Раздумья Снежной бабы о танцах
Возле дома виднеется зелёная травка , воздух тёплый и влажный, а хочется мороза, пусть небольшого, но прелестного, пахнущего свежестью и лёгкого танца снежинок, и чистоты первозданной. Лишились зимней сказки, скучно и обыденно. Где Новогоднее волшебство? Куда ты пропало? Появись. Порадуй честной народ.
По китайскому календарю нынешний год – это год зелёной змеи. Змея олицетворяет мудрость, но я не люблю змей, панически боюсь их с детства. Благородная упреждающая стойка кобры на меня наводит леденящий душу ужас. Никакой красоты и благородства я в ней не вижу. Затаятся, спрячутся и внезапно атакуют жертву, впрыснув свой яд-уксус. Нет, не мудрость это, а коварство. Извивы длинного тела, бесшумное передвижение, способность выжидать, мне не близко. Чужое.
Я люблю открытых доверительных, с живыми эмоциями и чувствами людей. С ними уютно, ясно и тепло, и работать, и жить легко.
Тишину люблю, как все пишущие люди. Она нужна, даёт возможность сосредоточиться, погрузиться в проблему, проанализировать её, а потом излиться стихами или прозой.
Предпраздничная нарядность города видна повсюду. На перекрёстках ярко сверкают гирлянды и снежинки. На центральной площади возвышается нарядная ёлка. Возле неё прохаживаются люди, резвится малышня. Мальчишки, заглядывая за щиток огораживающий ёлку, живо обсуждают устройство механизма, на котором вращается ёлка. Две девочки танцуют. Одна из них считает, задавая ритм, и обе одновременно шагают в такт вальса. Глаза лучатся восторгом. Танец доставляет им радость. Красота всегда несёт радость. А радость делает человека добрее. Свет доброты растворяется в музыке и в движении танца одновременно, передаётся другим людям, захватывая их сердца.
В «Одноклассниках» модераторы выложили видеосюжет о Новогоднем бале, проходившем в Белоруссии. Под сюжетом запись: «американцы очарованы красотой…». Открываю ссылку. В беломраморном зале, под изумительные звуки симфонического оркестра, исполняющего «Вальс» Евгения Доги из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь» кружатся пары. Элегантные мужчины и восхитительные дамы в настоящих бальных платьях, с красивыми причёсками танцуют классический вальс, трепетный и прекрасный. Вальс – это танец души. Танец, несущий мечту. Каждая женщина мечтает побывать на таком балу, вот так кружиться по мраморному полу, легко, свободно…
Мне кажется, что каждая женщина должна исполнить свой вальс, исполнить его душой, чувствами, взглядом, нежными взмахами рук. Исполнить его добрыми мечтами. Каждая женщина обязательно должна побывать на новогоднем балу, ведь, как сказала Добрая Фея в сказке о Золушке: « Это так вредно не бывать на балу, если очень хочется».
Сколько поколений наших соотечественников воспитано на сказке «Щелкунчик», на восхитительной музыке Петра Ильича Чайковского, блистательной хореографии Мариуса Пятипа. Трудно представить себе новогодние дни без сверкающей ёлки и сказочного балета.
Девочки старательно танцуют вальс. Какая прелесть! Становится видимой мечта. Она светлая и добрая, немного робкая. Вот она новогодняя сказка. Танцуйте девчонки, мечтайте.
Танец – древний вид искусства. Единение в русском хороводе выражало преданность и любовь Ярилушке, дарящему жизнь на Земле, принадлежность своему роду (народу). В русской плясовой чувствуется удаль и кураж, весёлость и жизнерадостность нашего народа. В Кадрили – заигрывание с партнёром: «Обрати внимание, не прозевай девушку». Судьба определяется, танцуй со смыслом, умей выразить движениями свою симпатию к ней.
Я люблю танго. В чётких синкопах танго пульсирует страсть и нежность одновременно. Довоенные и военные танго – это целый пласт танцевальной отечественной культуры. Как неподдельно искренни партнёры в своих движениях, зримы характерны. Вот где кроется игра чувств и скрытая интрига. Танго не может устареть, оно всегда актуально.
Танец, который не может оставить зрителя равнодушным. Наш великий хореограф Игорь Моисеев в программе «Вечер в таверне» оставил вдохновенные танцы, яркие и образные, и незабываемые зрелищные танго. О творчестве этого педагога хочется многое сказать. Но это уже будет отдельная тема для другой статьи. Велико творческое наследие этого мастера.
Люблю испанское фламенко за грацию и экспрессию. Его исполняет женщина любого формата. Танцовщица свободна и естественна в своих движениях. Как выразительно они сливаются с музыкальным сопровождением. Красота её образа и достоинство завораживают зрителя. Фламенко для меня - это танец солнца и моря, танец несущий энергию природы гордых птиц и воздушных потоков, блеск воды и скал. Танец освобождённого чувства, не терпящего заточения.
Сдержанно отношусь к арабским танцам. Зажигательные кавказские танцы особенного отклика у меня не вызывают. Я вижу в них агрессию воинствующего духа. А вот к творчеству танцора Махмуда Эсамбаева отношусь с восторгом. В его танцах, кроме изумительной хореографии и пластики, всегда присутствует философия, точный выверенный характер, мудрость и безупречная красота. Красота редкостная, истинная. В очередной раз пересматриваю Лезгинку в его талантливом исполнении. Нет агрессии, как нет и ничего воинствующего в его движениях. Это прекрасный горный орёл парит над благодатной землёй. В руках кинжал. Но это не оружие. Мягко разжимается кисть, и лезвие падает в землю. Земле нужен плуг. Она щедро отблагодарит крестьянина урожаем и накормит труженика. Это танец утверждающий жизнь и культуру людей, живущих на земле. Танцор, поцелованный Богом, так называют Махмуда Эсамбаева. Его работы покорили весь мир. Надо пересмотреть шедевры. И первым, непременно, снова переживу индийский ритуальный танец «Золотой Бог».
Нужная книга, встреча с полезным для тебя человек приходит тогда, когда тебе это становится необходимо. Ряд вопросов связанных с образовательным процессом в детской хореографии у меня накопился давно. Для расширения кругозора необходимо больше общения с педагогами - практиками. Хочется соприкоснуться с их мировоззрением, услышать их мнение о насущных проблемах и вопросах, услышать их рассказы и, самое главное, увидеть и определить те ценности, которыми они руководствуются. Судьба нечаянно свела меня с педагогом – хореографом из Ростовской области Константиновской школы искусств Ириной Борисовной Квачёвой. Ирина Борисовна после окончания Ростовского училища Культуры, отделения народного танца, приняла хореографический класс в ДШИ. Опыт внушительный.. Участвует в областных и всероссийских конкурсах. Имеет дипломы разной степени. Немало её учеников поступили в хореографические училища страны. Замечательный показатель работы педагога. Увлекла, научила и сделала танец делом жизни. Чтобы беседа приняла направленный характер и не растворилась в мелочах (а беседуем мы по Скайпу), публикую мои вопросы к ней и краткие ответы Ирины Борисовны.
1. В Библии сказано «Сначала было слово, и слово было Бог, и было оно у Бога…» Великая балерина Майя Плисецкая не согласилась и внесла своё уточнение: «Сначала был жест!»
Как Вы думаете? Что Вам ближе?
Ответ: Мне ближе слова Майи Плисецкой: «Сначала был жест». Жест, несущий волю и добро. Жест, как посыл к жизни, слово было потом .
2. Язык танца одинаково понятен всем людям? Или существует определённая зависимость от национальной культуры и конфессии?
Ответ: Зависимость от культуры, в которой воспитан человек. Она определяет его восприятие.
3. Может ли танец повлиять на мировоззрение ребёнка?
Ответ: Да, может. Могу привести множество примеров из своей практики.
4. Какие изменения он вызывает в нём? Примеры из личного опыта будут не лишними.
Ответ: Внутренний мир ребёнка, занимающегося хореографией, благотворительно изменяется. Сначала появляется интерес к танцевальному искусству, развивается любознательность и познавательность, появляется стремление доводить начатое до конца.
5.Что для Вас важнее внутренний мир ребёнка или физические данные?
Ответ: В свой танцевальный коллектив «Непоседы» я принимаю всех желающих детей. Каждому ребёнку найдётся своё место. Считаю для педагога недопустимым – отказывать в образовании детям. Успехам всех детей радуюсь. Ведь это я сумела им помочь достигнуть определённого результата, через их внутренний мир и физические данные. Это единый процесс.
5. Психологи утверждают, что на данном историческом отрезке времени Айкью ценится меньше, чем Екью. ( Екью – это эмоциональный интеллект. Контролирую свои чувства, и контролирую чувства своего собеседника. Способность и умение выйти из сложившейся ситуации). В чём он выражается у ваших воспитанников?
Ответ: Эмоциональный интеллект необходимо формировать в процессе занятий хореографией, нарабатывать конкурсный опыт, воспитывать в ребёнке эстетическое чувство, умение чувствовать фальшь и не терять достоинство в любой, даже несправедливой ситуации.
6. Какие танцы Вам близки? Какие Вы отторгаете и не принимаете в свой опыт?
Ответ: Народные, быстрые, не лирические. Не нравятся современные, с катанием по полу и нескромным раскрытием ног в стороны, лёжа на спине лицом к зрителю.
8.Существуют ли вредные танцы для людей? Для детей?
Ответ: К сожалению, они существуют. Вредные
для всех: и для взрослых, и для детей. Неэстетичные.
9.Какая музыка преобладает на ваших занятиях?
Ответ: Преобладает весёлая, жизнерадостная, ритмичная музыка.
10. Что в танцевальной музыке для детей, по вашему мнению, является важным? Главным?
Ответ: Она должна нравиться. Ребёнок должен хотеть под неё двигаться. Он должен увлечься ею.
11. Как вы считаете лозунг о «Гармоничной личности» - это утопия или реальность?
Ответ: Утопия? Нет, напротив. Гармония и гармоничная личность - это реальность. К ней надо стремиться через искусство танца в том числе.
Благодарю Ирину Борисовну за искренний диалог, за предоставленные видеоматериалы, фотографии, публикации из газет.
Просматриваю видеоматериалы выступлений ансамбля «Непоседы». Живые весёлые детские лица, задорное исполнение русских плясовых, характерные казачьи танцы. Эстетичные костюмированные постановки отличаются хорошей фантазией и вкусом. Много вдохновенной работы проделано хореографом совместно с детьми. Верю, что всё пережитое в классе на занятиях и на сценах различных конкурсных площадок, праздничных городских площадях, летних эстрадах, клубных сценах не пройдёт бесследно для детей. Не растеряют они задор и танцевальный навык, эстетическую прелесть выступлений, детскую дружбу. Эмоциональная память сбережёт всё, как самое драгоценное на всю оставшуюся жизнь. Сохранит и поможет применить полученные умения навыки в дальнейшей деятельности, конечно же, доброй и созидательной.
Я всегда радуюсь интересным рассказам и откровениям педагогов. Как много они высвечивают проблем. Радуюсь доверительным отношениям, их преданности творчеству и русскому искусству. Родное нельзя забывать. Им надо дорожить. Надо помнить, надо знать и любить русскую культуру.
Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член – корреспондент РАО, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, член Совета при Президенте по науке и образованию Татьяна Владимировна Черниговская в своей работе « Развитие потенциала мозга» говорит о развитии нейросети мозга, о его способности запоминать всё, независимо от желания и воли человека. О воспроизведении ранее запомнившейся информации. Татьяна Владимировна рекомендует: не читать плохих книг, не слушать плохую музыку. Она настаивает, что на этапе начального образования должны работать педагоги – Звёзды. Для ребёнка важна сложная информационная деятельность, которая создаст многогранный сложный личностный мир человека.
Я вспоминаю передачи, которые вёл писатель-журналист Евгений Симонов. В них он знакомил зрителей с участниками Великой Отечественной войны. Он раскрывал их внутренний мир. Я , будучи ещё ребёнком, запомнила бойца, который прошёл всю войну и в кармане своей гимнастёрки хранил две фотографии. Одна – матери, другая – Галины Сергеевны Улановой, в образе «Лебедя». Вот до каких высот может быть поднято искусство.
Как много чужого проникает сегодня в нашу культуру. Зачастую вредного для русского человека, особенно для ребёнка. В качестве яркой иллюстрации приведу пример о новом виде танцевального искусства «Черлидинг». Он включает в себя гимнастику, танец, акробатику. Это синтез спорта и танца. Происхождение имеет западное. У нас в стране проводятся конкурсы различного уровня. Просматриваю выступление команды Университета им. Э. Баумана на ноябрьском фестивале, проходившем в ноябре 2024 года в С. Петербурге. Высшая Лига. Результат – второе место, проиграли один бал команде С. Петербурга. Выступление превосходное. Логическое построение задуманного образа, музыкальная аранжировка произведения, динамичность перестроений, синхронность и слаженность, полная осмысленность исполняемого материала, его настроение и характер. Всё удалось. Браво спортсменам!
Из беседы с руководителем группы Татьяной Владимировной Реутиной узнаю, что это направление получило эстетическую наполненность, взятую из отечественной академической танцевальной школы, спортивных и народных танцев. Зарубежное название будет меняться. А само направление получит распространение и развитие. Радует перспектива.
Только не радует дождь, который опять застучал по стеклу. Метелица, твой выход. Исполни лёгкий фокстрот. Порадуй двух хореографов и январских именинниц.
Лариса Тимиручива
концертмейстер спортивной школы № 2 г.Донецка РО
Свидетельство о публикации №125010804922
С добром и самыми лучшими пожеланиями -
Елена Гусельникова 11.01.2025 10:54 Заявить о нарушении
Желаю здоровья, бодрости, вдохновения, любви и мира!
Я тоже пишу урывками, всплесками.
Здоровье оставляет желать лучшего.
Обстановка тревожная. Соседний город бомбят каждую ночь.
В "Новостях" молчат.
Молюсь о мире.
Лариса Тим 12.01.2025 18:51 Заявить о нарушении
Елена Гусельникова 12.01.2025 18:54 Заявить о нарушении