Верный признак лже-поэта
Вадим Гройсман
9 января 1963 г.
Поэт, переводчик, лауреат литературных премий:
им. Бродского 2014 г. открытого чемпионата Балтии по русской поэзии 2015 г., международного интернет-конкурса "Эмигрантская лира" 2019 г.
СЕРАФИМ
Я живу суетой и разладом,
Как положено жить человеку,
Провожая потерянным взглядом
Равнодушного времени реку.
Но когда от бессилия злого
Замираю и плачу над нею,
Будто ангел... какое бы слово?
Пламенею. Да, пламенею.
Не до смерти ходить мне кругами,
Отдыхать на скрещении лестниц:
Оторвусь от щербатого камня,
Сам себе обжигающий вестник.
Никого не задев ненароком,
Только крышу пером оцарапав,
Я над этим углом и порогом
Пролечу шестикрылым сарафом.
Валерия Гранкина
Это стихотворение из книги Вадима Гройсмана
"Ученик библиотекаря", изданной в 2019 г., книги, подаренной мне Вадимом в счастливое мирное время.
Наталья Минина
Валерия Николаевна, прекрасные стихи. ;
ЕМ
Я поражаюсь, люди совершенно не чувствуют поэзию... Грамотное стихотворение, но лишенное поэтического вдохновения... Нет, здесь поэзии, это скорее прозаический этюд.
РАЗБОР СТИХА:
Я живу суетой и разладом,
Как положено жить человеку,
Если "живу суетой" звучит еще вполне сносно, то же добавочное "разладом", превращает строку в умозрительность. Надо логично довершать, как это жить разладом?.. Весьма заковыристо сказано. А вот уже набившее оскомину "как положенно", вставлено как классический штамп, что весьма нежелательно в стихосложении.
Провожая потерянным взглядом
Равнодушного времени реку.
Вот такое нанизывание смыслов в строке. Провожать не просто взглядом, а еще и потерянным, не просто времени реку, но и почему-то равнодушную... Пока человек логически соединит все эти смыслы, настроение улетучиться как дым. Человек будет размышлять, но не чувствовать. А значит это для поэзии большой пробел.
Замираю и плачу над нею,
Будто ангел..
Эко поэт хватил!.. Такого и Лермонтов с иже классиками не допускали, чтобы сравнивать себя с плачущими ангелами. Кто же наделил смертного поэта бессмертной душой?.. Уж не Пегас?.. Но, у него нет таких полномочий, разве что божественное провидение перстом указало на поэта. Но это зашкаливает по всем показателям, и по божеским, и по человеческим. Так себя возвышать совсем не стоит. Поэт явно забыл притчу о человеке, который сел в самое скромнее место на пиру, чтобы другие указали на более почетное, но самому садиться на такое место не стоит.
Не до смерти ходить мне кругами,
Отдыхать на скрещении лестниц:
Оторвусь от щербатого камня,
Сам себе обжигающий вестник.
Вот в этом четверостишье равномерно распределено эмоциональное и логическое, здесь оно уравновешенно, и воспринимается, хотя смысл и усложнен символическими сравнениями "на скрещении лестниц", то есть на своеобразном кресте. Но здесь получает продолжение нескромная идея "ангела" и поэт уже открыто себя считает "обжигающим вестником", тем самым серафимом, который явился в стихотворении Пушкина. Но там поэту были отверзены очи и вырван лживый язык, но никак сам поэт не превращался в шестикрылого Серафима. Конечно, этот стих, отсылка к Пушкину, и это хорошо, если бы поэт не стал превращаться в самого Серафима, который был строгим судьей у Пушкина.
Никого не задев ненароком,
Только крышу пером оцарапав,
Я над этим углом и порогом
Пролечу шестикрылым сарафом.
Можно сказать, что в этом стихе поэт явил себя как Икар, он сжег свои поэтические перья графоманским размахом, необоснованностью высшей миссии, призванной указывать поэтом на истинность поэзии.
Свидетельство о публикации №125010903609