам), по случаю дня субботнего, …ни даже камня не бросили на них. И сказали: мы все умрем в невинности нашей, ... и умерло их... до тысячи душ...»
                Первая Книга Маккавейская, часть 2, стр. 36

Вы знаете наверное, что в русской традиции праздновать первый спас, его называют маковый или медовый, при этом говорят: «Макавей», или ещё «Маком веет», это типичный пример усвоения чужого религиозного праздника на своей национальной почве. В Православной церкви день памяти Семи святых мучеников Маккавейских, 1 (14) августа, совпадает с началом Успенского поста, и в народе называется Медовый Спас или «Мокрый Маккавей». Я ни разу не слышал от простых верующих о страдальцах и мучениках за иудейскую веру Маккавеях, а вообще-то Маккавеи, в христианской традиции, стали символом несгибаемости и максимальной строгости в соблюдении заповедей. В кушаньях, подаваемых к праздничному столу на Маков спас, обязательно присутствовал мак, а также мёд. Сам я такого не видел, но рассказывают, что в некоторых местностях в этот день пекут маканцы, мачники - постные пироги и пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине - макитрой, в Белоруссии - макатером. В день Макавея молодёжь водила хороводы, но это уж точно при царе-горохе.
    Я продолжаю серию «Патриархи, цари и пророки Израильские»
    История семи святых мучеников Маккавеев – жесткая и поучительная история коллективного подвига неизвестно для чего, ведь это же за слова и идеи, а разве Господь дал человеку жизнь для того, чтобы ею жертвовать? Ведь он и право выбора тоже дал, и неизменно об этом повторял. Но, с другой стороны, именно казнь и мученичество Маккавеев привело к восстанию против сирийских греков и созданию независимого еврейского государства Хасмонеев (Маккавеев). Маккавеи и их государство – очень интересны во многих отношениях как для евреев и Израиля, так и для христианства и его истории. Государство Маккавеев возникло как реакция на эллинистический мир, когда после развала империи Александра Македонского возникло несколько эллинистических государств, царями которых стали бывшие генералы и полководцы Александра, в частности, государство Птолемеев (Египет и на первом этапе Палестина) и государство Селевкидов (Сирия и на втором этапе Палестина). И тут в основном пишут о восстании против обычаев чужеземцев и о борьбе свободолюбивого еврейского народа за свою веру и обычаи, но нужно иметь в виду две важных особенности. Первое: это был единственный в истории евреев и иудаизма период, когда была экспансия иудаизма силой, часто - военной силой, с принуждением принять иудаизм, с насильственным обрезанием, убийствами и т.д., то есть, фактически у человека был выбор, или умереть, или уйти, или принять иудаизм. Второе: Греческий мир был очень удобен для элит покоренных народов, в том числе и для евреев: и это не просто навязывание религии и культуры, это образ жизни: город, в котором должна быть площадь для собраний и торговли, стадион для занятий спортом, общественная баня, где собиралось общество для омовений и бесед, детей посылали в греческие центры получать образование, можно было пить вино не по праздникам, а каждый день дома или с друзьями, люди стали носить греческое платье, в различных городах появились синагоги, и даже само слово синагога – греческого происхождения. Александрийские евреи сделали греческий перевод Торы на Койне, Септуагинту.  Филон и Иосиф Флавий упоминают богато украшенные синагоги в Александрии и в Антиохии соответственно. Только в Александрии было три еврейских квартала, даже хрюшек ели и перестали обрезаться, а народу это не нравилось, да и денег у него не было, чтобы детей посылать учиться в Афина или Александрию.  Так что, восстание назревало, кроме всего прочего, государство Селевкидов было в упадке, и от него уже отрезали, кто что мог.   
    Иудейский священник Маттафия, Хасмоней из Модина близ Лидды из рода Иоарива, собрал вокруг себя ревнителей веры и, поддерживаемый пятью сыновьями, Иоанном, Симоном, Иудою, Елеазаром и Ионафаном, начал из горных убежищ борьбу с войсками Антиоха Епифана, постановив сражаться и в дни субботние. Маккавеи (от арам. makkaba - «молот»), первоначально прозвище Иуды Маккавея из династии Хасмонеев, возглавившего восстание против сирийских греков в 166—160 гг. до н. э. По традиции считается, что он убивал врагов и нечестивцев молотом. Позднее слово стало применяться к остальным сыновьям Маттафии, а потом распространилось на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана. Отношение же к Антиоху Епифану было однозначным:
«…И вышел от них корень греха – Антиох Епифан…»
                Первая Книга Маккавеев, стр.10
      В результате отказа есть свиное жертвенное мясо греками был казнен 90-летний старец Елеазар и семь братьев Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл и их мать Соломония, погибшие в пытках за отказ есть эту свинину (подчеркну, что тут кроме запретности её по закону Моисея, была попытка заставить есть идоложертвенное мясо). Православная церковь называет Маккавеев «седьмочисленными столпами премудрости Божией» и «седьмосвечными светильниками Божественного света», хотя сами попы совершенно не отказываются поесть хрюшек, во всяком случае, многие. В результате произошло восстание против культурной политики Селевкидской державы и насильственной эллинизации евреев.  К власти пришла Маккавейская династия Хасмонеев. Важным результатом восстания под руководством Хасмонеев является возникновение независимого иудейского государства с центром в Иерусалиме и восстановление Храмового богослужения. В честь этого события был установлен восьмидневный праздник Ханука. Династия Хасмонеев правила Иудеей (сначала под контролем Сирии, затем независимо) почти 120 лет (с 152 по 37 до н. э.).
     Итак, всё по порядку, вначале Иудеей правил Антиох IV Епифан, греко-сирийский царь Селевкидской державы. Он проводил политику эллинизации, то есть распространения греческого языка и культуры среди еврейского населения Иудеи. В 167 году до н. э. Антиох превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Апогеем гонений на иудаизм стали языческие жертвоприношения в Иерусалимском храме. Оскорблённое религиозное чувство иудеев вызвало негодование, которое привело к вооружённому восстанию в 166 году до н. э. Началом восстания стало убийство Маттафией еврея, принёсшего жертву на алтаре, а было это так. Сначала «…царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон». (стр.41). Идея видимо состояла в том, чтобы сплотить людей в один единый народ, очень благородно. «... и повелел городам Иудейским приносить жертвы во всяком городе…», а это очень тупо, евреи могли приносить жертвы только на жертвеннике Иерусалимского храма. «…В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года (т. е. 167 г. до Р. X.), устроили на жертвеннике Иерусалимском мерзость запустения...» (стр.51).  Видимо, имеется в виду идол Зевса Олимпийского, по Иосифу же Флавию – установлен был небольшой языческий алтарь, на котором возносили в жертву свиней. (Цитаты – по Первой Книге Маккавеев, часть 1). Во Второй части книги священник Маттафия из города Модине публично убивает одного отступника веры и царского посланника, и убегает с семьёй и с верными Израильтянами в горы (ст. 24). Вскоре ему удалось объединить ранее действовавшие в Иудее и Южной Самарии повстанческие отряды, которые он и возглавил. Священник Маттафия совершал набеги на соседние местности и разрушал алтари, производил обрезание, карал отступников от веры предков, в частности – христиан, и евреев, лояльных новой политике греков. Но Маттафия вскоре умер (166 год до н. э.), к тому времени его действия привели к утрате сирийского административного контроля в Иудее (за исключением Иерусалима).
      Во главе отряда стал третий сын Маттафии - Иуда. Пытаясь наладить административный порядок в Иудее, Аполлоний, наместник Селевкидов в Самарии, пошел к Иерусалиму для соединения с местным греческим гарнизоном. Однако греков преследовали неудачи, Аполлоний пал в сражении, далее, отряд генерала Серона был разбит Иудой в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи. Та же участь постигла и застигнутый врасплох экспедиционный корпус Птолемея, царского наместника в Келесирии. Отряд Лисия, царского наместника западных провинций, был разгромлен Иудой у Бет-Цура (на юге Иудеи). Эти неудачи привели к тому, что Лисий вынужден был издать декрет, упразднивший запреты, касавшиеся отправления иудейских обрядов, в установленный срок сложившим оружие повстанцам была обещана амнистия. Но было уже поздно, в декабре 164 года до н. э. Иуда захватил почти весь Иерусалим, за исключением городской цитадели. Лисий, который к этому времени стал регентом при малолетнем царе Антиохе V, в свою очередь осадил повстанцев в Иерусалиме, но, не желая тратить время на осаду, он заключил перемирие, отменившее антииудейскую религиозную политику. А что ему оставалось делать? Ему нужно было спешить и решать общегосударственные проблемы. Так что, Лисий казнил поборника эллинизации первосвященника Менелая и поставил на его место умеренного Алкима. Иуда официального признания не получил и Алкима первосвященником не признал.
     В 162 году до н. э. на трон Селевкидов взошёл Деметрий I. Для наведения порядка в Иудее он направил туда войско под началом Бакхида, Иерусалим был взят. Грекам нужно было найти компромисс с иудеями, однако вожди восстания не признавали никаких первосвященников, поставленных гражданской властью. Назначенный наместником над Иудеей Никанор попытался ликвидировать сохранившиеся очаги восстания. В 161 году до н. э. произошло решающее сражение близ Бет-Хорона, отряд наместника был разбит, а сам он был убит в битве. Повстанцы вновь вошли в Иерусалим. Желая легитимности своей власти и независимости Иудеи от Селевкидского царства, Иуда заключил союзный договор с Римом о нейтралитете и военной взаимопомощи, этот договор еще сыграет с евреями злую шутку. Для очередного наведения порядка в Иудею вошли греческие войска под командованием Бакхида. Восставшие были разбиты, а Иуда погиб в сражении в 160 году до н. э.
       После гибели Иуды его братья Ионафан и Симон собрали остатки повстанцев и продолжили партизанскую борьбу, взяв под контроль большую часть провинциальных поселений Иудеи. Тем временем борьба за власть внутри державы Селевкидов позволила Ионафану получить назначение первосвященника от соперника Деметрия I Александра Баласа, который сделал своей резиденцией город Акко и искал поддержки местного населения для обеспечения безопасности своего тыла при наступлении на Антиохию. Ионафану был пожалован титул «друг царя» (152 год до н. э.), а пост первосвященника стал одной из важнейших политических должностей в Иудее при Хасмонеях.
       После смерти Александра Баласа регентом при его малолетнем сыне Антиохе VI стал Диадот Трифон, противник Деметрия II, сына и наследника царя Деметрия I. Ионафан начал активно укреплять города Иудеи, установил дружеские отношения со Спартой, а в Рим была послана делегация для возобновления союза, заключённого Иудой. Обеспокоенный усилением Хасмонеев, Трифон коварно заманил к себе Ионафана с двумя сыновьями и, оставив их в заложниках, начал военную кампанию против Иудеи. Однако военные действия Симона вынудили Трифона покинуть Иудею. Ионафан и его сыновья были казнены (143 год до н. э.).
        В 142 г. до н. э. Деметрий II, заинтересованный в поддержке Иудеи, освободил её территорию от выплаты дани, что де-факто означало признание её независимой страной. Во главе Маккавеев после гибели Ионафана стал Симон, много уже помогавший братьям и раньше. В 141 г. до н. э. он собрал в Иерусалиме «Великий собор», на котором был провозглашён этнархом, первосвященником и главнокомандующим Иудеи с правом заключения международных договоров от своего имени. Эта власть должна была решением собора переходить по наследству потомкам Симона «до того времени, как явится истинный пророк», это уже был расцвет эпохи ожидания мессии. Политика Симона состояла в укреплении находившихся под его властью городов, поощрением торговли и промыслов, с завоёванных территорий изгонялось греческое население, замещаемое еврейскими поселенцами. Внешне это было похоже на антиселевкидовскую эпоху. Симон завоевал гавань Иоппию и вытеснил из иерусалимской цитадели (Акра) сирийский гарнизон.
      На престоле Селевкидского царства Деметрия II-го сменил Антиох VII Сидет. Царь подтвердил статус Симона в качестве руководителя Иудеи, признал за Иудеей захваченные территории и право на чеканку собственной монеты. Однако Симон быстро разругался с Антиохом, и наместник Антиоха в Прибрежной полосе получил приказ занять Иудею, но его войско было остановлено евреями, которыми руководили сыновья Симона.  В 136 г. до н. э. Симон был умерщвлён во время пирушки своим зятем Птолемеем, иерихонским наместником, который сам хотел стать этнархом Иудеи при поддержке Антиоха VII. Потом он зачем-то убил жену Симона и двух его сыновей. А вот с третьим сыном вышла промашка: убить Иоанна Гиркана I Птолемею не удалось, и Иоанн Гиркан принял первосвященнический сан. Затем войска Антиоха осадили Иоанна в Иерусалиме и принудили его заключить мир на условии сдачи всего оружия и снесения стен Иерусалима, но с оставлением за евреями свободы вероисповедания. Когда Антиох погиб в Парфии, Иоанн тотчас же начал забирать сирийские города, подчинил себе самаритян и идумеян и насильственно принудил их принять обрезание и другие иудейские обряды. С этого времени в Хасмонейском государстве приобретает влияние родовая знать идумеян, выходцем из которой (наполовину) был будущий Ирод Великий. Был разрушен Храм самаритян на горе Гаризим. Римляне уже лезли в регион неудержимо, и Гиркан поддерживал союз с римлянами. Гиркан умер в 107 году до н. э.
      Старший сын Иоанна Гиркана I, Аристобул I Филеллин, первый из Маккавеев надел царскую диадему, но процарствовал лишь год. В это короткое время он успел заточить в тюрьму троих братьев, уморить голодом мать и обратить в иудейство большую часть жителей Итуреи.  Брат Аристобула I, Александр Яннай, из темницы был возведён на царство в 106 году до н. э. царицей-вдовой Соломеей-Александрой и до самой смерти своей в 79 году до н. э. был полновластен в Иудее, Самарии, Галилее и береговой полосе на юге до Птолемаиды. Сын его Иоанн Гиркан II сделался после него первосвященником, а жена, Александра, приняла царство, но управляла очень слабо до 70 года до н. э. Фактически, в это время территория Маккавейского государства была максимальной.
    После смерти Александры, Иоанн Гиркан II был провозглашён царём в Иерусалиме, но принуждён был вступить в соглашение с младшим братом Аристобулом II, по этому соглашению Аристобул II получил скипетр и первосвященничество. Война между братьями Иоанном Гирканом II и Аристобулом II стала уже невыносимой для уставшего населения, и можно было спокойно ждать римлян, которые сразу же влезали в места конфликтов.  В 64 году до н. э. за решение проблемы спора между братьями взялся Помпей, естественно, по просьбе одной из сторон. Аристобул после тщетных попыток подкупа был взят в плен и увезен в Рим, где участвовал в триумфе в качестве побежденной стороны, но позже он сбежал, а в 56 году до н. э. появился в Иудее и начал войну, кончившуюся его вторичным пленением. В 49 году до н. э. Цезарь освободил его и послал с двумя легионами в Сирию, но раньше, чем Аристобул успел что-нибудь сделать, его отравили помпеянцы. Таким же образом погиб и его сын Александр. Все остальные представители дома Маккавеев были истреблены Иродом Великим (о нем см. http://stihi.ru/2022/11/22/7564). Кроме книг Маккавейских, о Маккавеях сообщает ещё Иосиф Флавий (о Иосифе Флавии см. http://stihi.ru/2023/03/28/431).
      В свете всего вышеизложенного, найдите место в этом потоке бесконечных предательств и убийств подвигу семи Священномучеников. Это сделать очень трудно, вера тогда, как и сейчас, это идеология, а идеологические войны и религиозные войны – самые жестокие и беспощадные. Так что в результате все умерли, и власть в конце концов досталась Риму.
Фото: Семь мучеников Маккавеев, их мать святая Соломония и учитель святой Елеазар (фрагмент пелены «Явление Богоматери Сергию и праздники», 1525 год). 

8.1.2025


Рецензии