Верный признак лже-поэта

Верным признаком лже-поэта в наше время являются награды на различных поэтических конкурсах. Чем выше награда и весомей конкурс, тем больше вероятности, что получил премию заправский графоман. Понятно, не так он прост, чтобы добраться до таких вершин, но тем не менее, это верный признак лишенной вдохновения поэзии, хотя и весьма искусной с технической точки зрения.

Вадим Гройсман
   9 января 1963 г.
Поэт, переводчик, лауреат литературных премий:
им. Бродского 2014 г. открытого чемпионата Балтии по русской поэзии 2015 г., международного интернет-конкурса "Эмигрантская лира" 2019 г.

                СЕРАФИМ

Я живу суетой и разладом,
Как положено жить человеку,
Провожая потерянным взглядом
Равнодушного времени реку.

Но когда от бессилия злого
Замираю и плачу над нею,
Будто ангел... какое бы слово?
Пламенею. Да, пламенею.

Не до смерти ходить мне кругами,
Отдыхать на скрещении лестниц:
Оторвусь от щербатого камня,
Сам себе обжигающий вестник.

Никого не задев ненароком,
Только крышу пером оцарапав,
Я над этим углом и порогом
Пролечу шестикрылым сарафом.


Валерия Гранкина
Это стихотворение из книги Вадима Гройсмана
"Ученик библиотекаря", изданной в 2019 г., книги, подаренной мне Вадимом в счастливое мирное время.

Наталья Минина
Валерия Николаевна, прекрасные стихи. ;

ЕМ
Я поражаюсь, люди совершенно не чувствуют поэзию... Грамотное стихотворение, но лишенное поэтического вдохновения... Нет, здесь поэзии, это скорее прозаический этюд.

РАЗБОР СТИХА:

Я живу суетой и разладом,
Как положено жить человеку,

Если "живу суетой" звучит еще вполне сносно, то же добавочное "разладом", превращает строку в умозрительность. Надо логично довершать, как это жить разладом?.. Весьма заковыристо сказано. А вот уже набившее оскомину "как положенно", вставлено как классический штамп, что весьма нежелательно в стихосложении.

Провожая потерянным взглядом
Равнодушного времени реку.

Вот такое нанизывание смыслов в строке. Провожать не просто взглядом, а еще и потерянным, не просто времени реку, но и почему-то равнодушную... Пока человек логически соединит все эти смыслы, настроение улетучиться как дым. Человек будет размышлять, но не чувствовать. А значит это для поэзии большой пробел.

Замираю и плачу над нею,
Будто ангел..

Эко поэт хватил!.. Такого и Лермонтов с иже классиками не допускали, чтобы сравнивать себя с плачущими ангелами.  Кто же наделил смертного поэта бессмертной душой?.. Уж не Пегас?.. Но, у него нет таких полномочий, разве что божественное провидение перстом указало на поэта. Но это зашкаливает по всем показателям, и по божеским, и по человеческим. Так себя возвышать совсем не стоит. Поэт явно забыл притчу о человеке, который сел в самое скромнее место на пиру, чтобы другие указали на более почетное, но самому садиться на такое место не стоит.

Не до смерти ходить мне кругами,
Отдыхать на скрещении лестниц:
Оторвусь от щербатого камня,
Сам себе обжигающий вестник.

Вот в этом четверостишье равномерно распределено эмоциональное и логическое, здесь оно уравновешенно, и воспринимается, хотя смысл и усложнен символическими сравнениями "на скрещении лестниц", то есть на своеобразном кресте. Но здесь получает продолжение нескромная идея "ангела" и поэт уже открыто себя считает "обжигающим вестником", тем самым серафимом, который явился в стихотворении Пушкина. Но там поэту были отверзены очи и вырван лживый язык, но никак сам поэт не превращался в шестикрылого Серафима. Конечно, этот стих, отсылка к Пушкину, и это хорошо, если бы поэт не стал превращаться в самого Серафима, который был строгим судьей у Пушкина.

Никого не задев ненароком,
Только крышу пером оцарапав,
Я над этим углом и порогом
Пролечу шестикрылым сарафом.

Можно сказать, что в этом стихе поэт явил себя как Икар, он сжег свои поэтические перья графоманским размахом, необоснованностью высшей миссии, призванной указывать поэтом на истинность поэзии.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.